Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2002г. Выпуск 8 Взаимодействие национально-культурных автономий с органами государственной власти Российской Федерации


Вступительное слово Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Г.Н.СЕЛЕЗНЕВА

Уважаемые коллеги!

     Мы собрались сегодня, чтобы обсудить некоторые вопросы, связанные с организацией и деятельностью национально-культурных автономий, в том числе, их взаимоотношениями с органами государственной власти.     В  июне 1996 года, как вы знаете, вступил в действие Федеральный закон О национально-культурной автономии , который определил правовые механизмы реализации прав и свобод граждан в сфере национально-культурного развития, гарантированных Конституцией Российской Федерации. Вы помните судьбу этого закона, как непросто он шел, сколько к нему было претензий, но в конце концов он был принят и действует уже пять лет.
    Институт национально-культурных автономий - новый для Российской Федерации, он призван сыграть большую роль в поддержании межнационального мира и согласия в обществе, улучшении взаимодействия и взаимопонимания проживающих в России народов. Национально-культурные автономии выступают и как важный фактор формирования гражданского общества. Сегодня можно с уверенностью сказать - этот институт в нашей стране состоялся, граждане активно воспользовались предоставленными им законом правами, что подтверждено почти пятилетней практикой деятельности национально-культурных автономий.     В настоящее время в органах юстиции созданы и зарегистрированы 12 федеральных, более 100 региональных и около 200 местных национально-культурных автономий. Основной задачей, стоящей перед ними, является создание условий для реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на сохранение этнической самобытности, развитие языка, образования и национальной культуры.
    Пятилетняя практика показывает, что национально-культурные автономии  настойчиво работают по реализации норм Федерального закона О национально-культурной автономии . Однако, это не значит, что в деятельности национально-культурных автономий нет никаких проблем.
     Сегодня, как мне известно, Комитет Государственной Думы по делам национальностей совместно с Правительством Российской Федерации и представителями национально-культурных автономий занимается разработкой дополнительных правовых механизмов для реализации прав и свобод российских народов в сфере национально-культурного развития. Представляется, что упорядочение процедуры создания и государственной регистрации национально-культурных автономий придаст этому общественному институту дополнительный импульс в деле стабилизации этнополитической обстановки и достижения межнационального согласия.
    Все еще остро стоит проблема финансирования деятельности национально-культурных автономий. Конечно, решить ее непросто, у государства не хватает денег, но это вопрос принципиальный, и мы будем продолжать работать в этом направлении.  В Федеральном законе О национально-культурной автономии имеется положение о финансировании национально-культурных автономий, и надо думать, как можно наиболее эффективно, с учетом имеющихся возможностей, реализовать эту норму.
     Важнейшей проблемой, которую нам сегодня необходимо рассмотреть, является вопрос о взаимодействии автономий с органами государственной власти. Статья 7 действующего Федерального закона О национально-культурной автономии предусматривает учреждение Консультативного совета по делам национально-культурных автономий при Правительстве Российской Федерации и возможность создания аналогичных советов при исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а также при органах местного самоуправления. Органы государственной власти и национально-культурные автономии имеют общую цель - укрепление государственности, что подразумевает необходимость совместной плодотворной работы.
     Как все эти положения закона реализуются на практике? Какова эффективность работы названных советов? Что необходимо предпринять, в том числе в законодательном плане, чтобы национально-культурные автономии могли более полно выполнять предусмотренные законом функции? Думаю, эти вопросы найдут отражение на нашей сегодняшней встрече.
    Приглашаю всех присутствующих к разговору.