АВ 2001г. Выпуск 33 О проекте федерального закона "Об основах государственной национальной политики Российской Федерации" (по материалам "круглого стола")
Выступление Заместителя Председателя Комиссии Государственной Думы по содействию нормализации
общественно-политической и социально-экономической обстановки и соблюдению прав человека
в Чеченской Республике А.А.Аслаханова
Уважаемые коллеги! общественно-политической и социально-экономической обстановки и соблюдению прав человека
в Чеченской Республике А.А.Аслаханова
Хочу сказать, что на самом деле есть решение национальной проблемы. Территория России огромная, каждому народу есть возможность проявить себя, найти свое место. Но нельзя забывать золотое правило - В чужой монастырь со своим уставом - не лезть . Я не думаю, что есть хоть один народ, который согласится с тем, чтобы забыть свою историю, корни, язык, традиции, обычаи. Есть великолепная поговорка: Народ, не помнящий своей истории, не имеет будущего . И как бы ни хотели политики и политиканы, туземные и политические вожди по духу и внутреннему содержанию, государственники, от ситуации к ситуации меняющие идеологию и политические пристрастия, а также трескучие политические ночные бабочки, не помнящие своего родства, отстаивающие интересы не нуждающихся в их хамелеонской услуге представителей почти 200 национальностей России, невозможно всех сделать русскими. Достаточно того, что почти у всех наших народов, советских народов, был советский менталитет, а сейчас в России формируется или, если нравится, переходит в российский менталитет. Мы, как бы нас ни пытались различать по национальному признаку, в основном и мыслим, и рассуждаем по-русски. А нам из года в год предлагают необходимость экстренной защиты русского народа, русского языка и т.д.
Словесной трескотней не надо защищать русский народ. Русский народ - это великий народ с богатейшей историей, культурой, традициями и кто бы ни пытался, невозможно заставить русский народ идти по какому-то иному пути, на поводу какого-то другого народа. Ведь сколько разных народов при Советском Союзе с гордостью говорили, что мы впитали высокую культуру России, русского народа!
Так все-таки нужен Закон или не нужен? Безусловно, здесь есть над чем подумать. В Законе прописан механизм того, чтобы, наконец, мы стали единым государством, чтобы понимали - перед нами стоит одна задача, создать такое государство, где все будут равноправны, будут равно отвечать, будут равно заинтересованы в том, чтобы мы жили в великом народообразующем государстве.
Хотя, честно говоря, мне абсолютно все равно, народообразующий мы народ или нет. Если кому-то нравится, хоть градообразующий. Пускай будет градообразующий, что тут такого, я не понимаю. Мы что, верим в эти сказки, что кто-то там выделится, куда-то уйдет и построит независимое государство? Вы спросите тех, которые этого суверенитета добивались, хотят ли они дальше этого суверенитета? Нажрались его уже, вот так!
Когда мы работали над законом, нам хотелось, чтобы были определены хоть какие-то гарантии того, что наши народы, государства будут развиваться нормально. Откровенно говоря, меня очень беспокоит нынешняя ситуация. Если помните, при Советском Союзе, что бы там о нем ни говорили, была идея, была идеология, была национальная политика. И хотя в шутку мы и обзывали друг друга - кацап, хохол, чукча, чучмек, но ненависти к друг другу у нас при этом не было. Хохмили, анекдоты друг о друге рассказывали и при этом все смеялись, а сейчас мы уже чуть что - хватаемся за штыки, за ножи, за пистолеты - вот как мы сами обострили наши межнациональные отношения.
Разговор о языке я считаю также беспредметным. Великий русский язык! Да у нас, по крайней мере, до этих последних десяти лет, пока власть в нашей республике не захватили бандиты, на русском языке лучше говорили, чем на чеченском, лучше и чище, чем говорил любой русский. Хотя я здесь, безусловно, преувеличил. Не надо говорить о том, что нужно защищать русский язык, так как он и так есть, и сегодня невозможно его вытеснить куда-то, он будет всегда главным языком государства.
Мы предлагаем Украине, Литве, Латвии и другим странам - у Вас должно быть два государственных языка - латышский и русский, киргизский и русский, казахский и русский, но тут же у себя говорим, что должен быть один язык - русский. Пускай, ради Бога, хоть тридцать языков знают. В Швейцарии - четыре государственных языка: немецкий, швейцарский, итальянский, французский. Ее граждане великолепно уживаются каждый со своим языком, и все понимают, что это не принципиально.
Меня больше тревожит другое, когда начинают говорить, что мы живем в православном государстве, но тогда не надо было принимать закон о том, что у нас четыре ведущих конфессии. Согласно этому закону, мы живем в межконфессиональном государстве.
Я с тревогой смотрю, что уже МИД подписал договор с патриархией о том, что во все посольства вводят представителей православия. Но как быть тогда с представителями других конфессий? Тут мы делаем ошибку.
Я с грустью думаю о том, что, когда было советское время, проводили концерты, наряду с русскими ансамблями, выступали казахский, киргизский, таджикский, татарский и другие. Сейчас Вы этого и близко не увидите и не услышите.
Я твердо уверен, это моя точка зрения, что если мы хотим сделать что-либо хорошее, то мы должны, прежде всего, создать дружную команду или создать какое-то общество. Если не будет взаимопонимания тех, кто работает, если они не будут уважительно друг к другу относиться, не будут заряжены единой идеей и не будут себя чувствовать равноправными, никогда ничего великого, большого они не создадут.
То же относится и к национальным вопросам. Вообще нет ни одного государства такого многонационального, как наше. Что же нужно сделать, чтобы народы не считали себя ущемленными, признавая паритет или приоритет русского народа как государствообразующего? Нужно, чтобы они чувствовали себя равными, они равными себя не чувствуют.
И пока мы не будем подходить к вопросу принятия этого закона с учетом вышесказанного, я думаю, мы опять зайдем в тупик, опять дадим политикам повод для пикирования, для больших дебатов, а нашим ученым - для научных споров.