АВ 2002г. Выпуск 8 Взаимодействие национально-культурных автономий с органами государственной власти Российской Федерации
Выступление Председателя Совета Федеральной национально-культурной автономии Украинцы России
А.А.Руденко-Десняка
Уважаемый Геннадий Николаевич! Уважаемые коллеги!А.А.Руденко-Десняка
Я хотел бы, прежде всего, отметить важность нынешней встречи. Руководители национально-культурных организаций поддерживают постоянный рабочий контакт с Комитетом Государственной Думы по делам национальностей, но сегодня этот контакт вышел на новый уровень - встреча с руководством Государственной Думы может быть расценена как признание важности проблем, которые нам вместе предстоит обсудить.
Прошло десять лет движения России по новому историческому пути, но до сих пор так и нет закона, защищающего права этнических меньшинств на российской территории. Все еще идут дискуссии о самом термине "этнические меньшинства". На мой взгляд, в этом термине нет ничего ни заведомо унижающего, ни заведомо возвышающего человека, как пытаются это представить некоторые политики. Речь идет о тех гражданах, чьи специфические права нуждаются в специальной защите, о личностном выборе человека: если человек, независимо от своего происхождения, идентифицирует себя с национальным большинством - это его право. Если же он в каких-то сферах жизни, в первую очередь, в сфере информации и образования на родном языке, а также национально-культурной сфере идентифицирует себя с определенным этническим меньшинством - это тоже его право, и оно должно быть защищено полноценным действующим законом.
Существование такого закона позволило бы государству и обществу вести более осмысленную работу по предотвращению межэтнических конфликтов и более заметную борьбу с проявлениями ксенофобии и шовинизма. Пока единственный закон, которым могут пользоваться организации национальных общин - это Федеральный закон О национально-культурной автономии . Он сыграл положительную роль в том смысле, что заставил национальные общины пересмотреть уровень своих возможностей и требований, а в некоторых случаях подтолкнул региональные власти к более активному диалогу с этнокультурными организациями.
Содержащаяся в законе статья о Консультативном совете по делам национально-культурных автономий при Правительстве России и аналогичных советах при всей вертикали исполнительной власти крайне важна, потому что сегодня только на ее основе можно создать легитимный механизм постоянного диалога и взаимодействия этнокультурных образований и властных структур. Особое значение эта часть закона имеет для этносов России, не имеющих своих государственно-территориальных образований.
Долгое время деятельность Консультативного совета при Правительстве искусственно тормозилась. На элементарное утверждение поправок в списке членов Консультативного совета уходили долгие месяцы. Сейчас, с приходом нового Министра по делам национальностей, проведены весьма полезные рабочие консультации и есть надежда, что в ближайшее время этот совет заработает в полном соответствии со своим Регламентом и социальным назначением.
К сожалению, в целом, Федеральный закон О национально-культурной автономии выполняется крайне неудовлетворительно. Но это - предмет особого разговора. А сейчас есть смысл коснуться чисто законодательного аспекта этой проблемы.
Необходимо, на наш взгляд, более четко прописать, кто является субъектом закона. Этнические общности - это слишком зыбкое определение. Полагаю, нужно вернуться к определению, которое было в законе на стадии его принятия и исчезло при третьем чтении. Национально-культурные автономии должны образовываться гражданами, относящими себя к этническим меньшинствам с их специфическими правами в этнокультурной области.
Следующая проблема. Практика показала, что множественность национально-культурных автономий одной и той же национальности создает путаницу, конфликты и парализует диалог между этим этносом и властью. Логично, исходя из практики, определить, что каждый этнос создает одну национально-культурную автономию на всех уровнях.
Нуждается в корректировке механизм регистрации национально-культурных автономий, особенно на местном и региональном уровне. Требование о вхождении в национально-культурную автономию двух и более организаций данной этнической общины является, безусловно, искусственным. И, конечно, нуждается в более полноценном определении ответственность государства перед национально-культурными автономиями.
