Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2002г. Выпуск 8 Взаимодействие национально-культурных автономий с органами государственной власти Российской Федерации


Выступление секретаря Консультативного совета по делам национально-культурных автономий при Правительстве Российской Федерации Ф.В.Шелова-Коведяева

 Уважаемый Геннадий Николаевич! Уважаемые коллеги!

     Поскольку мы сегодня встречаемся в стенах Государственной Думы с представителями законодательной власти - с Председателем Государственной Думы и ее депутатами, я как секретарь Консультативного совета по делам национально-культурных автономий при Правительстве Российской Федерации хотел бы вернуться к началу разговора и сфокусировать внимание на Федеральном законе "О национально-культурной автономии".
    Первое. Необходимо четче сказать об этническом меньшинстве, что это такое. Здесь есть прецедент в Европе, где существует рамочная Конвенция о правах лиц, относящих себя к этническим меньшинствам. Я думаю, что подобная формулировка могла бы охватить все многообразие позиций, которые существуют у нас по этому вопросу.
     Второе. Решительным образом надо поддержать высказанное здесь некоторыми коллегами мнение о том, что на каждом уровне, у каждого этноса должна быть только одна национально-культурная автономия, потому что иначе (уже, к сожалению, имеются прецеденты) государство попадет в дурную бесконечность выяснения того, кто автономнее, то есть  будут бесконечные суды, в которых можно потонуть. Здесь государство ни в коем случае не должно выступать в качестве арбитра и решать, кто из детей ему ближе.
    Третье. Необходимо четче, и об этом тоже уже говорилось, прописать механизмы финансирования национально-культурных автономий. Я вижу здесь следующий подход - финансирование национально-культурных программ. Разработка этих программ, точнее, одной программы с приложениями для разных национальностей или разных программ - это уже не так важно. Главное, нужно сформулировать, что финансирование национально-культурных автономий является общенациональной, государственной задачей, и это должно быть отражено в законе.
    И, наконец, четвертое - экспертиза. Консультативный совет по делам национально-культурных автономий при Правительстве  Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом О национально-культурной автономии и Положением о Консультативном совете наделен правом экспертизы тех властных решений, которые имеют отношение к его ведению, то есть которые влияют на положение национально-культурных автономий и лиц, относящихся к этническим меньшинствам. В этом смысле, я полагаю, было бы очень правильно, если бы мы получали соответствующие  законопроекты, вносимые в Государственную Думу, в наш Консультативный совет, чего, к сожалению, сейчас нет, чтобы иметь возможность высказать свое мнение до вынесения этого законопроекта на  Совет Государственной Думы и на более поздние этапы его обсуждения.