Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2001г. Выпуск 19 О противодействии политическому экстремизму и запрещении нацистской символики и литературы


Вступительное слово Председателя Комитета ГД по законодательству Крашенинникова П.В.

 Уважаемые коллеги!
Проблема политического экстремизма, на первый взгляд,  не является сегодня такой актуальной, какой она была несколько лет назад. Действительно, в настоящий момент фон экстремистской деятельности несколько снижен и вопрос не стоит  настолько остро, насколько это было на момент внесения пакета законопроектов Правительством Российской Федерации, что обусловлено, в том числе и тем, что прошли выборы в Государственную Думу и выборы нового Президента Российской Федерации.
Иногда приходится слышать, что у нас отсутствует законодательство о противодействии политическому экстремизму. Я думаю, это не совсем верно. У нас существует достаточно большой блок законодательных и иных нормативно-правовых актов, который в некоторой степени позволяет решать данную проблему. В первую очередь следует отметить конституционные нормы и, прежде всего,  статью 13 Конституции Российской Федерации. В части федеральных законов - это Федеральный закон "Об общественных объединениях", который на сегодняшний день действует и позволяет, путем применения некоторых его норм, осуществлять противодействие распространению политического экстремизма в России. Есть некоторые статьи в Уголовном кодексе Российской Федерации, в том числе статья 282, которая предусматривает ответственность  за действия, направленные на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, унижение национального достоинства, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности. Однако, к сожалению, данная статья Уголовного кодекса Российской Федерации пока применяется очень мало.
 Следует отметить Указ Президента Российской Федерации  от 23 марта 1995 г.        310 "О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации". Существуют региональные нормативно-правовые акты, которые  иногда лучше, чем  федеральные, регулируют данные вопросы. В качестве примера следует привести Закон Республики Дагестан "О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики  Дагестан". В  Карачаево-Черкессии действует Закон "О противодействии политическому и религиозному экстремизму на территории Карачаево-Черкесской Республики". Московской городской Думой принят Закон "Об административной ответственности за изготовление, распространение и демонстрацию нацистской символики на территории города Москвы". Есть также подобные акты и в других субъектах Российской Федерации.
На этой неделе Государственной Думой был принят в первом чтении проект федерального закона "О политических партиях", который также содержит некоторые положения, связанные с реализацией мер по противодействию политическому экстремизму. В частности, в статье 9 данного законопроекта предусмотрены некоторые запреты, в том числе, партий, деятельность которых направлена на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации. Предусмотрен запрет на включение в уставы и программы политических партий положений, связанных с разжиганием национальной розни. Вышеназванный законопроект содержит также и некоторые другие нормы, применение которых может в дальнейшем способствовать созданию дополнительных благоприятных условий для реализации мер по противодействию деятельности некоторых политических партий, в действиях которых имеются проявления политического экстремизма. На мой взгляд, больше положений, направленных на противодействие политическому экстремизму, предусматривалось в законопроекте "О политических партиях и иных политических объединениях", внесенном депутатами Государственной Думы В.А. Рыжковым, В.Н. Лысенко, В.В. Игруновым.  Данным законопроектом достаточно много было позаимствовано, в том числе и из тех проектов федеральных законов, которые Вам сегодня представлены, в частности, из законопроекта "О запрещении нацистской символики и литературы". В законопроекте, внесенном вышеназванными депутатами Государственной Думы, были предусмотрены соответствующие запреты в тех статьях, которые касались символики политических партий.
Я думаю, всем известно, что во многих европейских государствах существует достаточно развитое законодательство, касающееся противодействия политическому экстремизму. Это законодательство начало формироваться в государствах Европы после второй мировой войны и нашло свое отражение  практически во всех европейских странах.  В данных государствах, например, невозможно, как у нас в  Москве, купить книжку "Майн кампф". Точнее, это возможно, но тогда соответствующие органы, если они это выявляют, налагают очень жесткую, вплоть до уголовной, ответственность. У нас, к сожалению, ответственности за распространение такого рода литературы законодательством не предусмотрено. Я думаю, что вы можете сейчас войти в метро и купить подобную литературу.
Розданные Вам законопроекты, конечно, нуждаются в обсуждении.   Но цель наших парламентских слушаний  заключается не только в том, чтобы обсудить представленные  законопроекты и одобрить  или не одобрить их, она значительно шире. Перед нами  стоит задача - выявить наиболее  значимые проблемы противодействия политическому экстремизму, которые нуждаются  сегодня в законодательном регулировании.  Следует также ответить на один из вопросов, который мне часто  задают: в чем необходимость именно сегодня проводить эти законопроекты в жизнь? Вроде бы такой актуальной проблемы на сегодняшний день не существует,  ситуация уже изменилась по сравнению с тем, какой она была несколько лет назад.
Я считаю, что очень хорошо, что  ситуация изменилась и у нас есть возможность спокойно подумать и на "холодную голову" подойти к решению данной проблемы. Очень плохо, что мы часто решаем проблемы при возникновении пожара. Мы начинаем его тушить и очень часто заливаем не только огонь, но и другие вещи, которым это, наоборот, вредит. Мы иногда принимаем законодательные акты, которые решают соответствующую проблему, но при этом порождают другие. У государства и общества постоянно должен быть инструментарий, который можно было бы в любой момент использовать для эффективного и быстрого решения тех или иных проблем в случае их возникновения. Это касается также и вопроса организации системы мер по противодействию политическому экстремизму.
На прошлой неделе к нам в Россию приезжал выдающийся гражданин США, выдающийся, конечно же, в кавычках,  один из ярких представителей "Ку-Клукс-Клана". Он дал пресс-конференцию, на которой заявил, что их организация  будет заниматься деятельностью, связанной, если называть вещи своими именами, с разжиганием национальной и расовой розни и что в России существует  для этого благодатная почва.            Применимо к данному случаю инструментарий противодействия этим высказываниям у нас есть, это  статья  282 Уголовного кодекса Российской Федерации. Я не могу давать правовую оценку, но мне кажется, что можно говорить о наличии в выступлении названного господина  признаков преступления, предусмотренного статьей 282 Уголовного кодекса.
        К сожалению, у нас нет инструментария борьбы с проявлением политического экстремизма, когда оно исходит от юридических лиц. Уголовный кодекс Российской Федерации налагает ответственность только на граждан. Когда же та или иная политическая организация или юридическое лицо совершают действия, которые подпадают под признаки разжигания национальной, религиозной, расовой вражды, то у нас, к сожалению, такой  ответственности нет.   В одном из законопроектов, которые у Вас на руках,  как раз и предлагается ответственность, в том числе, и юридического лица - политической организации либо иной организации - за действия представителей партий или иных движений. Такая ответственность предусматривается вплоть до запрещения общественного объединения и налагается не в административном, а в судебном порядке. Кроме того, законопроектами также предлагается  и соответствующая процедура наложения ответственности, в пакете предусматриваются поправки, в том числе  и в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР.
   Мы сегодня должны продуктивно поработать и принять рекомендации  Государственной Думе по совершенствованию нормативного регулирования противодействия политическому экстремизму, чтобы руководствоваться ими при проведении тех или иных законопроектов. Еще раз хочу отметить, что нам следует обсудить вопрос не только о необходимости и целесообразности принятия отдельного, самостоятельного федерального закона  "О противодействии политическому экстремизму". Может быть, мы примем и другие решения, например, о  включении некоторых  норм, если   это удастся,  в содержательную часть  законопроекта "О политических партиях". Надеюсь услышать и иные  предложения. Но я глубоко убежден, что в России законодательное регулирование по данному вопросу на федеральном уровне обязательно должно иметь место.