Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2002г. Выпуск 8 Взаимодействие национально-культурных автономий с органами государственной власти Российской Федерации


Выступление Президента Федеральной национально-культурной автономии российский цыган Г.С.Деметра

Уважаемый Геннадий Николаевич! Уважаемый Владимир Юрьевич!
Уважаемый Валентин Иванович! Уважаемые депутаты и все присутствующие!

          Прежде всего, разрешите сердечно поблагодарить организаторов этого высокого совещания  за приглашение. Для нас, цыган, это совещание, проводимое высшим законодательным органом страны под руководством его Председателя, носит исторический характер, ибо за 500 лет проживания цыган в России представитель этого народа впервые приглашен для участия в разговоре на таком высоком государственном уровне. Это вселяет надежду на то, что приблизилось время, когда более чем миллионный цыганский народ будет, наконец, признан в нашей стране как этнос. А пока у нас, кроме национального театра и нескольких не очень крепко стоящих  на ногах общественных организаций, ничего нет, ведь ни одно из правительств не баловало нас своим вниманием, а если и принимались законы о цыганах, то они носили, как правило, карательный характер.
    История цыган уходит в первоначальную историю  одной из древнейших цивилизаций человечества - древней Индии. Цыгане - потомки индийских народностей  Северной Индии.  В основе цыганского языка лежит санскрит - литературно обработанная  разновидность  древнеиндийского языка. Крутые повороты истории, иноземные завоевания вынудили наших далеких предков покинуть родину, направиться в чужеземные страны на рубеже Х-ХI веков нашей эры, рассеяться по всему миру, вести нелегкий кочевой образ жизни. История цыган полна драматизма, она наполнена гонениями, преследованиями, насилием, непониманием со стороны властей тех стран, куда они попадали во время бесконечных странствий в поисках счастья, причем, не только в период мрачного средневековья, но и в Новое время.
    Вторая мировая война, расизм и геноцид унесли до двух миллионов жизней цыган Европы, в том числе, России, Украины и Белоруссии,  замученных в Освенциме, Майданеке и других концлагерях, газовых камерах только за то, что они были цыганами. В послевоенный период отмечается рост национального самосознания цыган. Во многих странах мира с улучшением социальных условий жизни цыганского населения, переходом большей его части к оседлости, приобщению молодого поколения к образованию постепенно складывается цыганская научная интеллигенция. Это сыграло историческую роль в судьбе цыган. Мы получили возможность самим отстаивать свои интересы, требовать от государственных учреждений внимания, уважения к нашим правам.
    На Западе немало делается  для трудоустройства, улучшения социального положения, повышения уровня образования и культуры цыган.    Исследовательские центры по цыганологии созданы при крупнейших университетах Англии и Франции, во многих странах существуют цыганские культурные центры, введены должности инспекторов - цыган в Министерствах образования Болгарии, Греции, Словакии, есть депутаты в парламентах Венгрии и Румынии.
    Оказавшись на территории бывшей российской империи 500 лет назад, цыгане постепенно освоили русский язык и культуру, образовался особый диалект русских цыган, характеризующийся наличием в цыганском языке большого числа русских слов и словообразованй. Но и сами цыгане внесли заметный вклад в российскую культуру, особенно музыкальную: цыганская песня, романс - результат переплетения двух начал, цыганского и славянского, русского вызвали любовь и восхищение как простого народа, так и выдающихся представителей  русской культуры, таких как Пушкин, Лев Толстой и многих других. Вместе с цыганским танцем романс стал одной из вершин мировой музыкально-хореографической культуры.
    Россия - страна с большим цыганским населением - до 1,5 млн. человек, а Москва - один из мировых центров цыган, однако российское, а затем советское государство не баловали нас большим вниманием, хотя в 20-х г.г. создавались цыганские школы, артели, издавалась литература, в 1925-1927 г.г. существовала цыганская ассоциация, а в 1931 году возник театр Ромэн .
    Цыгане - один из самых мирных народов на планете. Наш народ никогда не вступал в конфликты с русским и другими народами. С началом перестройки в конце 80-х г.г. начинается создание цыганских общественных объединений: в 1989 г. возникло культурно-просветительское общество Романо кхэр , а через десять лет, на I съезде цыган России, была создана Федеральная национально-культурная автономия российских цыган, работающая во взаимодействии с рядом цыганских региональных организаций.
    В трудных условиях, переживаемых страной, мы все же смогли внести определенную лепту в развитие образования и культуры нашего народа. Так, например, нами созданы четыре детских ансамбля-студии, где дети не только занимаются музыкой и танцем, но и изучают дисциплины этнокультурного содержания.
    Российские цыгане  - активные участники международного цыганского движения. На V Всемирном конгрессе цыган (Прага, август 2000 г.) ряд представителей нашей страны были избраны на высокие должности в Международном союзе цыган, по решению которого в Москве создан филиал этого  союза.
    Положение российских цыган привлекло, наконец, внимание Совета Европы. Этому вопросу были посвящены  два выездных заседания Круглого стола, проходившие в Москве и Санкт-Петербурге в 2000-2001 г.г. под эгидой совета Европы и МИДа РФ с участием представителей цыган многих регионов России.
    Вместе с тем, у нашего народа накопилось немало проблем, важнейшие из них следующие:
низкий уровень образования цыганских детей;
ассимиляция, утрата национальной самобытности, которая может, по данным ученых, привести к вырождению цыганского народа;
случаи дискриминации, нарушения гражданских прав, особенно в юридической, следственно-судебной практике ( раз цыган,  значит, виноват );
дискриминация на уровне этноса - у нас нет представительства в ветвях власти, нет органа государственного управления, нет культурных центров, собственных средств массовой информации.
    Совершенно очевидно, что решить эти проблемы усилиями одной общественной организации не представляется возможным, но у нас нет никаких государственных образований ни в Российской Федерации, ни за рубежом. Поэтому все наши надежды мы возлагаем только на Россию -  на Государственную Думу и федеральное Правительство. Исходя из этого, мы просим Государственную Думу принять специальный закон о цыганах в России, рекомендующий Правительству Российской Федерации, соответствующим Министерствам  и ведомствам принять необходимые меры для предотвращения ассимиляции, криминализации, вырождения цыган как этноса путем повышения уровня образования, культуры и улучшения социального положения цыганского народа России. Своим вкладом в российскую культуру наш многострадальный народ заслужил это не менее других этносов нашего государства.