Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2001г. Выпуск 33 О проекте федерального закона "Об основах государственной национальной политики Российской Федерации" (по материалам "круглого стола")

Вступительное слово Президента-ректора Российской академии государственной службы
при Президенте Российской Федерации В.К.Егорова

Уважаемые коллеги и уважаемые гости!

     Я рад приветствовать Вас сегодня в стенах Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. Межкафедральный "круглый стол" проводится по инициативе депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также ряда наших ученых и специалистов, которые работают вместе с депутатами Государственной Думы над   законопроектами, связанными с национальными и федеративными отношениями в Российской Федерации.
    Сегодня перед участниками "круглого стола" стоит задача - обсудить проект федерального закона "Об основах государственной национальной политики в Российской Федерации". Значимость этой проблемы для страны не требует особых доказательств. Не вдаваясь в юридические дефиниции,  заложенные в проекте документа (оставим это юристам - профессионалам), позвольте мне выделить  несколько моментов общего, но принципиального характера.
    Первое. Когда мы говорим об основах национальной политики, то часто излишне политизируем эту сферу,  упуская из виду, что это, в первую очередь, проблема культуры  в её  широком смысле и культуры межнациональных (межэтнических) отношений в более узком востребовании. Этим я нисколько не хочу преуменьшить роль экономических, социальных, политических и иных факторов - они существенны и оказывают влияние на состояние государства и всего многонационального народа России в целом. Но это влияние на  национальный фактор происходит опосредованно, через решение общих для всех народов и граждан страны проблем. Культура же  и нация неразделимы и взаимоопосредованы. Культура непосредственно воздействует на национальное и индивидуальное самосознание, на все элементы межнациональных отношений. Через культуру и диалог культур - к национальному взаимопониманию и согласию. В этом главный смысл моего первого тезиса.
    Второе. Религия и межконфессиональный диалог как продолжение диалога культур - оба эти духовные начала нации должны стать, по моему мнению, ядром  национальной политики, средством воспитания терпимости и толерантного отношения к другим народам. Заслон нужен всему, что разжигает национальную и религиозную рознь, формирует образ врага.
    Третье. Эпицентр работы по достижению межнационального согласия должен, как мне представляется, все более перемещаться от государства к местным сообществам, в ткань гражданских институтов, гражданского общества. Именно здесь, прежде, всего формируется культура межнационального общения.
    Я остановился на этих трех тезисах потому, что в проекте обсуждаемого документа, да и в других  подобного рода материалах, названным подходам не уделяется того внимания, которого они заслуживают. Сверхполитизация этнического фактора, настрой на рассмотрение всего и вся через призму  "кто какой национальности" часто доводит до "перегрева" национальные чувства и служит источником конфликтов. Этим я нисколько не хочу принизить роль национального, а лишь подчеркнуть, что к национально-духовному надо относиться бережно и  архиосторожно.
     Речь в данном подходе идет об отношении к российской государственности и российскому обществу как к системной полиэтнической целостности. Без учета этого фактора целостности трудно и, видимо, невозможно найти действенные механизмы, обеспечивающие развитие федерации и  логику социального прогресса. В этом смысле акцент  на принятии отдельного закона о русском народе для меня, как российского гражданина и, в данном случае подчеркиваю, как для русского человека, неприемлем. Да, русский народ - опора российской государственности, но его проблемы неотделимы от проблем других народов. Но дело не только в этом. Русскость, как таковая, никогда - ни в истории, ни в культуре - не замыкалась в своих этнонациональных рамках. Это ее сущностное качество, которое только и позволяло и позволяет относить его к категории государствообразующих в многонациональном государстве. Но это вопрос культуры, исторической данности, а не проблема законотворчества. А ключ для размыкания  общегосударственных, общенародных и межнациональных  неурядиц надо искать в укреплении нашей экономики, социальной сферы, науки, образования, духовного и физического здоровья людей, в конечном счете, в воспитании чувства патриотизма, любви к своему единому Отечеству, уважения прав и  достоинства каждого человека.
    Мне представляется, что обостренная постановка вопроса о положении русского народа невольно вызывает сегодня или прямую, или внутреннюю полемику. Будучи русским, православным, крещеным человеком, я категорически против русской исключительности. Когда кто-то пытается написать в законе, что русский народ является государствообразующим, я, как русский человек, категорически против. Это неправильная постановка вопроса. Я родился в Чувашии, а вся молодость у меня прошла в Казани, там я получил образование, начал работать. Я очень неплохо знаю межнациональную среду не только теоретически, но, как часто говорят, и по жизни.  
     С другой стороны, не надо заблуждаться относительно того, что в нашем многонациональном государстве никто уже никуда не уйдет, что все   наелись суверенитета и поэтому мы будем едины в России. Вспомните благодушные заявления Михаила Сергеевича Горбачева, я в то время работал у него помощником, - у меня папа - русский, мама - украинка, как нас растащишь, как нас разведешь, да это невозможно сделать! Растащили - за милую душу, и все разошлись, а  эти романтические иллюзии, если не сказать  хуже, где они теперь?  В законе, как и в Конституции Российской Федерации, должны быть очень жесткие, в том числе, уголовно наказуемые меры за все, что связано с разжиганием национальной розни, с расшатыванием государственности.
    Когда говорят о защите русского языка, я, как  носитель русского языка, против постановки вопроса о защите русского языка в той интерпретации, которая  часто звучит сегодня.  От кого защищать? От моих друзей татар с их татарским языком? Я против. Не надо защищать русский язык ни от якут, ни от тувинцев, ни от каких-либо других народов.  Но надо ли вообще защищать русский язык?
    Да, в защите нуждается любой народ, любая нация, любая культура и любой язык, в том числе, и русский. Посмотрите, что делается  сегодня  в отношении учебников русского языка, что творится в средствах массовой информации со всеми этими американизмами! Да ни один нормальный цивилизованный народ - давайте посмотрим на опыт греков, французов, испанцев - не позволяет поступать таким образом со своим языком! В этом плане русский язык нуждается в защите, но отнюдь не в защите от каких-то национально-культурных, языковых компонентов внутри многонациональной России. Вот это, как мне кажется, и нужно различать. Различать и подчеркивать. В том числе, не исключаю, и в законах.
    Проблем в национальных отношениях, действительно, очень много, и они достаточно сложные. И мы готовы силами наших ученых принять самое активное участие не только в обсуждении, но и в доработке предложенного проекта закона. Приглашаю  Вас к творческой, продуктивной деятельности.