Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2001г. Выпуск 33 О проекте федерального закона "Об основах государственной национальной политики Российской Федерации" (по материалам "круглого стола")


Выступление Заместителя Председателя Комитета Государственной
Думы по делам национальностей К.А.Бичелдея

Уважаемые коллеги!

     Я  рад, что наш проект закона "Об основах государственной национальной политики Российской Федерации вызвал  очень интересную, но почему-то отвлеченную и общую дискуссию, хотя  предмет обсуждения вполне  конкретный.  Я хотел бы все-таки вернуть Вас к обсуждению самого проекта закона. Прежде всего,  я согласен с выступающими  в очень важной постановке вопроса о том, что этот закон вытекает из Конституции Российской Федерации,  так же, как из нее следуют другие законы Российской Федерации. У нас законодательное поле - это  не менее пяти-шести  тысяч законов, и из них в Конституции Российской Федерации прописано  не  более  90  законов.  Все  остальное законодательство идет по содержанию и духу нашей Конституции, во исполнение Конституции страны. Например, о лизингах Конституция ничего не говорит, но такой закон нужен для исполнения экономической политики государства, поэтому  он принимается. То же самое относится  и к другим законодательным актам. Закон "Об основах государственной национальной политики Российской Федерации" диктуется и духом Конституции, и реалиями нашей государственной жизни. Раз есть  предмет для регулирования,  закон должен быть.
    Первое. Основным предметом регулирования закона являются права человека, права российского гражданина независимо от его национальности, но национальный аспект в этом законе, безусловно,  присутствует как механизм для решения проблем, связанных с правами человека в Российской Федерации. Я сравнил бы  этот закон, в определенном смысле, с Административным или Уголовным кодексом, тоже своеобразно защищающими права человека.  Наш закон именно такой направленности. Поэтому я считаю, что  закон, хотя напрямую и не прописан в нашей Конституции, но он имеет право быть, так как имеется потребность российского общества в нем. Это первая моя мысль.
    Второе. Я думаю, что большинство здесь сидящих понимает, что закон нужен именно в такой  постановке вопроса. Мы Вам представили свою концепцию, как мы представляем себе основы государственной национальной политики. При этом мы не претендуем на  единственно верный способ решения этого глобального и очень непростого вопроса государственной жизни Российской Федерации. После сегодняшнего обсуждения, я уверен,  закон обязательно претерпит определенные изменения, сохранив свое  название и основное содержание.
          Я согласен с предыдущими выступающими в том, что этот закон нужен только в том случае, если он будет укреплять российское государство. Мы тоже исходили и основывались на данном тезисе, разрабатывая  концепцию закона.
    Третье. Наш закон рассматривает два основных аспекта национальной государственной жизни. В  основу государственной национальной политики в нем положен национально-культурный аспект. При этом вслед за позицией Президента Российской Федерации, мы специально разделяем  национальный вопрос и проблему  федеративного устройства государства как два самостоятельных аспекта государственной жизни. Для нас сегодня  актуально, чтобы это понимание дошло до каждого представителя народов России любой национальности, до каждого гражданина Российской Федерации.
     В конфликтологическом плане данный закон может и должен служить реальным и действенным механизмом политического регулирования возможных и имеющихся конфликтов. По названным выше причинам   закон нужен.
    И четвертое. Закон нужен нам еще и потому, что Концепция государственной национальной политики Российской Федерации на сегодняшний день не исполняется. Не исполняется и Постановление Правительства Российской Федерации от 1997 года, хотя не поймите это слишком уж категорично. Точнее говоря, Постановление Правительства  исполняется лишь в отдельных частях, хотя сама Концепция устанавливает, что  государственную национальную политику нужно серьезно финансировать. В Концепции сказано, что ежегодно в государственном бюджете надо предусматривать соответствующие средства. Но Постановление Правительства не выполняется. Мы внесли соответствующие поправки в Бюджетную классификацию, но они просуществовали вхолостую, а теперь их вообще вывели из бюджета. Можно сказать, что на основе Концепции государственной национальной политики мы проводим бесплатную государственную национальную политику многонациональной Российской Федерации. Поэтому наш закон, уважаемые коллеги, я считаю, просто необходим.
    Конечно, сегодня ряд программ все-таки как-то финансируется, но посмотрите, даже по исполнителям, многие программы, например, поддержка Осетии (Алании) идут через Минэконом развития. А другая такая же программа по развитию и поддержанию Бурятии идет через Миннац, а это одинаковые, по сути, документы. Но получатели - разные, исполнители - разные. Это говорит о том, что у нас в общегосударственной национальной политике -  определенный разнобой, разброд и шатание.
     Я согласен, что не надо превращать национальный вопрос в орудие борьбы друг с другом. Наоборот, его надо  использовать для поддержания друг друга и потому лучше своевременно, хоть как-то, отрегулировать и заставить работать соответствующий закон, чем потом расхлебывать , как, извините за такой пример, осетино-ингушский конфликт. Если бы в свое время на правовые отношения в этом регионе обратили больше внимания, а для этого нужны были средства,  может быть, мы и не вышли бы на этот конфликт, тогда  не нужно было бы сегодня ежегодно выделять по 200 миллионов рублей только на ликвидацию его последствий.
    Я считаю, что наш закон может и должен привести к тому, чтобы в подобных ситуациях государство смогло бы  больше  усилий направлять на превентивные меры по гармонизации национальных отношений. По всем названным причинам наш закон очень нужен обществу, и я рад, что даже одним своим появлением он вызывает бурные дискуссии, что говорит о его важности и актуальности.