АВ 2001г. Выпуск 45 Правовые аспекты развития российского федерализма
российского федерализма", состоявшегося 13 марта 2001 г.
в Московской гуманитарно - социальной Академии совместно
с Аналитическим управлением Аппарата Государственной Думы РФ.
1. Состояние правового регулирования федеративных отношений в России имеет существенные недостатки (элементы неравноправия субъектов Федерации, противоречия федерального законодательства и правовых актов субъектов, разбалансированность вертикали власти и т.д.).
2. Научно-исследовательская работа по вопросам российского федерализма не дает необходимой практической отдачи. Мало крупных исследований, поисковых работ, предлагающих новые варианты решений. Нет необходимых исследований законодательства субъектов федерации, его сопоставления, исследований моделей государственного управления в различных субъектах.
3. Повышение качества преподавательской работы сдерживается отсутствием солидных монографий, необходимых специальных курсов. Иногда преобладает простое комментирование Конституции РФ, которая при всех ее демократических достоинствах, содержит некоторые неудачные решения по вопросам федерализма.
4. Недостаточна связь науки, преподавания и практики. Исследователи федерализма слабо участвуют в разработке практических предложений.
Участники "круглого стола" считают целесообразным:
1. Обратить внимание на необходимость исследования следующих проблем российского федерализма:
а) сопоставление модели российского федерализма с зарубежными федерациями и выявление на этой основе плюсов и минусов различных форм федеративного устройства государства;
б) разработку путей совершенствования российского федерализма и создание теоретических моделей нового российского федерализма;
в) предложений, направленных на совершенствование положений Конституции РФ, как путем внесения поправок (гл.З), так и путем изменения положений гл.1, т.е. общего пересмотра Конституции;
г) разработку вопросов о соотношении государственной власти федерации и государственной власти ее субъектов, форм федерального принуждения и форм, обеспечивающих участие субъектов РФ в решении федеральных вопросов, затрагивающих их интересы;
д) анализ регионального законодательства и его соотношения с федеральным;
е) исследование эффективности указов Президента РФ 2000 г. и законов 2000 г., имеющих отношение к регулированию федеративных отношений. Целесообразно такие исследования провести совместно с работниками аппарата представителей Президента РФ в семи федеральных округах;
ж) создание крупных исследований совместно с представителями экономической науки, социологии, специалистами в области народонаселения и другими с тем, чтобы всесторонне проанализировать комплексно-территориальный подход к структуре федерации;
2. В сфере преподавательской работы: а) при анализе федеративных отношений шире использовать не только нормы Конституции, решения Конституционного Суда РФ по вопросам федерализма, но также данные законодательства других отраслей права (гражданского, административного, финансового, налогового и др.), конституции и уставы субъектов федерации с тем, чтобы создавать у обучающихся более полное и точное представление о правовых аспектах федерализма; б) вводить специальные курсы по вопросам федерализма с привлечением сравнительного материала.
3. Усилить связь московских исследовательских учреждений и вузов с соответствующими учебными заведениями в субъектах РФ, создавать совместные работы по вопросам федерализма, обмениваться преподавательскими кадрами, читающими соответствующие учебные курсы.
4. В области укрепления связей исследований, обучения и практики:
а) шире привлекать работников государственных учреждений, связанных с вопросами федерализма для совместной научно-исследовательской работы и для преподавания в вузах;
б) использовать резервы исследователей и педагогов для подготовки справок и аналитических записок по вопросам федерализма, необходимых для практической работы государственных органов.
5. Целесообразно проводить круглые столы, посвященные проблемам федерализма и другим правовым вопросам, периодически, на базе различных юридических учреждений.
6. При подготовке концепции законотворческой работы целесообразно предусмотреть:
а) подготовку поправок в федеральные законы о порядке включения в соответствии с частью 1 статьи 65 Конституции РФ нового названия субъекта федерации при его переименовании законодательным органом субъекта.
б) включить в главу 3 Конституции РФ положений, принятых во многих зарубежных Конституциях: о федеральном принуждении (при нарушении органами субъекта РФ Конституции РФ и законов);
об иерархии двух государственных властей (федерации и субъектов);
уточнить положение о внутрифедеративных договорах.
7. Совершенствование федеративных отношений путем пересмотра положений Конституции РФ. Это относится в основном к статье 5 Конституции РФ и связано с необходимостью установления вместо существующих шести единого названия субъекта федерации (например, земля), с укрупнением субъектов РФ (хотя их перечень дан в гл.З, которую можно изменять) с введением единообразного названия для основных законов всех субъектов федерации (например, устав, сохранив название "конституция" только для основного закона федерации), с установлением полного равноправия всех субъектов РФ.