Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2001г. Выпуск 33 О проекте федерального закона "Об основах государственной национальной политики Российской Федерации" (по материалам "круглого стола")


ПРИЛОЖЕНИЕ:

Вносится депутатами Государственной Думы:
                                                                            Никитиным В.И., Смирновой С.К.,
                                                                            Бичелдеем К.А., Аслахановым А.А.,
                                                                            Будажаповым С.П., Бурулько А.П.,
                                                                            Гимаевым Р.Н., Казаковцевым В.А.,
                                                                            Никитиным А.А.

                                                                                 

 Проект

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
Об основах государственной национальной
политики Российской Федерации

     
     Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы государственной национальной политики Российской Федерации в целях обеспечения прав народов России на  национальное развитие.
    Государственная национальная политика Российской Федерации основывается на конституционных принципах единства и целостности Российской Федерации, равноправия и  этнического самоопределения всех народов Российской Федерации, построения и развития открытого гражданского общества и является составной частью политики по укреплению национальной безопасности Российской Федерации.
    Объектом государственной национальной политики являются все народы России.
    Государственная национальная политика направлена на укрепление и совершенствование федеративных отношений и исходит из согласования общегосударственных интересов и интересов всех населяющих ее народов, всестороннего сотрудничества, развития и взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления между собой и с этнокультурными, национальными общественными объединениями, национально-культурными автономиями всех уровней  на основе учета исторического опыта развития культур, национальных (родных) языков, традиций и вероисповеданий.
    Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, граждане и общественные объединения, участвуя в реализации государственной национальной политики Российской Федерации, руководствуются Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, положениями Концепции государственной национальной политики Российской Федерации и настоящим Законом.     
     
     Глава I. Общие положения
    Статья 1. Цель и задачи настоящего Федерального закона
    1. Целью настоящего закона является создание правовых основ обеспечения национального развития всех народов Российской Федерации.
    2. Реализация настоящего закона  направлена на решение следующих задач:
    1) в государственно-правовой сфере:
     обеспечение единства и целостности Российской Федерации;
    обеспечение правовых и организационных условий для удовлетворения  национально-культурных и социальных интересов граждан и народов ;
    оптимизацию  федеративного устройства Российской Федерации;
    совершенствование государственных структур в целях реализации государственной национальной политики, интересов граждан всех национальностей, проживающих на территории субъектов федерации;
    объединение усилий органов государственной власти, органов местного самоуправления, политических, общественных, религиозных организаций для достижения межнационального согласия;  
     усиление ответственности национальных общественных объединений, национально-культурных автономий всех уровней по воспитанию у граждан культуры межнационального общения,  уважения к традициям и обычаям каждого народа,  любви к родному краю, к России.
    2)  в социально-экономической сфере:
    использование многообразия хозяйственных возможностей субъектов Российской Федерации, их природных ресурсов, научно- технического и кадрового потенциала, территориального разделения труда и производственной кооперации в интересах всех граждан и народов Российской Федерации.
     развитие социально-экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации в целях обеспечения комплексного решения национальных, социальных  проблем и гармонизации межнациональных  отношений;
    реализацию национальных интересов граждан и народов в сфере традиционных образа жизни и  хозяйствования;
    развитие государственных систем коммуникаций и информации в целях оказания помощи народам России по совершенствованию их национально-культурного образовательного  пространства;
    3)  в национально-культурной сфере:
    распространение идей духовного единства, дружбы народов, формирование межнационального согласия и  российского патриотизма;
    сохранение исторического наследия и дальнейшее развитие национальной самобытности и национальных  традиций народов России;
    распространение знаний об истории и культуре  народов России;
    воспитание уважения к истории, культуре, языкам народов России;
    развитие взаимодействия и взаимовлияния культур народов Российской Федерации;
    обеспечение оптимальных условий для развития и использования русского языка как государственного языка Российской Федерации,  сохранения и развития языков всех  народов России;
    укрепление и совершенствование национальных общеобразовательных и воспитательных  учреждений;
    взаимодействие органов государственной власти, органов местного самоуправления с национальными общественными объединениями всех уровней;
    поддержку религиозных организаций в развитии национальных культур и миротворческой деятельности и в укреплении морально-этических норм в обществе;
    4) в области внешней политики:
    реализацию международных договоров и соглашений Российской Федерации в сфере межнациональных отношений в соблюдении прав и свобод граждан;
    заключение договоров и соглашений с зарубежными государствами о сотрудничестве в разрешении проблем соотечественников;
    оказание помощи в сохранении родных языков и национальных  культур соотечественникам, проживающим за пределами Российской Федерации;
    решение на межгосударственном уровне проблем беженцев и вынужденных переселенцев;
    предотвращение и мирное разрешение межэтнических конфликтов на межгосударственном уровне.
    
