АВ 2001г. Выпуск 19 О противодействии политическому экстремизму и запрещении нацистской символики и литературы
РЕКОМЕНДАЦИИ
парламентских слушаний
"О проектах федеральных законов "О противодействии политическому экстремизму" и "О запрещении нацистской символики и литературы"9 февраля 2001 года
Участники парламентских слушаний, обсудив концепцию проектов федеральных законов "О противодействии политическому экстремизму", "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты в связи с принятием Федерального закона "О противодействии политическому экстремизму" и "О запрещении нацистской символики и литературы", рассмотрели вопросы, связанные с проявлением политического экстремизма и распространением нацистской символики в Российской Федерации.
Участниками слушаний было особо отмечено, что свобода мысли и слова, выражения своего мнения чрезвычайно важна для реального проявления свободы человека. Однако эта свобода не может быть абсолютной, безграничной. Слово как главное средство человеческого общения оказывает сильнейшее воздействие на сознание и поведение людей. Оно может не только созидать, направлять общество к социальному прогрессу, обогащать внутренний мир человека, но и разрушать, призывать к насилию и унижать личное достоинство. Этим, по мнению участников парламентских слушаний, объективно обусловлена необходимость установления определенных правовых ограничений, связанных с целенаправленным распространением в российском обществе идей фашизма, нацистской символики и иных форм проявления политического экстремизма. Реализация конституционных норм о свободе слова, выражения своего мнения предполагает как беспрепятственное осуществление каждым этой свободы, создание государством необходимых для этого правовых и организационных механизмов, так и решительное пресечение злоупотреблений данной свободой.
Отсутствие на федеральном уровне соответствующих законов, которые являлись бы правовой основой для эффективного противодействия политическому экстремизму и публичному распространению нацистской символики, не позволяет на практике осуществлять полноценное обеспечение государством защиты своих граждан и российского общества в целом от деструктивного воздействия идеологии скрытого нацизма и других проявлений экстремизма.
Участниками слушаний было обращено внимание на то, что законодательство значительной группы государств и, прежде всего государств, имеющих тоталитарное прошлое, запрещает деятельность различного рода крайне правых и левых экстремистских партий и организаций, пропагандирующих и применяющих в своей деятельности подрывные, насильственные методы. Помимо введения конституционных запретов на деятельность антидемократических экстремистских организаций, а также соответствующего уголовного законодательства, в ряде государств (Германия, Италия, Португалия и др.) приняты специальные законы, запрещающие создание и деятельность профашистских, пронацистских и других экстремистски настроенных организаций.
Анализ проявлений политического экстремизма в России свидетельствует о все большей его организованности и слиянии с организованной преступностью. При этом создание при некоторых экстремистских движениях незаконных вооруженных формирований, служб безопасности и отрядов самообороны усиливает насильственный потенциал политического экстремизма. Однако на данном этапе политический экстремизм пока наиболее активно проявляет себя в распространении печатной и аудиовизуальной продукции, разжигании социальной, национальной и религиозной вражды, создании радикально настроенных общественных объединений и проведении ими общественных акций, попытках участия в выборах в органы государственной власти.
В связи с отсутствием специального федерального законодательства по вопросам противодействия политическому экстремизму и распространению нацистской символики многие субъекты Российской Федерации и соответствующие органы государственной власти при решении данных вопросов на практике столкнулись с реальной проблемой применения действующей нормативной базы, в том числе Уголовного кодекса Российской Федерации. В частности, иногда применимы, если конкретно установлены соответствующие факты, такие нормы уголовного права как ответственность за призывы к свержению конституционного строя, возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, терроризм, вандализм и другие. Однако, ясно, что этого не достаточно для осуществления эффективного противодействия политическому экстремизму - широкому по своему охвату и сфере проявления. При этом ситуацию усугубляет отсутствие юридического определения понятия "политический экстремизм" и нечеткость соответствующих формулировок в действующем Уголовном кодексе Российской Федерации.
Участниками слушаний было отмечено, что наиболее ярко политический экстремизм религиозного толка проявился на Северном Кавказе. При этом на территории Чечни, Дагестана, Карачаево-Черкессии и Ставропольского края распространялись листовки, в которых содержались обращенные к мусульманам призывы к свержению существующего строя.
Широкое распространение в российском обществе получили идеи общественного объединения "Русского национального единства" (РНЕ), которые имели профашистскую направленность. При этом особые проблемы возникли при решении вопроса о противодействии деятельности данной организации. Было особо обращено внимание, что судом решение о ликвидации московского отделения РНЕ было принято по основаниям, никак не связанным с проявлением политического экстремизма в деятельности данной организации.
В отсутствии федерального законодательства субъекты Российской Федерации вынуждены самостоятельно решать вышеуказанные проблемы путем установления соответствующих ограничений и запретов. В частности, приняты Закон Республики Дагестан "О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан", Закон Карачаево-Черкесской Республики "О противодействии политическому и религиозному экстремизму на территории Карачаево-Черкесской Республики", Закон Ивановской области "Об ответственности за разжигание социальной, расовой и национальной розни, иных проявлений фашизма и политического экстремизма", Постановление Администрации Тверской области "О запрете использования фашистской символики в Тверской области", Закон города Москвы "Об административной ответственности за изготовление, распространение и демонстрацию нацистской символики на территории города Москвы" и другие аналогичные акты некоторых субъектов Российской Федерации.