Финансирование мероприятий по реализации Концепции государственной национальной политики, национально-культурных программ на федеральном уровне - это проблема, требующая ответственного государственного решения. Создается впечатление, что Минфин России в решении этой проблемы стоит очень твердо, до потери последней капли здравого смысла. И не заметно, чтобы законодатели как-то попытались повлиять на эту ненормальную ситуацию.
Хочу пояснить свою, и не только свою, точку зрения. Независимо от масштаба федерального бюджетного финансирования, оно вряд ли способно решить все проблемы той или иной национальной общины. Но речь идет об определении через бюджет приоритетов внутренней политики, то есть это вопрос сугубо политический. Какое-то время назад, на встрече в Совете Федерации, я высказал более чем очевидную мысль: национальный вопрос - это не песни на родном языке, а в первую очередь - вопрос национальной безопасности. Таковым он неизбежно становится в стране двух сотен национальностей, множественности традиций, обычаев и конфессий, существующих и, увы, не гаснущих межэтнических конфликтов. Закрывать глаза на эту реальность - значит пренебрегать сохранением стабильности в государстве и обществе, одной из важнейших возможностей построения гражданского общества. Хочется верить, что все сказанное будет принято во внимание, потому что эту точку зрения разделяют руководители и других национально-культурных организаций страны.
Считаю, что было бы разумным сделать такие встречи, как сегодняшняя, систематическими для обмена информацией и совместной выработки практических рекомендаций. Построение гражданского общества - это не одноразовая акция, а длительная работа на основе полноценного общественного диалога.
И последнее, что мне хотелось бы сказать. Сейчас идут мероприятия, связанные с Годом Украины в России, объявленным Президентом Российской Федерации В.В.Путиным. Это прекрасная инициатива. Уже сейчас можно говорить о более заметном интересе к потребностям украинской диаспоры в Российской Федерации. И очень хотелось бы, чтобы было положено начало качественно иной работе государства со всеми национальными общинами нашей страны. Думаю, это был бы лучший подарок украинцам России.
Выступление Председателя Союза Федеральных национально-культурных автономий России, Президента Федеральной национально-
культурной автономии российский немцев
В.А.Бауэра
Уважаемый Геннадий Николаевич! Уважаемые коллеги!
Позвольте выразить признательность Вам, Геннадий Николаевич, а также Валентину Ивановичу Никитину, другим нашим коллегам за решение о встрече с руководителями Федеральных национально-культурных автономий.
В конце прошлого года восемь федеральных автономий учредили Союз Федеральных национально-культурных автономий народов России. Накануне встречи с Вами мы собрались, чтобы выработать коллективные предложения, и мои коллеги поручили мне, избранному Председателем Союза, высказать наши суммарные предложения. Это, на наш взгляд, позволит более плодотворно использовать нашу встречу.
Сегодня в стране, на наш взгляд, сложились более благоприятные предпосылки для выполнения законов, связанных с национальными проблемами, а также для реализации Концепции государственной национальной политики. Большую роль в этом процессе играет Комитет Государственной Думы по делам национальностей и лично председатель Комитета Валентин Иванович Никитин - своей доступностью и простотой в общении, мобильностью и готовностью участвовать в мероприятиях, проводимых народами, поддерживать их начинания.
Остановлюсь на том, что мы коллегиально предлагаем в качестве мер, способствующих проведению более гармоничной национальной политики в отношении народов, учредивших свои Федеральные национально-культурные автономии.
Мы исходим из того факта, что институт национально-культурных автономий в многонациональной России возник, в первую очередь, для того, чтобы начать путь к выравниванию конституционно закрепленных равных прав всех народов нашего государства. Не стоит в этой аудитории говорить о многолетнем существовании неравенства у народов, не имеющих национально-территориальных образований, в вопросах представительства в парламенте или бюджетном обеспечении национально-культурного, этнического сохранения. Важнее перейти к ответам - что делать?