     Статья 2. Основные понятия,  используемые  в  настоящем законе
    Государственная национальная политика Российской Федерации - это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации,  направленная на обеспечение  национального развития народов Российской Федерации;
           этнос, народ (в этнокультурном значении) - это общность людей, объединенная общностью исторического происхождения, языка, культуры и обладающая общей исторической памятью и чувством солидарности;
           единство народов - объединение народов вокруг общих целей и путей развития, чувств общности, исторически сложившееся в ходе совместного проживания;
    коренные малочисленные народы - народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционный образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями;
    национальные меньшинства - числено не преобладающая этническая общность или часть общности, проживающая за пределами избранной ею формы самоопределения либо за пределами местопребывания основной части этнической общности, не имеющая никакой формы самоопределения, сохраняющая свое самосознание и самоидентифицирующая себя как этническое меньшинство, ощущающее свое недоминирующее положение;
    разделенные народы - народы, чья территориальная целостность расчленена политическими, государственными границами;
    национальность  - принадлежность  человека или группы людей к определенной этнической общности (термин, употребляемый для обозначения народностей,  наций и других этнических общностей и групп,  исключая племена);
    национализм на личностном и групповом уровне - идеология, политика и действия, основанные на иррациональном представлении о преимуществе своего народа перед другими;
    национализм как политическое движение - движение, основанное на доктрине, согласно которой интересы и ценности народа обладают приоритетом перед другими интересами и ценностями, а национальная общность должна стремиться к завоеванию или удержанию политической власти;
    национальные отношения (в значении этнонациональных) - отношения между людьми различных национальностей и народами в сфере культуры, экономики, политики, психологической среды, реализуемые на институциональном и личностном уровне;
    национальная культура - совокупность материальных и духовных ценностей, накопленных и приумноженных поколениями каждого народа в процессе жизнедеятельности  нации, ее становления и развития;
    национальное самосознание (в значении этнонациональное)- осознание и чувство принадлежности к своей национальности, представления об ее интересах, культуре, языке, территории, историческом прошлом;
    межнациональные (межэтнические) отношения - экономические, социально-политические, духовные и идеологические отношения, складывающиеся в ходе взаимодействия национальностей по поводу реализации ими своих  национальных и общенациональных  интересов;
     вынужденные переселенцы   -  вынужденным переселенцем по признаку национальной принадлежности  является гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении  него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповеданию,  языка,  ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка;
    межнациональные конфликты - любая форма гражданского, политического или вооруженного противоборства, в котором стороны или одна из сторон мобилизуются, действуют или страдают по признаку этнических различий.
    
     Статья 3. Принципы   государственной  национальной  политики
     Государственная национальная политика основывается на следующих  принципах:
    сохранения государственной целостности и федеративного устройства Российской Федерации;
    равенства  прав граждан и народов Российской Федерации на  национальное  развитие;
     признания единства Российского общества;
    признания  объединяющей роли русского народа, его языка и культуры;
    свободного определения каждым гражданином своей национальной принадлежности;
    соответствия законов и иных нормативных правовых актов в сфере национальной политики общепризнанным  принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации;
    взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления с общественными национальными, этнокультурными  объединениями, национально- культурными автономиями всех уровней, общинами, казачьими поселениями(казачьим кругом);
    неотвратимости наказания за разжигание межнациональной вражды, оскорбления чести и достоинства по этническому признаку;
     защиты прав и интересов граждан Российской Федерации за ее пределами;
    
     Статья 4. Законодательство о государственной  национальной  политике
    Государственная национальная политика основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных нормах и принципах международного права и международных договорах Российской Федерации, настоящем Федеральном законе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах  субъектов Российской Федерации.
    Федеральные законы, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в сфере государственной национальной политики  не могут противоречить настоящему Федеральному закону. В случае противоречия между настоящим Федеральным законом и иным нормативным правовым актом, изданным в Российской Федерации  в сфере государственной национальной политики, действует настоящий Федеральный закон.
    