С учетом обсуждаемой проблемы участники парламентских слушаний указали на очевидную актуальность необходимости более конкретного решения вопросов, связанных с противодействием политическому экстремизму, в федеральном законодательстве. Они высказались в поддержку таких положений, как запрет деятельности экстремистских организаций, обязательное отмежевание партий и политических объединений от экстремистских действий и заявлений их членов, а также ответственность за незаконное распространение, изготовление и пропагандирование нацистской символики. В частности, было отмечено, что данные положения, в случае их внесения в действующее законодательство, позволят создать необходимые правовые условия для формирования более четкой системы мер, позволяющей бороться с экстремистскими проявлениями и порождающими их причинами.
С учетом высказанных предложений и замечаний, участники парламентских слушаний рекомендовали:
1. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:
- доработать проекты федеральных законов "О противодействии политическому экстремизму", "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты в связи с принятием Федерального закона "О противодействии политическому экстремизму" и "О запрещении нацистской символики и литературы" с учетом положений и поправок к проекту федерального закона "О политических партиях", принятого Государственной Думой в первом чтении 7 февраля 2001 года;
- при доработке указанных законопроектов обратить особое внимание на необходимость более четкой конкретизации понятий, используемых в законопроектах, в целях исключения их неоднозначного толкования в правоприменительной практике; разработать правовой механизм, исключающий возможность неправомерного применения запретительных норм, предусматриваемых законопроектами, для борьбы с политической оппозицией;
- при доработке положений, касающихся вопросов противодействия распространению нацистской символики, предусмотреть соответствующую ответственность за совершение конкретных действий, связанных с целенаправленным публичным распространением данной символики, в том числе, с использованием средств массовой информации.
2. Правительству Российской Федерации:
- представить предложения по доработке проекта федерального закона "О запрещении нацистской символики и литературы" в части установления соответствующей уголовной или административной ответственности;
- обеспечить координацию работы заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, направленную на противодействие проявлению политического экстремизма.
3. Верховному Суду Российской Федерации:
- на основании обобщенной судебной практики применения правовых норм, устанавливающих ответственность граждан, должностных лиц органов государственной власти, общественных объединений и средств массовой информации за нарушения гарантированного Конституцией Российской Федерации равенства прав и свобод человека и гражданина, в том числе, правовых норм, устанавливающих ответственность за разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни, направить в Государственную Думу предложения и замечания к проектам федеральных законов "О противодействии политическому экстремизму" и "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты в связи с принятием Федерального закона "О противодействии политическому экстремизму".
4. Генеральной прокуратуре Российской Федерации:
- скоординировать усилия прокуратур всех уровней по обеспечению прокурорского надзора за соблюдением всеми организациями, должностными лицами органов государственной власти и общественными объединениями закрепленных в Конституции Российской Федерации норм о равноправии граждан независимо от социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, об охране достоинства личности, о запрете создания и деятельности объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности государства, подрыв его безопасности, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни;
- представить в Государственную Думу свои предложения по доработке проектов федеральных законов "О противодействии политическому экстремизму" и "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты в связи с принятием Федерального закона "О противодействии политическому экстремизму", в том числе, в части внесения изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации.
5. Законодательным (представительным) и исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
- обобщить практику применения регионального законодательства, касающегося вопросов противодействия проявлению политического экстремизма и распространения нацистской символики, и представить в Государственную Думу свои предложения по доработке проектов федеральных законов "О противодействии политическому экстремизму", "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты в связи с принятием Федерального закона "О противодействии политическому экстремизму" и "О запрещении нацистской символики и литературы";
- обеспечить в пределах своих полномочий координацию действий органов государственной власти по реализации Указа Президента Российской Федерации от 23 марта 1995 года ? 310 "О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм экстремизма в Российской Федерации" в части недопущения осуществления публичных мероприятий общественными объединениями, если в проведенных ими ранее аналогичных мероприятиях органами внутренних дел были зафиксированы случаи, когда высказывались призывы к насильственному изменению конституционного строя, разжиганию социальной, расовой, национальной розни, пропагандировались идеи насилия и войны.
ПРИЛОЖЕНИЕ: Проект федерального закона "О противодействии политическому экстремизму"
(внесен Правительством Российской Федерации)Глава 1. Общие положения
Глава 2. Организация противодействия политическому экстремизму
Глава 3. Формы и методы противодействия политическому экстремизму
Глава 4. Заключительные положения
Настоящий Федеральный закон определяет правовые и организационные основы противодействия политическому экстремизму в Российской Федерации, устанавливает систему государственных органов Российской Федерации, осуществляющих борьбу с политическим экстремизмом, порядок координации их деятельности в этой сфере, основные формы и методы противодействия политическому экстремизму, а также общие принципы ответственности граждан и организаций за политический экстремизм.