У нас есть коллегиально выработанные предложения, которые делятся на две группы. Одни предложения - это те, о которых можно договариваться уже сегодня, вторые - стратегические, те, которые еще надо обсуждать, изучать мнения юристов и органов государственной власти.
Первое. Получить финансирование из федерального бюджета для национально-культурных автономий не просто, тем более, что закон трактует возможность выделения средств под конкретные проекты и программы. Значит, нам нужно создавать такие программы. Но если каждому народу делать свою программу, а потом все их согласовывать и утверждать - до конца пути вряд ли кто дойдет. Поэтому мы предлагаем сделать одну программу, предусмотрев в ней общий раздел в тех вопросах, которые могут носить объединяющий всех характер (например, единая передача на ТV, единый телеканал и др.) и разделы, отражающие интересы каждого народа (например, национальные школы).
Одновременно мы предлагаем Правительству и Парламенту России закрепить за федеральными национально-культурными автономиями право на реализацию всего комплекса программ и проектов национально-культурного содержания, а не передавать эти функции какому-либо ведомству, где они, попадая в руки чиновников, нередко не доходят до адресата.
Второе. Многие проблемы правового характера в процессе становления и деятельности института национально-культурных автономий связаны со взаимодействием с Государственной Думой в целом, а также с Комитетом Государственной Думы по делам национальностей. Предлагаем в этой связи создать при Председателе Государственной Думы России общественный Совет Федеральных национально-культурных автономий. Одной из важнейших функций этого Совета могла бы стать общественная экспертиза поправок и совершенствование Федерального закона О национально-культурной автономии и других законодательных актов, связанных с национальными проблемами народов, живущих в диаспоре.
Третье. Необходимо проанализировать, что можно было бы взять из опыта национально-культурных автономий, функционирующих в других странах Европы, не нарушая при этом правовое, конституционное поле России. В парламентах ряда стран закреплено право выступления один раз в году каждому народу, учредившему и зарегистрировавшему свою национально-культурную автономию. Считаем, что большим шагом вперед на пути выравнивания прав народов России был бы такой же жест со стороны Государственной Думы. Ведь очевидно, что через закон о выборах многие народы еще долго не получат права избираться в Парламент.
Четвертое, стратегическое предложение. На наш взгляд, надо приближаться к принятию поправки в Федеральный закон О национально-культурной автономии , которая бы повысила статус института автономий до общественно-государственного статуса. Не стоит этого опасаться, потому что так или иначе в ближайшие годы 15 миллионов граждан России, представляющие национальные меньшинства, заявят о себе, о своем стремлении быть равноправнее, чем это сложилось исторически. И тогда, если не предусмотреть продуманные предложения, предыдущая практика государственного устройства будет неизбежно подталкивать эти народы к требованиям создания своего субъекта. Наше предложение основано на убеждении, что при достаточно гармоничном взаимодействии государства и института национально-культурных автономий, наличии у национально-культурной автономии общественно-государственного статуса многие национальные меньшинства смогут более равноправно ощущать себя в многонациональной среде, и что не менее важно, автономии в этом случае заменят многочисленный чиновничий аппарат, самостоятельно решая вопросы национально-культурного сохранения и развития народов.
Пятое. Наша просьба к Геннадию Николаевичу Селезневу. Мы знаем о Ваших добрых деловых и личных взаимоотношениях с Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным. Давно, на протяжении ряда лет, руководители Федеральных национально-культурных автономий добиваются встречи с ним. Как правило, мы не получаем даже ответов на свои письма. Поэтому просим Вас поддержать нас и обратиться к Президенту России с просьбой о встрече с нами. У нас есть, что предложить Президенту для гармонизации национальных отношений, укрепления государства, поиска новых форм более комфортного сосуществования народов в нашей родной для всех России.