     Статья 5. Основные направления государственной национальной   политики
    Основными направлениями государственной национальной политики являются:
    достижение и поддержание  межнационального мира и согласия на всей территории Российской Федерации;
    дальнейшее совершенствование федеративных отношений;
    обеспечение и защита конституционных прав  народов Российской Федерации на  удовлетворение  национального - культурного  развития;
    защита и поддержка  русского языка как государственного языка Российской Федерации;
    создание условий для  развития  национальных культур, возрождения духовных и народных традиций, сохранения, изучения  и  развития  родных языков;
    постоянный учет потребностей и интересов народов Российской Федерации в экономическом, политическом, социальном и культурном жизнеобеспечении;
    выравнивание уровня и повышение качества жизни всех народов Российской Федерации;
    взаимодействие органов государственной власти всех уровней с национально-культурными автономиями, национальными, этнокультурными общественными объединениями, общинами, казачьим кругом;
обеспечение экономической, социальной, политической и правовой защищенности коренных малочисленных народов, национальных меньшинств;
    поддержка соотечественников, проживающих за пределами Российской Федерации, содействие развитию их связей со своей исторической Родиной в соответствии с нормами международного права;
    оказание помощи со стороны органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по обустройству беженцев и вынужденных переселенцев, а также лиц, переехавших на постоянное место жительства в Российскую Федерацию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

            Глава II. Участие граждан и общественных объединений в  реализации государст-
                           венной национальной политики

    Статья 6. Участие граждан  и  народов в реализации государственной  национальной  
                     политики           
     1. Граждане Российской Федерации, участвуя в формировании и реализации государственной национальной политики,  вправе:
    свободно  указывать свою национальную принадлежность;
    пользоваться родным языком, свободно выбирать язык общения, воспитания, обучения и творчества;
    создавать национальные и этнокультурные  общественные объединения,  национально-культурные автономии всех уровней с учетом своих исторических, национальных, культурных традиций и особенностей;
    требовать правового пресечения действий любых лиц или организаций, совершаемых публично или с использованием средств массовой информации, направленных на возбуждение национальной вражды,  унижение  национального достоинства;
    учитывать  национальные интересы  при формировании представительных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления;
    обращаться в органы государственной власти, органы местного самоуправления, к должностным лицам по вопросам формирования и реализации национальной политики непосредственно или через своих представителей.
           2. Народы Российской Федерации могут участвовать в формировании и реализации государственной национальной политики непосредственно (референдум, сход, казачий круг, опрос), а также через своих представителей как в органах государственной власти, так и в общественных объединениях.

           Статья 7. Участие общественных объединений в реализации государственной        
                             национальной  политики  
            1. В целях реализации государственной национальной политики граждане и народы Российской Федерации могут создавать общественные объединения (национально-культурные автономии, ассамблеи,  ассоциации,  центры,  фонды  и другие).
           2. Общественные объединения при решении вопросов национального развития народов Российской Федерации вправе:
           обращаться в органы государственной власти, органы местного самоуправления и представлять свои национальные интересы;
           участвовать в культурном сотрудничестве народов, этнических и религиозных общин;
           устанавливать и поддерживать контакты с соотечественниками, проживающими за пределами Российской Федерации.

           Статья 8. Представительство народов в органах государственной   власти и   органах
                            местного самоуправления
                              
            Представители всех народов Российской Федерации, независимо от национальности или религиозной принадлежности, имеют равное право на занятие должностей в учреждениях государственной власти и управлениях, муниципальных и других органах местной власти.
           В целях реализации Государственной национальной политики могут устанавливаться квоты представительства народов Российской Федерации в органах государственной власти Российской Федерации,  органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления.

           Глава  III.   О правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации
           Статья 9. Равенство прав и свобод человека и гражданина в  Российской Федерации
            Российская Федерация гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии.
           Лица любой национальности, законно находящиеся на территории Российской Федерации, пользуются всеми правами и свободами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.
           Запрещаются любые формы ограничения прав и дискриминации граждан по признакам расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

           Статья 10. Право на этническую  и  культурную  самобытность
            Каждый человек в Российской Федерации имеет право на этническую и культурную самобытность, то есть индивидуально и совместно с другими  лицами  сохранять, выражать и развивать этнические, культурные, языковые и иные национальные особенности,  не ущемляя соответствующие права людей другой национальности.
           Государство обеспечивает условия, способствующие реализации этого права,  и воспрещает дискриминацию по национальному признаку.
           Запрещается этническая ассимиляция лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, против воли этих лиц.

