АВ 2001г. Выпуск 33 О проекте федерального закона "Об основах государственной национальной политики Российской Федерации" (по материалам "круглого стола")
Выступление заведующего кафедрой внешнеполитической деятельности России Российской академии государственной
службы при Президенте Российской Федерации В.А. Михайлова
Уважаемые коллеги!службы при Президенте Российской Федерации В.А. Михайлова
Я бы хотел дать предварительную оценку той роли, которую должна сыграть Российская Академия государственной службы и ее кафедры в возможности принятия подобного закона. Подчеркиваю, в возможном принятии закона, поскольку мы собрались для того, чтобы обсудить представленный нам материал.
Я был участником парламентских слушаний в Государственной Думе, когда законопроект в течение нескольких часов находился в центре внимания этого совещания. Должен сказать, что он претерпел определенные изменения по сравнению с тем, каким он ранее был представлен. Тем не менее, проект закона остается проектом, который все еще требует четкого юридического обоснования и самое главное, вывода о том, необходим ли подобный закон для России именно сегодня, в этих условиях.
Мне хотелось бы обратить Ваше внимание на три следующих момента. Первое. Необходим ли этот закон, а если необходим, то почему? Если мы договоримся о том, что этот закон действительно необходим, даже с учетом того, что есть Концепция государственной национальной политики Российской Федерации, тогда можно вести речь о содержании закона. Или же он в своей основе готов к обсуждению в Государственной Думе в первом чтении, или же требует еще определенных доработок. Нам надо построить работу чисто прагматически, без каких-то лирических отступлений и излишней политизации.
Второе. Необходимо дать оценку качеству этого законопроекта.
Третье. Следует высказать конкретные предложения для прохождения этого закона в Государственной Думе и внесению изменений по тем или иным статьям.
Вот три важнейших аспекта нашего обсуждения.
Я очень рад, что у нас присутствует заместитель Председателя Государственной Думы Владимир Вольфович Жириновский. Я считаю, что Владимир Вольфович - это тот представитель Государственной Думы, и один из ее руководителей, который чувствует нити и нервы нашей национальной политики. Сразу хочу сказать: не со всеми позициями я, как бывший Министр по делам федерации и национальностей, с ним соглашался, но всегда ценил его как человека, который мыслит четко, ясно и во благо нашей России.
Я считаю, что закон принимать можно, если внести в него определенные коррективы. В связи с этим я хотел бы поставить на обсуждение два вопроса.
Первый. Нельзя ли ограничиться тем, что у нас есть Конституция Российской Федерации, где изложены все эти позиции и Концепция государственной национальной политики, которая расшифровывает, дополняет Конституцию? Это первый момент.
И второй момент. Если и принимать закон, то может быть, в первую очередь, принять закон О национальных меньшинствах . На Украине, например, был принят закон О национальных меньшинствах , в Венгрии - также - аналогичный закон, принят подобный закон и в Литве. Вы улавливаете смысл? Ряд государств, в том числе многонациональных, принимают закон, регулирующий национальные отношения, но он звучит не так, как наш - "Об основах государственной национальной политики Российской Федерации", а звучит более конкретно - О национальных меньшинствах .
Нам надо чаще обращаться к Конституции Российской Федерации. В старых советских Конституциях говорилось о том, что автономная республика является национально-территориальным образованием. В сегодняшней Конституции нет понятия национально-территориальное образование . Мы продолжаем по инерции вести разговор о том, что у нас Федерация строится по территориальному и национально-территориальному принципу, или по территориальному и этническому и, тем самым, даем пищу далеко идущим выводам.
По Конституции Российской Федерации, и Республика Татарстан, и, например, Саратовская область - это две территории, два равноправных территориальных субъекта Федерации, хотя, конечно, переломить сегодня наше сознание в этом отношении уже трудно. В тоже время, в Конституции речь идет о разнотипности субъектов федерации: республика, край, область, округ, города - Москва и Санкт-Петербург. Это, по моему мнению, существенное противоречие, за которым следуют серьезные последствия. Увязка всей национальной политики с федеративным устройством страны считается как бы обязательной. Но это все же разные сферы. Да, в системе федеративных отношениях, в проблемах федерации как таковой, в ее функционировании этнический фактор должен учитываться. Но понятие Федерация и понятие национальная политика - не тождественны. Республика, округ - это формы самоопределения отдельных народов, как было определено с первых дней советского периода России. В Конституции Российской Федерации подчеркнуто, что это самоопределение в составе Российской Федерации, при этом все субъекты Российской Федерации равноправны и равны.
Учитывая тот факт, что практически все субъекты Российской Федерации многонациональны, в национальной политике нет и не может быть других приоритетов, кроме приоритета равноправия граждан, независимо от их национальной принадлежности. Попытки же педалировать национальные особенности с целью обойти этот принцип - антиконституционные по своей сути. В таком контексте дискуссии о республиканизации или губернизации России малопродуктивны, более того, они провоцируют конфликты и уводят от решения насущных задач России. Другое дело, и это задача государства и гражданского общества, чтобы конституционное равноправие и равенство субъектов федерации действительно было защищено соответствующими законами и механизмами их функционирования.
