Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2002г. Выпуск 8 Взаимодействие национально-культурных автономий с органами государственной власти Российской Федерации


Выступление Первого Заместителя Председателя Национального совета Федеральной национально-культурной автономии российских корейцев Е.Е.Кима

Уважаемый Геннадий Николаевич! Уважаемый Владимир Юрьевич! Уважаемый Валентин Иванович! Уважаемые депутаты Государственной Думы и участники встречи!

       Федеральная национально-культурная автономия российских корейцев была зарегистрирована в марте 1998 года. За прошедшее время в нашей деятельности было много интересного и поучительного, но и много такого, что позволяло чиновникам разных уровней, используя некоторые несовершенства самого закона, тормозить создание национально-культурных автономий. Здесь уже отмечалось, что в некоторых регионах  для того, чтобы зарегистрировать местную национально-культурную автономию, приходилось специально создавать не менее двух общественных организаций и только потом созывать конференцию и образовывать национально-культурную автономию. Наша практика дала еще и другие примеры, когда вопреки ясно выраженному в законе положению о том, что если в течение трех месяцев существования местной  национально-культурной автономии ни в одном другом муниципальном образовании данного субъекта Российской Федерации не создана другая или другие местные национально-культурные автономии, то существующая организация может быть преобразована в региональную, местные власти отказывались регистрировать региональную национально-культурную автономию. Ну, а в Калмыкии произошел вообще беспрецедентный случай, когда власти прямо запретили создавать республиканскую, то есть региональную национально-культурную автономию  корейцев.
     Но мы все-таки сумели создать региональные национально-культурные автономии в регионах, где проживает около 90 процентов корейцев России. Мы не форсируем события, никого не принуждаем и не проявляем особой пропагандистской активности по созданию новых региональных национально-культурных автономий не только потому, что закон прямо запрещает кого-то насильно вовлекать в национально-культурные автономии, но и потому, что мы, как реалисты, учитываем, что для части корейцев вообще не нужны никакие корейские национальные организации - они всю жизнь прожили без них и дальше тоже могут без них обойтись. Поэтому неизбежно, что часть корейцев остается вне рамок движения национально-культурных автономий.
    Хотя это было и трудно, но за прошедшие годы мы сумели не допустить политизации нашего движения. Не скрою, у нас есть примеры, когда национальные организации, поддержавшие определенные политические силы, потом, в качестве поощрения, получали на условиях льготной аренды нежилые помещения, которые они сдают внаем, зарабатывая таким образом деньги для своей деятельности. У нас же, в силу нашей политической нейтральности, нет таких льгот, и нам приходится работать в чрезвычайно стесненных материальных условиях.
    Большое внимание мы уделяем культурным мероприятиям - проводим вечера, посвященные памятным датам в жизни корейцев, например, Новый год по лунному календарю, праздник Чусок - это праздник завершения урожая, который отмечается 15 августа по лунному календарю и др. Сначала мы собирали на эти мероприятия примерно по 150 человек, а в последние три года собираем по 500 человек и более, но все равно мы не можем принять всех желающих. На 9 Мая  мы собираем фронтовиков и тружеников тыла Великой Отечественной войны, на 8 Марта - женщин, дарим им скромные подарки. Часто фронтовики и труженики тыла приходят со своими боевыми друзьями других национальностей, мы также дарим им подарки, как и корейцам.
    Недавно появилась возможность начать издание газеты  Федеральной национально-культурной автономии российских корейцев Ариран , ежемесячно она издается тиражом 5 тысяч экземпляров.
    Мы взаимодействуем с органами власти, исходя из принципа, что  Федеральная национально-культурная автономия является неполитической, непартийной организацией, равно относится ко всем политическим силам, но в политической  и партийной жизни  не участвует.  Федеральная национально-культурная автономия сотрудничает с действующей властью и никогда не противопоставляет ей себя.
    Мне кажется, что органы исполнительной и отчасти законодательной власти не поняли до конца, насколько для них важны национально-культурные автономии. Дело в том, что создавшие их народы заявили, как минимум, о двух вещах. Первое заключается в том, что они не будут политизировать национальное движение. В многонациональной стране политизация национальных организаций гибельна для государства. Создав национально-культурные автономии, а не общественно-политические организации, эти народы ясно показывают, что они не будут заниматься политикой. Я бы вообще предложил распускать те национально-культурные автономии, которые будут заниматься политической деятельностью.
    Второе, создав национально-культурные автономии, мы заявляем о том, что готовы работать в рамках экстерриториальной  автономии, следовательно, мы не претендуем на территориальную автономию. Это ведь самые надежные из всех национальных организаций партнеры для государства, для власти. Если хотите, это проводники государственной политики в национальных отношениях.
    Я хотел бы обратить внимание представителей Государственной Думы, Администрации Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации  на то, что среди народов, создавших Федеральные национально-культурные автономии, почти половина представлена бывшими депортированными народами, которые пострадали вдвойне. Мало того, что их лишили компактной среды обитания, так еще и разрушили ту культуру и обычаи, которыми сопровождалась вся их жизнь. И сегодня государство мало что сделало для возрождения ранее депортированных народов. Например,  до 1937 года только в Приморском крае были: корейские пединститут, факультет в местном университете, театр, шесть техникумов, более 300 школ, 6 журналов, более 60 газет, богатейшая библиотека корейской литературы. Ничего из этого перечня в сегодняшней России не восстановлено. Государство, вопреки нормам закона, заняло политику самоустранения от выполнения обязательств по сотрудничеству с национально-культурными автономиями. Сколько  времени уже мы пытаемся предусмотреть в федеральном бюджете хотя бы небольшие средства для финансирования проводимых Федеральными национально-культурными автономиями мероприятий, но все это топится представителями федерального Правительства и членами бюджетного Комитета Государственной Думы.  
     Кроме того, мы должны учитывать, что большинство корейцев, выселенных в 1937 году, а также  их потомков, осталось за пределами России. Сейчас начинается их обратная миграция в Россию. С 1999 года по 2001 год, по самым скромным подсчетам, только из Казахстана и Узбекистана в Россию выехало не менее 20 тысяч человек. В перспективе также будет расти поток корейцев из этих стран в Россию, потому что корейцы - это русскоязычные и русскокультурные люди, и им податься, кроме России, некуда. В связи с прекращением действия Бишкекского соглашения 1992 года и готовящимся к принятию новым законом о гражданстве, чрезвычайно обострилась проблема репатриации департированных народов на территорию России, ведь до нынешнего времени бывшие граждане РСФСР и их потомки могли принять российское гражданство в упрощенном порядке, а сейчас их приравняли к мигрантам из Африки или Юго-Восточной Азии. Страна должна изменить свое отношение к ним, чтобы те люди, которые были гражданами России, а также их потомки, могли бы в заявительном порядке, как было раньше, восстановить гражданство Российской Федерации.