           Статья 11.  Право на национальную (этническую)  самоидентификацию
           Каждый человек в Российской Федерации имеет право на национальную (этническую) самоидентификацию, то есть свободно определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.
           Указанный выбор не влечет каких-либо неблагоприятных последствий, а реализация прав, связанных с данным выбором, не может ставить лицо в невыгодное положение.
           Документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации, записи актов гражданского состояния, трудовые книжки, а также документы об образовании, военные билеты и другие документы оформляются с учетом национальных традиций именования.

           Статья 12. Социальные права
            Граждане Российской Федерации имеют равные права на труд, свободный выбор профессиональной деятельности, обеспечение жильем  и другие социальные гарантии.
Запрещается отказ в приеме человека на работу или государственную службу, а также  в предоставлении ему иных социальных услуг в зависимости от его национальной или религиозной принадлежности.

           Статья 13. Защита национальной чести и достоинства человека и гражданина
                              Российской Федерации

           Российская Федерация гарантирует судебно-правовую и иную защиту национальной чести и достоинства человека и гражданина.
           Запрещаются пропаганда, агитация, распространение заведомо недостоверных сведений  или другие действия, направленные на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, ненависти или розни, унижение национальной чести и достоинства, ограничение прав и свобод, а равно пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности людей по признаку их национальной или расовой принадлежности, отношения к религии, либо публичные призывы к насилию над ними, к уничтожению или повреждению имущества.
           Деяния, направленные на разжигание национальной розни, являются общественно опасными и относятся к тяжким преступлениям, а лица, их совершившие, подлежат уголовной ответственности.

           Глава  IV.  О  правах народов  Российской Федерации
           Статья 14.   Равноправие народов Российской Федерации
           Народы России в соответствии с исторически сложившейся этнополитической ситуацией являются на ее территории государствообразующими.
           Каждый народ имеет право на существование и уважение его национальной,  культурной, исторической, религиозной и языковой самобытности.

           Статья 15.   О государственных гарантиях  прав  народов  Российской Федерации  и  
                                 их обязанностях

           Государство гарантирует всем народам Российской Федерации равные социальные, экономические, политические и национально- культурные права.
           Равноправие народов Российской Федерации обеспечивается равными возможностями их участия в управлении делами общества и государства, распоряжении естественными богатствами и ресурсами страны, сохранении и развитии национальной,  культурной, исторической,  религиозной и языковой самобытности.
           Ни один народ не может  стать объектом  дискриминации.

           Статья 16. Государственные  гарантии  экономических  и социальных  прав  народов
                               Российской Федерации

            Государство гарантирует народам Российской Федерации право осуществлять природопользование и хозяйственную деятельность согласно их традициям и обычаям, устоявшимся формам и методам пользования земельными  и иными природными ресурсами, обеспечивая  экономическую и экологическую безопасность, сохранение и защиту традиционной среды обитания и этнокультурной среды.
           Государство гарантирует  народам Российской Федерации право участвовать в определении приоритетов своего развития, выработке и осуществлении государственных социальных программ в области здравоохранения, образования, культуры, пенсионного, социального и жилищного обеспечения и других сферах общественной жизни.

           Статья 17. Государственные гарантии прав народов Российской Федерации на
                               национально-культурное самоопределение
           Всем народам, проживающим на территории Российской Федерации, обеспечивается в соответствии с законодательством Российской  Федерации право на национально-культурное самоопределение посредством образования национально-культурных автономий, национальных союзов, ассоциаций, землячеств и иных видов национально-культурных объединений с учетом исторических, национальных, культурных традиций и особенностей народов.
           Национально-культурное самоопределение нардов в форме национально-культурной автономии осуществляется в соответствии с федеральным законом.
           Создание национально-культурной автономии, являющейся экстерриториальным общественным объединением, не является основанием для изменения закрепленного Конституцией Российской Федерации статуса республик, автономной области и автономных округов и не должно наносить ущерб интересам других этнических общностей.

           Статья  18.  О  русском народе
           Русский народ, один из коренных народов Российской Федерации,  является опорой российской государственности и несет ответственность за развитие Российского государства. Состояние  межнациональных отношений в Российской Федерации во многом определяется   национальным самочувствием  русского народа.
            Русский народ не может рассматриваться как национальное меньшинство на всей территории  субъектов Российской Федерации.
           Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления при формировании федеральных и региональных программ социально-экономического и национально-культурного развития народов Российской Федерации отражают потребности и интересы русского народа, а также учитывают их в политической, экономической и культурной жизни Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
           Особо ответственное положение русского народа не ущемляет прав других народов Российской Федерации.