Другой вопрос. О законе. Учитывая трудности, с которыми принималась Концепция государственной национальной политики, ее недостатки и несовершенства, конечно, неплохо иметь закон, которому бы все подчинялись и который выполняли. Мы одно время даже думали: может быть, Концепцию государственной национальной политики, после того, как ее подписал Президент, утвердить еще и на Государственной Думе, и таким образом, сделать ее общегражданским документом.
Ставлю вопрос на размышление. Правомерна ли с юридической точки зрения постановка вопроса о принятии закона О политике ? Я не могу на память вспомнить, например, закон О политике или закон О внешней политике , или закон О международной политике или какие-то другие. Вот вопрос. Политика - это совсем другая сфера. Как можно политику вписать в закон? Но, может быть, я ошибаюсь.
Я - за закон, но закон не в такой формулировке. Сначала у меня были названия закона, типа Об основах политики государства или Об основах государственной политики в области национального развития . Но что такое национальное развитие ? В чем суть этого понятия? Может быть, лучше ввести в его название термины этническое развитие или национально-культурное развитие .
Первое мое предложение. Давайте вынесем из нашего обсуждения заключение о том, что закон, безусловно, нужен.
Второе. Закон нужен грамотный, юридически выверенный, с точным названием.
Теперь по содержанию закона. В первую очередь, надо уточнить преамбулу. Если мы оставляем название закона, то тогда нужно уточнить в преамбуле, что мы понимаем под национальной политикой. Необходимо достигнуть соединения или сочетания национальных и общегосударственных интересов и на этой основе - межнационального согласия. Надо определиться по ряду позиций, в том числе и о русском народе. Не надо заниматься сочинительством. В Конституции России написано четко и ясно, что единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ . Многонациональный.
Когда мы готовили Концепцию государственной национальной политики, мы с огромным трудом достигли, как любил говорить М.С.Горбачев, консенсуса, когда и Татарстан, и Башкортостан, и представители других республик подписали проект Концепции. Одну фразу мы отстояли - о том, что русский народ является опорой российской государственности. Все с этим согласились. Но эта фраза не несет такой смысловой нагрузки, как, например, тезис о русском народе как единственно государствообразующем. Тогда мы сразу нарушаем нашу Конституцию.
В Государственной Думе обсуждается проект закона о русском народе. Но нет в мире такого прецедента, чтобы был закон об отдельном народе. Немыслимо даже представить себе, чтобы в принципе принимался закон о каком-нибудь народе. Был, правда, факт принятия решений о репрессиях против ряда народов, но ведь это были факты беззакония.
Мы все здесь - русские люди, россияне. Русская нация - это интегрирующая нация, это нечто особое. Русский народ, я смею так сказать, имеет имперское мышление, которое существует в пространстве и во времени. Вспомним, как формировалась русская нация, вбирая и сохраняя культуру и традиции других народов. И.А. Ильин отмечал, что Россия есть духовное, языковое и культурное единство, исторически связавшее русский народ с его национальными братьями духовным взаимопитанием, и поэтому расчленение его явилось бы невиданной еще в истории политической авантюрой, гибельные последствия которой человечество понесло бы на долгие времена. Лучшие умы Отечества всегда понимали русскую нацию как культурное единство этнически многообразных народов, единство, основанное не на кровности, а на участии в культуре. Защиту же русского народа, принятие мер, направленных на сохранение и укрепление его как опоры российской государственности, надо решать в комплексе всех насущных проблем, стоящих перед Россией.
Завершая обсуждение законопроекта о государственной национальной политике на нашем круглом столе , мы можем вынести такое резюме. Мы считаем, что закон, подобный этому, который бы определял главные принципы и направления политики в сфере национальных отношений, нужен. Поэтому надо продолжить работу над законопроектом, над его юридической, правовой чистотой, аргументацией, понятийным аппаратом. Мы готовы заключить с Государственной Думой договор о совместной работе над законопроектом, чтобы довести его до приемлимого варианта, чтобы его принять, устранив всякие политические спекуляции. У нас есть очень квалифицированные кадры - профессор Г.В.Атаманчук, профессор Н.М.Казанцев и другие ученые. Давайте мы, в Российской академии государственной службы, поможем, чтобы, по крайней мере, до конца года закон прошел первое чтение.
Я хотел бы поблагодарить всех, кто принял участие в круглом столе . Считаю, что он получился достаточно интересным и в эмоциональном плане и, думаю, в интеллектуальном тоже. Особенно хотел бы выразить благодарность Председателю Комитета Государственной Думы по делам национальностей Валентину Ивановичу Никитину и всем членам Комитета, присутствующим здесь, а также Руководителю Аппарата Комитета Государственной Думы по делам национальностей Р.М. Канапьяновой, заместителю министра по делам федерации, национальной и миграционной политике А.А. Томтосову. С вашего разрешения я доложу ректору нашей академии В.К. Егорову, что Г.В.Атаманчук, Н.М.Казанцев, В.Л.Романов, К.В.Калинина берут от имени РАГСа обязательство, сделать закон таким чтобы, никто, читая его, не обнаружил нарушений и отступлений от принципов Конституции Российской Федерации.