Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2002г. Выпуск 8 Взаимодействие национально-культурных автономий с органами государственной власти Российской Федерации


Выступление Президента и Председателя Совета Федеральной лезгинской национально-культурной автономии А.П Керимова

 Уважаемый Геннадий Николаевич! Уважаемые коллеги!

     Я хотел бы отметить возрастающую позитивную роль Государственной Думы Российской Федерации в деле взаимодействия, взаимопонимания и сближения государства со своими народами и многочисленными этносами и поблагодарить за это руководство Государственной Думы.
          Впервые в сфере правового регулирования национальных отношений был принят Федеральный закон О национально-культурной автономии . Я думаю, вы согласитесь со мной в том, что он явился новым шагом, новой моделью правового регулирования национальных отношений. Национально-культурная автономия носит экстерриториальный характер и выступает как форма самоопределения граждан, принадлежащих к определенной  этнической общности. Она может удовлетворять права человека в области культуры, языка, воспитания, образования, информации, общественного самоуправления. Может быть, это и есть начало новой  политики, нового мышления в построении российского многонационального государства.
    Теперь задача состоит в том, чтобы этот закон был реализован органами исполнительной власти как на федеральном, так и на региональном уровнях, а также в органах местного самоуправления.
    Следует отметить, что в Федеральном законе О национально-культурной автономии слабо проработан экономический блок. Недавно я познакомился с одним из документов Московской городской Думы, в соответствии с ним  30 организаций, которые оказывают поддержку разным благотворительным фондам, освобождаются от части налогов. Почему бы и у нас в Государственной Думе не утвердить такой принцип: если какие-то фирмы оказывают финансовую поддержку, скажем, лезгинской или немецкой Федеральной национально-культурной автономии, их региональным структурам, то следует освободить таких спонсоров от каких-то налогов, раз уж государство не финансирует эту проблему. В Федеральном законе О национально-культурной автономии экономический  блок нужно обязательно усилить.
    Сегодня без преувеличения можно сказать, что национальные взаимоотношения стали одним из главных вопросов политических, экономических, социальных преобразований, происходящих в российском обществе. До июня 1996 года Россия не имела единой концепции национальной политики. Теперь такая концепция есть, и сейчас стоит задача ее реализовать. Одним из основных подходов к ее реализации  является программно-целевой подход, включающий в себя разработку и принятие программ по социально-экономическому и национально-культурному развитию народов, сохранению их культур, языков и традиций, расширению сотрудничества и взаимообогащения граждан всех национальностей Российской Федерации.
    Учет национально-культурного многообразия в сфере государственного управления  - один из главных рычагов утверждения  реального федерализма. Думаю, ни одна программа национально-культурного развития и межнационального сотрудничества субъектов Российской Федерации не будет реализована, если на уровне принятия государственных решений не будут участвовать представители той или иной этнической общности. Только таким путем можно достичь национального согласия и национального мира в полиэтническом государстве, каким является Российская Федерация.
    В тяжелом положении находится сегодня лезгинский народ, разделенный государственной границей. Сложилось так, что еще в 1860 году, после Кавказской войны, территорию, на которой испокон веков проживал лезгинский народ, поделили на две части. Причем, эта граница никогда законным путем не устанавливалась, хотя она существует. Граница идет по реке Самур, что течет по середине лезгинской земли, разделяя единый народ между двумя республиками: Дагестаном и Азербайджаном. В обеих республиках лезгины находятся в положении нацменьшинств. Именно в этом - истоки дискриминации в политической, социально-экономической и культурной областях.
    Несмотря на громкие декларации правящей национально-политической элиты о том, что равенство, справедливость,  учет интересов всех народов  являются фундаментальными нормами общественной и политической жизни Дагестана, на самом деле, на протяжении последнего периода проводится политика дискриминации Южного Дагестана во всех сферах жизни, выживая представителей лезгинского, агулского, табасаранского, рутульского народов из состава Республики. По поводу такой дискриминационной политики в отношении проживающих на территории Южного Дагестана представителей нашего народа высшие органы власти на протяжении всех этих лет неоднократно уведомлялись, однако, все наши требования ими игнорировались.
    Настоящая экологическая трагедия - сегодняшнее состояние Самурских  широколистных (дуб, бук, граб) и смешанных  лесов, а также субальпийских и альпийских лугов (горных земель и зимних пастбищ). Наиболее приемлимой формой охраны Самурских лесов является организация государственного природного национального парка с разделением территории на функциональные зоны. Но гибель заповедного леса продолжается.
    Не только с точки зрения культуры и экологии, но и с точки зрения  социально-экономической лезгинские районы смотрятся куда хуже, чем другие национальные административные районы. В Ахтынском и Курахском районах - катастрофический процент безработных, а сейчас ситуация и вовсе взрывоопасная, так как вовсе не исключен исход лезгин из других республик. Так было, например, с беженцами из Нового Узеня, где вспыхнул конфликт на национальной почве между жителями казахской национальности и лезгинами, построившими этот город нефтяников на территории Казахстана. После известных трагических событий почти десять тысяч лезгин выехали в Дагестан, усугубив и без того серьёзную проблему трудоустройства населения.
    Из-за обострения  политической и социально-экономической ситуации на Северном Кавказе, войны в Чечне резко возросла миграция лезгин из Дагестана и эмиграция представителей разделенного лезгинского народа из Азербайджана, избравших иное постоянное местожительства на территории Российской Федерации. В настоящее время около полмиллиона лезгин проживает во многих субъектах Российской Федерации. Однако, меры, принимаемые федеральными органами исполнительной власти по содействию в обустройстве беженцев и вынужденных переселенцев, оставляют желать лучшего. Несовершенство законов Российской Федерации об определении статуса беженцев и вынужденных переселенцев неизменно приводят к тому, что получить статус беженца или двойное гражданство им пока не удается.
    Для решения всех этих накопившихся годами проблем нужна специальная долгосрочная Программа, которую готова разработать наша Федеральная лезгинская национально-культурная автономия.
    Заслуживает одобрения деятельность Государственной Думы, направленная на создание благоприятных условий  для общения, тесного взаимодействия между существующими в Российской Федерации Федеральными национально-культурными автономиями. Необходимо усилить такое взаимодействие через подготовку и реализацию интеграционных экономических, хозяйственных проектов по созданию совместных корпораций и культурных объектов, которые существенно оживят национальную экономику и укрепят дружбу между народами.