           Статья 19.  О коренных малочисленных народах и национальных меньшинствах
            Государство уделяет особое внимание обеспечению гарантий прав коренных малочисленных народов и национальных меньшинств на самобытное социально-экономическое и культурное развитие, защиту их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов  устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации, общепризнанными  принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
           Российская Федерация принимает меры к заключению  двусторонних и многосторонних международных договоров для обеспечения прав национальных меньшинств, проживающих на территории нескольких государств.

           Статья 20. О репрессированных (депортированных) народах
           Все репрессированные (депортированные) в прошлом народы Российской Федерации подлежат полной реабилитации. Особенности реабилитации в отношении конкретного репрессированного народа регулируются отдельными законодательными актами Российской Федерации, принимаемыми по отношению к каждому репрессированному народу. Порядок возмещения ущерба реабилитированным народам и гражданам из числа репрессированных народов, подвергшихся репрессиям на территории Российской Федерации по признакам национальной принадлежности, устанавливается законодательными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
           Не допускается агитация или пропаганда, проводимые с целью воспрепятствования реабилитации репрессированных народов. Лица, совершающие подобные действия, а равно подстрекающие к ним, привлекаются к ответственности в установленном порядке.

           Статья 21.  Предупреждение и урегулирование  межнациональных конфликтов
           Федеральные органы государственной власти - органы государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления  принимают все необходимые меры для предупреждения и урегулирования межнациональных конфликтов:
           создают механизмы прогнозирования и раннего предупреждения межнациональных конфликтов;
           организуют в местах межэтнической напряженности государственную систему мониторинга этнополитической ситуации, работающую в тесном взаимодействии с научными и общественными организациями;
           содействуют работе советов старейшин, женских, молодежных, национальных, религиозных организаций и других инструментов народной дипломатии по урегулированию межнациональных конфликтов;
           разрабатывают меры социальной, экономической и культурной поддержки территорий, находящихся в зоне межнационального противостояния;
учреждают институты по контролю за соблюдением прав человека, гражданина и народов.
           В целях предупреждения межнациональных конфликтов Правительство Российской Федерации организует разветвленную федеральную государственную систему мониторинга этнополитической ситуации в стране.

           Статья 22. Государственные гарантии прав населению, вынужденному мигрировать
                             в порядке решения проблем государственной национальной политики


           Государство гарантирует права беженцев и вынужденных переселенцев, пострадавших в результате межнациональных конфликтов, в части их приема, размещения, трудоустройства, предоставления социальных и иных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
           Реабилитация лиц, пострадавших в результате межнациональных конфликтов, проводится в целях  возвращения их к нормальной жизни и включает  в себя правовую,  медицинскую, психологическую, профессиональную и социальную помощь, а также трудоустройство.

           Статья 23.  Обязанности народов Российской Федерации  в сфере национальных
                                отношений

           Народы Российской Федерации обязаны:
           неукоснительно соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательство Российской Федерации;
           воздерживаться от применения или угрозы применения силы в разрешении конфликтов;
           не нарушать права и свободы других народов;
           уважать национальное достоинство, этнополитические, социальные, религиозные и культурные особенности всех этнических общностей и групп;
           пресекать проявления национализма, национальной, расовой или религиозной вражды;
           способствовать утверждению идеалов дружбы, добрососедства, сотрудничества, терпимости и взаимного уважения.

           Глава V.   О  соотечественниках  за  рубежом
           Статья 24. Правовое положение соотечественников, иностранных   граждан и лиц
                               без гражданства на территории  Российской Федерации

           1. Защита основных прав и свобод человека и гражданина применительно к соотечественникам является неотъемлемой частью государственной национальной политики во внешнеполитической деятельности Российской Федерации.
            2. Программы сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами разрабатываются, принимаются и реализуются с учетом соблюдения тем или иным государством общепринятых принципов и норм международного права в области основных прав и свобод человека и гражданина.
            Дискриминация граждан Российской Федерации, проживающих за рубежом, может быть основанием для пересмотра политики Российской Федерации в отношении иностранного государства, в котором такая дискриминация имеет место.
            Несоблюдение иностранным государством общепризнанных принципов и норм международного права в области основных прав и свобод человека и гражданина в отношении соотечественников является достаточным основанием для принятия органами государственной власти Российской Федерации предусмотренных нормами международного права мер по защите интересов соотечественников.
           Соотечественники вправе рассчитывать на поддержку Российской Федерации:
           в обеспечении своих основных свобод и гражданских, политических, экономических, социальных, культурных и иных прав, предусмотренных международными пактами и правах человека;
           в своих действиях,  направленных против случаев дискриминации по признакам расы, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к соотечественникам, имущественного положения или любого другого обстоятельства;
           в обеспечении своего права на равенство перед законом.
           Поддержка соотечественников в области основных прав и свобод человека и гражданина осуществляется Российской Федерацией в соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации с учетом законодательства иностранных государств и принадлежности соотечественников к группам, предусмотренным настоящим Федеральным законом.
           Во время пребывания на территории Российской Федерации соотечественники, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства, пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

