Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2001г. Выпуск 45 Правовые аспекты развития российского федерализма


ПРИНЦИП РАВНОПРАВИЯ ЯЗЫКОВ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Л.Н. Васильева

младший научный сотрудник, аспирант Института законодательства и
сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации

     В литературе вопрос о равноправии языков считается одним из давних и трудных вопросов. Существует плюралистическая и монистическая теории развития языков. Первая теория, развитая в трудах А.А. Потебни, исходит из принципа сохранения многоязычия.
    Вторая теория развития языков выступает за ассимиляцию языков. Обе теории сходятся в практическом выводе: необходимо устранение всякого насилия над языками и предоставление языкам возможности свободного развития. И поныне принцип равноправия языков связан с состоянием прав и свобод человека и гражданина в государстве. Гарантируя свободу мысли и слова. Конституция России запрещает пропаганду языкового превосходства. Конституции республик провозглашают право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (ст.25 Конституции Республики Мордовия, ст.27 Конституции Республики Коми). В соответствии с Федеральным законом от 24.07.98 г. 126-ФЗ - "О языках народов Российской Федерации" наше государство обязано заботиться о языках всех народов России, создавать условия для их сохранения и равноправного самобытного развития. Никто не вправе устанавливать ограничения или привилегии при использовании того или иного языка, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
    Гарантии прав граждан Российской Федерации установлены вне зависимости от их знания языка. Знание или незнание языка не может служить основанием для ограничения языковых прав граждан Российской Федерации.
    К числу прав и свобод человека и гражданина в России Конституцией в ст.26 отнесено право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.
    Субъекты Российской Федерации в соответствии с Законом "О языках народов Российской Федерации" вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты о защите прав граждан на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.
    В республиках в составе Российской Федерации приняты соответствующие Законы о языках народов республики (например, в республиках Хакасия, Башкортостан, Саха (Якутия), Татарстан, Адыгея, Бурятия). В этих законах устанавливается, что равноправные республики в составе Российской Федерации на своей территории сами решают все вопросы, связанные с языками, обеспечивают их экономическую, социальную и юридическую защиту.
    На территории республик гарантируется языковой суверенитет каждого народа, независимо от его численности и правового положения, и языковой суверенитет личности, независимо от происхождения человека, его социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, отношения к религии и места проживания. Провозглашается, что языковой суверенитет народов и личности охраняется законом.
    Статья 2 Закона Республики Татарстан от 08.07.92г. "О языках народов Республики Татарстан" устанавливает, что на Территории Республики Татарстан государством создаются условия каждому народу и личности для сохранения и всестороннего развития родного языка, обеспечивается свобода выбора и использования языка общения. Положения данного Закона необходимо рассматривать в тесной связи с другим нормативным актом Республики Татарстан - принятым 15.09.1999 года Законом Республики Татарстан "О восстановлении татарского алфавита на основе латинской графики", который вступает в силу с 1 сентября 2001 года. До 1 сентября 2011 года в Республике Татарстан действуют одновременно два алфавита: на основе латинской графики и кириллицы. С 1 сентября 2011 года на территории Республики Татарстан русский алфавит употребляться не будет. Принятие подобного закона хотя и не противоречит нормам федерального законодательства, тем не менее значительно затрудняет процесс общения большинства народов России, поскольку на всей территории Российской Федерации статус языка межнационального общения имеет русский язык.
    В местностях компактного проживания национальных меньшинств наряду с русским языком и государственными языками республик в официальных сферах общения может использоваться язык населения данной местности.
    В целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры в России созданы национально-культурные  автономии. Национально-культурная автономия основывается, в частности, на таком принципе, как уважение языка, культуры, традиций и обычаев граждан различных этнических общностей.
    Правовые основы национально-культурной автономии в Российской Федерации определены Федеральным Законом от 17 июня 1996 года 74-ФЗ "О национально-культурной автономии", который создает правовые условия взаимодействия государства и общества для защиты национальных интересов граждан Российской Федерации в процессе выбора ими путей и форм своего национально-культурного развития.
    Принцип равноправия языков проявляется и в определении языка судопроизводства, в использовании языков в нотариальном делопроизводстве.
    Судопроизводство и делопроизводство в федеральных судах общей юрисдикции (кроме Конституционного суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, других федеральных арбитражных судов, военных судов, а также делопроизводства в правоохранительных органах Российской Федерации) могут вестись на государственном языке республики, на территории которой находится соответствующий суд, и на государственном языке Российской Федерации.
    Важным условием защиты принципа равноправия языков народов Российской Федерации является институт ответственности за нарушение законодательства о языках. Законом РСФСР "О языках народов Российской Федерации" в ст.4 установлено, что языки народов Российской Федерации пользуются защитой государства. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти Российской Федерации гарантируют и обеспечивают социальную, экономическую и юридическую защиту всех языков народов Российской Федерации.
    В целом принцип равноправия языков закреплен и в федеральном законодательстве, и в законодательстве субъектов Российской Федерации. Решение такого актуального вопроса в языковой сфере как реальное воплощение на практике принципа равноправия языков зависит от разумной национальной политики государства, от создания эффективного механизма по обеспечению соответствующими материальными, финансовыми и иными ресурсами (такими как подготовка квалифицированных преподавательских кадров, перевод учебников, художественной и научной литературы с национального языка и на национальный язык, издание печатной продукции на национальных языках).
    Литература

     1. Дурденевский В.Н. Равноправие языков в советском строе. М.: 1927. - С.5.
    2. Потебня А.А. Слово и миф. М.: 1989 - с.23.
    3. Известия Мордовии, 237, 18.12.1999 г., 188, 08.10.1999 г., 223,    
         28.11.1997 г., 43, 03.05.1997 г.
    4. Собрание законодательства РФ, 31, 03.08.1998 г.
    5. Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми,
        2, 25.02.2000 г.; 6, 25.06.1998 г.