АВ 2001г. Выпуск 33 О проекте федерального закона "Об основах государственной национальной политики Российской Федерации" (по материалам "круглого стола")
Выступление Заместителя Председателя Комитета Государственной
Думы по делам национальностей К.А.Бичелдея
Уважаемые коллеги!Думы по делам национальностей К.А.Бичелдея
Я рад, что наш проект закона "Об основах государственной национальной политики Российской Федерации вызвал очень интересную, но почему-то отвлеченную и общую дискуссию, хотя предмет обсуждения вполне конкретный. Я хотел бы все-таки вернуть Вас к обсуждению самого проекта закона. Прежде всего, я согласен с выступающими в очень важной постановке вопроса о том, что этот закон вытекает из Конституции Российской Федерации, так же, как из нее следуют другие законы Российской Федерации. У нас законодательное поле - это не менее пяти-шести тысяч законов, и из них в Конституции Российской Федерации прописано не более 90 законов. Все остальное законодательство идет по содержанию и духу нашей Конституции, во исполнение Конституции страны. Например, о лизингах Конституция ничего не говорит, но такой закон нужен для исполнения экономической политики государства, поэтому он принимается. То же самое относится и к другим законодательным актам. Закон "Об основах государственной национальной политики Российской Федерации" диктуется и духом Конституции, и реалиями нашей государственной жизни. Раз есть предмет для регулирования, закон должен быть.
Первое. Основным предметом регулирования закона являются права человека, права российского гражданина независимо от его национальности, но национальный аспект в этом законе, безусловно, присутствует как механизм для решения проблем, связанных с правами человека в Российской Федерации. Я сравнил бы этот закон, в определенном смысле, с Административным или Уголовным кодексом, тоже своеобразно защищающими права человека. Наш закон именно такой направленности. Поэтому я считаю, что закон, хотя напрямую и не прописан в нашей Конституции, но он имеет право быть, так как имеется потребность российского общества в нем. Это первая моя мысль.
Второе. Я думаю, что большинство здесь сидящих понимает, что закон нужен именно в такой постановке вопроса. Мы Вам представили свою концепцию, как мы представляем себе основы государственной национальной политики. При этом мы не претендуем на единственно верный способ решения этого глобального и очень непростого вопроса государственной жизни Российской Федерации. После сегодняшнего обсуждения, я уверен, закон обязательно претерпит определенные изменения, сохранив свое название и основное содержание.
Я согласен с предыдущими выступающими в том, что этот закон нужен только в том случае, если он будет укреплять российское государство. Мы тоже исходили и основывались на данном тезисе, разрабатывая концепцию закона.
Третье. Наш закон рассматривает два основных аспекта национальной государственной жизни. В основу государственной национальной политики в нем положен национально-культурный аспект. При этом вслед за позицией Президента Российской Федерации, мы специально разделяем национальный вопрос и проблему федеративного устройства государства как два самостоятельных аспекта государственной жизни. Для нас сегодня актуально, чтобы это понимание дошло до каждого представителя народов России любой национальности, до каждого гражданина Российской Федерации.
В конфликтологическом плане данный закон может и должен служить реальным и действенным механизмом политического регулирования возможных и имеющихся конфликтов. По названным выше причинам закон нужен.
И четвертое. Закон нужен нам еще и потому, что Концепция государственной национальной политики Российской Федерации на сегодняшний день не исполняется. Не исполняется и Постановление Правительства Российской Федерации от 1997 года, хотя не поймите это слишком уж категорично. Точнее говоря, Постановление Правительства исполняется лишь в отдельных частях, хотя сама Концепция устанавливает, что государственную национальную политику нужно серьезно финансировать. В Концепции сказано, что ежегодно в государственном бюджете надо предусматривать соответствующие средства. Но Постановление Правительства не выполняется. Мы внесли соответствующие поправки в Бюджетную классификацию, но они просуществовали вхолостую, а теперь их вообще вывели из бюджета. Можно сказать, что на основе Концепции государственной национальной политики мы проводим бесплатную государственную национальную политику многонациональной Российской Федерации. Поэтому наш закон, уважаемые коллеги, я считаю, просто необходим.
Конечно, сегодня ряд программ все-таки как-то финансируется, но посмотрите, даже по исполнителям, многие программы, например, поддержка Осетии (Алании) идут через Минэконом развития. А другая такая же программа по развитию и поддержанию Бурятии идет через Миннац, а это одинаковые, по сути, документы. Но получатели - разные, исполнители - разные. Это говорит о том, что у нас в общегосударственной национальной политике - определенный разнобой, разброд и шатание.
Я согласен, что не надо превращать национальный вопрос в орудие борьбы друг с другом. Наоборот, его надо использовать для поддержания друг друга и потому лучше своевременно, хоть как-то, отрегулировать и заставить работать соответствующий закон, чем потом расхлебывать , как, извините за такой пример, осетино-ингушский конфликт. Если бы в свое время на правовые отношения в этом регионе обратили больше внимания, а для этого нужны были средства, может быть, мы и не вышли бы на этот конфликт, тогда не нужно было бы сегодня ежегодно выделять по 200 миллионов рублей только на ликвидацию его последствий.
Я считаю, что наш закон может и должен привести к тому, чтобы в подобных ситуациях государство смогло бы больше усилий направлять на превентивные меры по гармонизации национальных отношений. По всем названным причинам наш закон очень нужен обществу, и я рад, что даже одним своим появлением он вызывает бурные дискуссии, что говорит о его важности и актуальности.