           Глава V1. О государственной языковой политике Российской Федерации
           Статья 25.  Правовое положение языков народов Российской Федерации
           В соответствии с Конституцией Российской Федерации государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является  русский язык.
            Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного  самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.
           В местности компактного проживания населения, не имеющего своих национально-государственных и национально-территориальных образований или живущих за их пределами, наряду с русским языком и государственными языками республик в официальных сферах общения может использоваться язык населения данной местности. Порядок использования языков в таких местностях определяется законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
           Субъекты Российской Федерации  вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты о защите прав граждан на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.
           Вопросы реформирования или смены письменности, графики и орфографии родных  языков народов Российской Федерации, имеющие общефедеральное значение, затрагивающие основы культурно- языковых традиций народов России,  находятся в ведении  Российской Федерации.

           Статья 26.  Гарантии защиты языков народов Российской Федерации
           Языки всех  народов Российской Федерации находятся под защитой государства и пользуются его поддержкой.
           Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления  гарантируют и обеспечивают:
           проведение научно обоснованной языковой политики, направленной на сохранение, развитие и изучение  языков всех  народов Российской Федерации  и создание для этого необходимых условий;
           целевое бюджетное и иное финансовое обеспечение государственных и научных программ для сохранения и развития языков народов Российской Федерации, проведение в этих целях льготной налоговой политики;
           ответственность юридических и физических лиц за нарушение законодательства Российской Федерации о языках народов Российской Федерации.
            Языки коренных малочисленных народов и национальных меньшинств  находятся под особой защитой государства, которое создает необходимые условия для их сохранения и развития.

           Статья 27.  О русском языке как государственном языке Российской Федерации             
            Русский язык как государственный язык Российской Федерации используется во всех сферах общественной жизни, играет в них  консолидирующую роль, способствует сохранению единства и целостности многонационального Российского государства.
           Русский язык является  мировым языком,  языком межнационального общения,  национальным языком русского народа.
           Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления создают необходимые условия для функционирования   русского языка как государственного языка Российской Федерации, оказывают  содействие в его  изучении, развитии   и распространении в   странах СНГ  и других государствах мира, а также способствуют   сохранению   самобытности и чистоты русского языка.
           В общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования изучение русского языка как государственного языка Российской Федерации является обязательным и в соответствии с государственными образовательными стандартами Российской Федерации.

            Статья 28.  Государственные гарантии языковых прав народов Российской
                               Федерации
    
            Российская Федерация гарантирует всем ее народам независимо от их численности равные права на сохранение и всестороннее развитие родного языка, свободу выбора и использования языка общения.
           Каждый народ, не имеющий своей письменности, обладает правом создавать письменность на родном языке.

           Статья 29. Государственные  гарантии  прав человека и гражданина  Российской
                             Федерации в языковой сфере
                   
            Российская Федерация  гарантирует каждому человеку  право на использование родного языка, свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества независимо от его происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, отношения к религии и места проживания.
           Граждане Российской Федерации имеют право на получение основного  общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования.
           Государство обеспечивает гражданам Российской Федерации условия для изучения и преподавания родного языка и других языков народов Российской Федерации.
           Государство гарантирует гражданам Российской Федерации осуществление основных политических, экономических, социальных и культурных прав вне зависимости от их знания какого-либо языка.
           Знание или незнание языка не может служить основанием для ограничения языковых прав граждан Российской Федерации.
           Нарушение языковых прав человека и гражданина Российской Федерации влечет за собой ответственность согласно законодательству Российской Федерации.

            Глава VII.    Государственная национальная политика  в условиях реформирования
                                 экономики

           Статья 30. Экономическая составляющая государственной национальной
                                политики

           Основными направлениями реализации экономической составляющей государственной национальной политики являются:
           учет и взаимодействие экономических и национально-культурных потребностей народов России;
           формирование стратегии социально-экономического и национально-культурного развития регионов с учетом императива выравнивания развития субъектов Российской Федерации;
           предоставление  налоговых и иных льгот субъектам хозяйственной и предпринимательской деятельности, оказывающим поддержку национально-культурным автономиям, национальным и этнокультурным  общественным объединениям, другим некоммерческим организациям, деятельность которых нацелена на национальное развитие этносов Российской Федерации, гармонизацию межнациональных отношений в Российской Федерации;
           предоставления налоговых льгот, реализация других форм стимулирования инвестиционной активности, направленной на развитие национальных традиций и обычаев, возрождение  народных промыслов и ремесел.

           Статья 31. Программы социально-экономического и национально-культурного                      
                               развития народов Российской Федерации

    1. В целях реализации удовлетворения национальных потребностей народов Российской Федерации органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления с участием общественных объединений  народов Российской Федерации  разрабатывают и принимают на федеральном, региональном и местном уровнях программы социально- экономического и национально-культурного развития народов Российской Федерации.
    Программы социально-экономического и национально- культурного развития народов Российской Федерации должны  способствовать объединению усилий органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и общественных объединений народов Российской Федерации в достижении общей цели удовлетворения национально-культурных запросов  народов Российской Федерации.
    Программы социально-экономического и национально- культурного развития народов Российской Федерации разрабатываются с учетом положений Концепции государственной национальной политики Российской Федерации и содержат  систему мер, направленных на сохранение и развитие культур, языков, традиций народов Российской Федерации,  расширение сотрудничества и духовное взаимообогащение граждан всех национальностей.
    Помимо федеральных, региональных и местных программ социально-экономического и национально-культурного развития народов Российской Федерации органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут разрабатывать и принимать программы социально-экономического и национально- культурного развития каждого из народов Российской Федерации.
     Основополагающим требованием к программе социально-экономического и национально-культурного развития каждого народа является учет традиций и новаций, бережное отношение к традициям, обычаям и иным ценностям, а также институтам, отражающим особенности культуры каждого народа и общие культурные ценности Российской Федерации.    
            Статья 32. Финансово-экономическое обеспечение государственной национальной
                                политики
                     
            Финансирование программ социально-экономического и национально-культурного развития народов Российской Федерации и мероприятий по реализации  национальной политики осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации  и бюджетов органов местного самоуправления. В этих целях предусматривать в Бюджетной классификации Российской Федерации отдельный раздел расходов.
           В финансировании программ социально-экономического и национально-культурного развития народов Российской Федерации и мероприятий по реализации национальной политики могут участвовать юридические лица всех форм собственности и граждане, в том числе иностранные, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
           Юридическим и физическим лицам, участвующим в финансировании программ социально-экономического и национально-культурного развития народов Российской Федерации и мероприятий по реализации  национальной политики, могут предоставляться налоговые льготы в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
    
     Глава VIII. Полномочия органов государственной власти и органов  местного
                         самоуправления в реализации государственной
национальной политики
    Статья 33. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в
                        сфере государственной национальной   политики

    К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере государственной национальной политики относятся:
    установление приоритетных основ государственной национальной политики Российской Федерации как составной части безопасности  страны;
    разработка и принятие законов в сфере государственной национальной политики;
    формирование органов государственной власти, иных федеральных государственных структур;
    финансирование  мероприятий по реализации  национальной политики за счет средств федерального бюджета и иных источников финансирования;
     создание единой вертикали взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере государственной национальной политики;
    пресечение  действий, направленных на возбуждение национальной вражды, унижение национального достоинства, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
    координация вопросов взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления с национальными, этнокультурными общественными объединениями, национально- культурными автономиями всех уровней, общинами и казачьими поселениями (казачьими кругом);  
     развитие и использование государственных систем коммуникаций и информации для обеспечения национально-культурных потребностей граждан и народов Российской Федерации;
    включение в государственные образовательные стандарты дисциплин, обеспечивающих знание учащимися высших учебных заведений  основных целей и задач национальной политики;  
     государственная поддержка русского языка как государственного языка Российской Федерации, родных языков народов Российской Федерации;
     государственная поддержка развития национальных школ, школ с этнокультурным  компонентом  образования;
    заключение и исполнение международных обязательств Российской Федерации в сфере национальной политики.
     
