АВ 2002г. Выпуск 8 Взаимодействие национально-культурных автономий с органами государственной власти Российской Федерации
Заключительное слово председателя Комитета Государственной Думы по делам национальностей В.И.Никитина
Уважаемые коллеги! Прежде всего, я хотел бы поблагодарить Геннадия Николаевича Селезнева за то, что он нашел время встретиться с нами.
Многие вопросы, которые сегодня поднимались, нам хорошо известны, в Комитете по делам национальностей они обсуждались не один раз.
Хотел бы подчеркнуть, что мы давно имеем определенную позицию по всем обсуждаемым сегодня вопросам. Мы признаем, что Федеральный закон О национально-культурной автономии имеет исключительно важное значение и играет большую роль в развитии национальных отношений в России. Но у нас не вызывает сомнений и тот факт, что его нужно совершенствовать. Некоторые статьи и нормы закона нас не устраивают, и первая попытка его ревизии уже имеется. Затронутые на сегодняшней встрече проблемы закреплены в поправках к проекту федерального закона "О проекте федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статьи 1, 3, 5, 6, 7 и 20 Федерального закона "О национально-культурной автономии", который будет рассматриваться во втором чтении на весенней сессии Государственной Думы.
Работа в этом направлении будет продолжаться и дальше вместе с Министром Российской Федерации Зориным Владимиром Юрьевичем.
К сожалению, приходится констатировать, что деятельность национально-культурных автономий как особого вида общественных объединений, которые, безусловно, могут и должны стать своеобразным мостом в диалоге между государством и обществом, пока еще не стала объектом пристального внимания наших журналистов, аналитиков и работников государственных структур. Наблюдается некоторое выжидательное отношение к их деятельности, хотя уже сегодня национально-культурные автономии вносят много позитивного в жизнедеятельность общества.
Сегодня уже имеется определенный положительный опыт работы как федеральных, так и региональных, а также местных национально-культурных автономий. Мы это, безусловно, приветствуем, но нам бы очень хотелось, чтобы вы и дальше активнее пропагандировали накопленный у себя опыт не только через свои местные газеты, но и через федеральные, республиканские и другие издания.
На нашей встрече мы много говорили о расширении форм взаимодействия органов государственной власти и Федеральных национально-культурных автономий, создав, на мой взгляд, прецедент для закрепления в работе Государственной Думы новых общественных форм взаимоотношений и сотрудничества Федеральных национально-культурных автономий с законодательной ветвью государственной власти в сфере национальных отношений.
Хочу отметить, что после распада СССР такого количества федеральных, региональных и местных национально-культурных автономий нет больше ни в одном государстве на постсоветском пространстве. Но почему мы не говорим об этом на межгосударственных встречах, не пропагандируем наш опыт, не налаживаем межгосударственное сотрудничество, хотя необходимое правовое поле для развития связей с парламентариями государств ближнего и дальнего зарубежья имеется? Тем более, что наш Комитет уже приступил к разработке проекта модельного закона для стран СНГ Об этнокультурных общественных объединениях граждан (название пока условное).
Надо сегодня больше говорить и о позитивных моментах Федерального закона О национально-культурной автономии , в том числе и о том, что на федеральном уровне национально-культурные автономии действуют для цыган, лезгин, курдов и других народов, не имеющих своей государственности.
Безусловно, в работе Федеральных национально-культурных автономий имеется много проблем. Одна из них - повышение ответственности как государственных органов власти, так и национально-культурных автономий за исполнение Федерального закона "О национально-культурной автономии".
По финансированию деятельности национально-культурных автономий. Мы эту работу ведем уже не первый год. В прошлом году я даже был вынужден обратиться с этим вопросом в Генеральную прокуратуру Российской Федерации. Считаю, мы должны от имени Комитета Государственной Думы по делам национальностей и даже от всей Государственной Думы обратиться к Президенту Российской Федерации, чтобы в бюджетной части Послания Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации на 2002 год содержалось предложение Правительства Российской Федерации касательно этого вопроса. Вместе с вами мы будем добиваться, чтобы в федеральном бюджете на 2003 год такая строка имела место.
Существует, безусловно, и много других проблем. В частности, с принятием Федерального закона "О политических партиях" вносятся поправки и в Закон" Об общественных объединениях", касающиеся расширения перечня видов общественных объединений. При этом нельзя забывать, что национально-культурные автономии - это особый вид общественных объединений, который по своим задачам несет ответственность за этнокультурный аспект развития общества.
Хотел бы еще раз выразить уверенность в укреплении нашего дальнейшего тесного сотрудничества. Большие надежды мы возлагаем на создание общественного Совета Федеральных национально-культурных автономий. Думаю, мы могли бы в рамках этого Совета решать многие вопросы по реализации Федерального закона "О национально-культурной автономии" и более ответственного отношения к исполнению его требований, особенно, как уже говорили, при формировании очередного бюджета страны. Но, главное, мы на основе закона создадим прецедент наглядного примера взаимодействия законодательной ветви государственной власти с национально-общественными объединениями.
И последнее. Мы приглашаем 7 февраля Вас, Геннадий Николаевич, и всех участников встречи на парламентские слушания по теме "Государственная национальная политика и средства массовой информации". Сегодня много говорилось о недостатках в работе средств массовой информации, и на слушаниях мы можем обстоятельнее вернуться к этому разговору.
Позвольте еще раз поблагодарить всех за поддержку нашего предложения о проведении сегодняшней встречи. Мы надеемся, что подобные встречи станут регулярными.
ПРИЛОЖЕНИЯ: