Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2001г. Выпуск 19 О противодействии политическому экстремизму и запрещении нацистской символики и литературы

ВВЕДЕНИЕ

По инициативе и при активном участии Комитета Государственной Думы по законодательству 9 февраля 2001 года состоялись парламентские слушания на тему: "О проектах федеральных законов "О противодействии политическому экстремизму" и "О запрещении нацистской символики и литературы".
Целью парламентских слушаний стало обсуждение проблем правового регулирования противодействия политическому экстремизму, анализ состояния законодательной базы в этой сфере, а также выработка рекомендаций по совершенствованию государственной политики по оказанию противодействия этому явлению. Участники парламентских слушаний рассмотрели вопросы, связанные с подготовкой концепции проектов федеральных законов "О противодействии политическому экстремизму" и "О запрещении нацистской символики и литературы".
В парламентских слушаниях приняли участие депутаты Государственной Думы, представители Администрации Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, законодательных и исполнительных  органов государственной   власти  субъектов    Российской   Федерации, научных   учреждений   г. Москвы, специалисты и ученые, представители политических партий и общественных объединений, СМИ. Подобный интерес к парламентским слушаниям обоснован, поскольку  в современных условиях большое значение  имеет проблема деструктивного влияния политического экстремизма на состояние общественных отношений, проводимые реформы, защищенность России, ее безопасность. Вышедший за рамки государственных границ и поддерживаемый системой широких организационных связей, политический экстремизм сегодня переходит в ряд явлений, представляющих реальную угрозу не только национальной безопасности России, жизненно важным интересам личности, общества и государства, но и субъектам международных отношений.
Основной доклад на парламентских слушаниях был сделан  Председателем Комитета Государственной Думы по законодательству П.В. Крашенинниковым, с содокладами выступили - Заместитель Министра юстиции Российской Федерации Е.Н.Сидоренко, Полномочный Представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе А.В.Логинов, а также - Заместитель Председателя Государственной Думы В.В.Жириновский, депутат Государственной Думы Ф.Ш.Сафиуллин, ученые, представители политических партий и общественных объединений.
В выступлениях участников слушаний были рассмотрены  вопросы, касающиеся сущности и содержания политического экстремизма как метода политической борьбы, его форм и видов, тенденций и организационно-тактических изменений в условиях реформирования общественных отношений, а также проанализированы сложившиеся подходы к борьбе с политическим экстремизмом, обсуждены приоритетные направления законодательной деятельности в сфере противодействия политическому экстремизму.
Участники парламентских слушаний констатировали,  что политический экстремизм    является    сложнейшим    социально-политическим    феноменом,  сопровождающим человечество на протяжении веков. По мнению участников парламентских слушаний, особую тревогу вызывает проявление политического экстремизма в сфере межнациональных и религиозных отношений. Вооруженные конфликты, военные действия, возникающие на южном участке границ России, влияние исламского фундаментализма дают мощный импульс развитию политического экстремизма, совершаемого на этноконфессиональной основе, создают угрозу территориальной целостности России, ее конституционному строю.
На слушаниях было обращено внимание на то, что основными причинами обострения экстремизма являются длительные периоды социально-экономической нестабильности, сопровождающиеся, с одной стороны, социальной дифференциацией граждан, ожесточенной борьбой за власть, усилением социальных противоречий,  растущей преступностью, а с другой, низкой эффективностью работы государственного аппарата и правоохранительных органов, отсутствием надежных механизмов правовой защиты населения.
Участники слушаний отмечали, что в российском обществе существует согласие в том, что политический экстремизм должен преследоваться по закону. И хотя создание  соответствующей законодательной базы и ее применение на практике оказываются достаточно затруднительными, определенная нормативная база для противодействия этому явлению имеется, хотя она явно недостаточна. Было подчеркнуто,  что во многих государствах имеется значительный опыт противодействия политическому экстремизму. Особый упор при этом делается на формировании законодательной базы, позволяющей обеспечить основные права граждан в условиях внутригосударственных кризисных ситуаций.
Развернувшаяся на слушаниях дискуссия свидетельствует о том, что  ни у представителей органов государственной власти, ни у ученых нет однозначного представления о феномене экстремизма и различных формах его проявлений. Пока еще не выработано четкое определение политического экстремизма, не разработана его классификация; недостаточно внимания уделяется проблеме политической экстремистской деятельности в сфере межнациональных  и межконфессиональных отношений; практически не исследован  механизм  возникновения и развития политического экстремизма, вовлечения граждан в политически активную экстремистскую деятельность и роль в этом процессе экономических, социальных, психологических, этноконфессиональных  факторов.  Важным представляется изучение роли государства, незаконно использующего насильственные методы, в системе политического экстремизма.
Государственная Дума и первого, и второго  созывов не оставляла эти проблемы без внимания. Комитетом Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций был подготовлен и внесен в Государственную Думу  законопроект "О запрещении пропаганды фашизма в Российской Федерации", главной целью которого является создание правового механизма предупреждения и пресечения пропаганды и иных способов распространения и публичного оправдания фашистской идеологии в Российской Федерации.  14 февраля 1995 г. в Государственной Думе  прошли парламентские слушания, организованные Комитетом Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций, на тему: " О предупреждении проявлений фашистской опасности в Российской Федерации", где были высказаны разнообразные мнения о существовании и предупреждении фашистской опасности в России,  выработаны предложения по осуществлению мер по  пресечению пропаганды фашистской идеологии. Рекомендации парламентских слушаний были направлены Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации, всем заинтересованным ведомствам. 19 марта 1999 г. Государственная Дума приняла Постановление 3802-11 ГД  "О Заявлении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "Об истоках политического экстремизма в Российской Федерации", в котором решительно осудила все проявления политического экстремизма, направленные на дестабилизацию экономической и политической ситуации в России и способствующие созданию кризиса в стране.
Участники слушаний особо отмечали, что программа противодействия политическому экстремизму должна быть переориентирована на профилактику и предотвращение его возникновения и воспроизводства,  включать комплекс правовых, политических, экономических, социальных, организационных мер, нацеленных на устранение причин и условий его осуществления,  снижение  активности и локализацию последствий его проявлений. Она должна способствовать достижению общественного согласия, быть понятной и принятой политическими партиями и движениями, стоящими на различных идеологических позициях.
Участники парламентских слушаний обратили внимание на необходимость более конкретного решения вопросов, связанных с противодействием политическому экстремизму в федеральном законодательстве  и указали на целесообразность внесения в действующее законодательство Российской Федерации соответствующих изменений, которые должны создать необходимые правовые условия для формирования системы мер, позволяющих бороться с экстремистскими проявлениями и порождающими их причинами.
По итогам парламентских слушаний  были выработаны рекомендации и предложения Федеральному Собранию Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации, Генеральной прокуратуре Российской Федерации, а также   законодательным и исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации по принятию действенных мер с целью повышения эффективности нормативного   регулирования противодействия политическому экстремизму. Принятые рекомендации   направлены органам государственной власти, в средства массовой информации.