     Статья 34. Об Уполномоченном Федерального Собрания Российской Федерации по  
                        правам  народов  Российской Федерации

    1. Уполномоченный Федерального Собрания Российской Федерации по правам народов Российской Федерации учреждается для осуществления парламентского контроля за исполнением обязательств государства по защите прав всех этнических общностей, проживающих в Российской Федерации, на свободное национальное развитие независимо от их численности и наличия национально-государственных или национально-территориальных образований.
    2. Деятельность Уполномоченного Федерального Собрания Российской Федерации по правам народов Российской Федерации дополняет существующие средства защиты личных и коллективных прав человека, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, иных государственных органов, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод человека и гражданина.
    
     Статья 35. Участие Уполномоченного Федерального Собрания Российской Федерации
                        по правам народов  Российской Федерации  в реализации   государственной
                        национальной политики
    Уполномоченный Федерального Собрания Российской Федерации по правам народов Российской Федерации в пределах своих полномочий осуществляет контроль за реализацией государственной национальной политики и механизмов правового регулирования федеративных отношений.
    
     Статья 36. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской
                        Федерации в сфере государственной  национальной  политики
    1. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере  национальной политики относятся:
    принятие законов и иных нормативных правовых актов;
     осуществление мер по предупреждению межнациональных конфликтов, правовое пресечение действий, направленных на возбуждение национальной вражды, унижение национального достоинства;
     взаимодействие с органами местного самоуправления по вопросам реализации государственной национальной политики;
    государственная поддержка родных языков народов Российской Федерации и русского языка как государственного языка Российской Федерации;
     принятие мер по защите прав коренных малочисленных народов,  национальных меньшинств, сохранению исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей, проживающих на территории субъектов Российской Федерации;
    оказание финансовой и иной помощи органам местного самоуправления при разработке и реализации местных программ национального развития и межнационального сотрудничества;
    оказание помощи со стороны органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по обустройству беженцев и вынужденных переселенцев, а также лиц, переехавших на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    
     Статья 37. Участие органов местного самоуправления  в реализации государственной
                       национальной  политики
    Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий участвуют в реализации государственной национальной политики.
    Органы территориального общественного самоуправления могут самостоятельно и под свою ответственность решать вопросы местного значения с учетом национальных особенностей населения, их территории, а также функционирования национальных общественных объединений, местных национально-культурных автономий, общин, казачьих поселений как составных частей органов местного самоуправления.

           Статья 38.  Источник реализации государственной  национальной политики  
     Источником реализации государственной национальной политики является задействование финансово-экономических механизмов реализации законов, затрагивающих вопросы национального развития народов.    
     
     Статья 39. Научно-аналитическое, информационное и кадровое обеспечение
                       реализации государственной  национальной политики

    В целях научно-аналитического, информационного и кадрового обеспечения государственной национальной политики органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут:
    проводить федеральный и региональные мониторинги этнополитической обстановки;
    проводить этнологические экспертизы;
    создавать базы данных для анализа современной этнополитической ситуации в Российской Федерации и в приграничных с Российской Федерацией государствах, прогнозирования этнополитических процессов, связанных с современной социально-экономической, демографической, политической и экологической обстановкой в Российской Федерации и приграничных с Российской Федерации государствах;
    привлекать к участию в разработке и научно-методическом обеспечении федеральных, региональных и местных программ социально-экономического и национально-культурного развития народов Российской Федерации научно-исследовательские организации, аналитические центры, общественные объединения и их представителей;
    обобщать опыт федеративного строительства Российской Федерации и в других государствах, имеющих национально-федеративное устройство, для выработки основ федеральной и региональной политики в целях развития и благоприятного взаимодействия народов Российской Федерации;
    разрабатывать программы совершенствования  образования в целях сохранения и развития культур и языков народов Российской Федерации;
    учреждать и использовать необходимые в целях реализации национальной политики средства массовой информации на государственном языке Российской Федерации, государственных языках республик, родных  языках народов Российской Федерации;
    организовывать подготовку и повышение квалификации кадров научных работников и государственных служащих, специализирующихся в области государственной национальной политики.
     
     Статья 40. Ответственность  за нарушение законодательства о государственной
                        национальной политике

    Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления,   должностные лица, юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства виновные, в нарушении законодательства о государственной национальной политике, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
    
     Глава IX.    Заключительные положения
    Статья 41. Заключительные положения
    1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
    2. Предложить Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
    
     
     
     
     
              Президент
    Российской Федерации