Целями настоящего Федерального закона являются недопущение применения насилия для решения политических задач, защита конституционного строя Российской Федерации от попыток его насильственного изменения, охрана установленных Конституцией Российской Федерации прав человека и гражданина от нарушений, совершаемых по политическим мотивам, предотвращения насильственного захвата либо насильственного удержания власти, защиты суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Правовая основа противодействия политическому экстремизму
Правовую основу противодействия политическому экстремизму составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, принимаемые во исполнение их нормативные правовые акты органов исполнительной власти Российской Федерации.
Статья 2. Основные принципы противодействия политическому экстремизму
Противодействие политическому экстремизму в Российской Федерации основывается на следующих принципах:
1) законности;
2) приоритета обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, в том числе свободы совести, свободы мысли и слова, права на объединение;
3) гласности, осуществляемой в той мере, в какой это не противоречит требованиям федерального законодательства об охране прав и свобод граждан и о защите государственной тайны;
4) координации деятельности органов государственной власти, осуществляющих противодействие политическому экстремизму;
5) активного взаимодействия государства с общественными объединениями, иными организациями и гражданами по профилактике политического экстремизма, комплексного использования в этих целях правовых, социально-экономических, пропагандистских мер.
Статья 3. Понятие политического экстремизма
Политический экстремизм - это деятельность общественных объединений, иных организаций, должностных лиц и граждан, направленная на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, насильственный захват власти или насильственное удержание власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, организацию незаконных вооруженных формирований, возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, а также публичные призывы к совершению в политических целях противоправных деяний.
Глава 2. Организация противодействия политическому экстремизму
Статья 4. Система противодействия политическому экстремизму
Систему органов государственной власти, осуществляющих противодействие политическому экстремизму в Российской Федерации, составляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, специально уполномоченные осуществлять противодействие политическому экстремизму, органы прокуратуры, суды.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации участвуют в противодействии политическому экстремизму в пределах своих полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством.
Органы местного самоуправления оказывают содействие федеральным органам исполнительной власти, специально уполномоченным осуществлять противодействие политическому экстремизму, и органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также осуществляют противодействие отдельным проявлениям политического экстремизма в соответствии со своими полномочиями, установленными Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством.
Статья 5. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области противодействия политическому экстремизму
Президент Российской Федерации в качестве гаранта Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, суверенитета, независимости и государственной целостности Российской Федерации осуществляет общее руководство системой органов государственной власти, осуществляющих противодействие политическому экстремизму.
Федеральное Собрание Российской Федерации осуществляет законодательное обеспечение противодействия политическому экстремизму.
Правительство Российской Федерации принимает меры по обеспечению противодействия политическому экстремизму необходимыми силами, средствами и ресурсами.
Статья 6. Федеральные органы исполнительной власти, специально уполномоченные противодействовать политическому экстремизму
К федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим противодействие политическому экстремизму, относятся органы, специально уполномоченные Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.
Иные федеральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции оказывают содействие федеральным органам исполнительной власти, специально уполномоченным противодействовать политическому экстремизму.
Федеральные органы исполнительной власти, специально уполномоченные противодействовать политическому экстремизму, осуществляют свою деятельность в этой области на началах координации и взаимодействия.
Статья 7. Полномочия органов прокуратуры в области противодействия политическому экстремизму
Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры осуществляют надзор за исполнением настоящего Федерального закона, других федеральных законов, направленных на противодействие политическому экстремизму, а также в пределах своей компетенции осуществляют уголовное преследование за преступления, содержащие признаки проявлений политического экстремизма.
Статья 8. Полномочия судов в области политическому экстремизму противодействия
Суды в порядке, предусмотренном федеральным законодательством, рассматривают дела о запрещении общественных объединений, нарушающих требования настоящего Федерального закона и осуществляют производство по уголовным делам о преступлениях, содержащих признаки проявлений политического экстремизма.
Статья 9. Информационное обеспечение противодействия политическому экстремизму
В целях организации информационного обмена между федеральными органами исполнительной власти, специально уполномоченными противодействовать политическому экстремизму, обеспечения, их согласованного функционирования и взаимодействия в этой области формируется межведомственный банк данных по противодействию политическому экстремизму.
Информация для формирования банка данных представляется федеральными органами исполнительной власти, специально уполномоченными противодействовать политическому экстремизму, и органами прокуратуры.
Порядок формирования и использования банка данных определяется Президентом Российской Федерации.
Статья 10. Содействие органам, осуществляющим противодействие политическому экстремизму
Общественные объединения, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их руководители, члены и работники, а также граждане Российской Федерации вправе оказывать содействие органам государственной власти, осуществляющим противодействие политическому экстремизму на началах, установленных федеральным законодательством.
Глава 3. Формы и методы противодействия политическому экстремизму
Статья 11. Основные направления противодействия политическому экстремизму
Противодействие политическому экстремизму в Российской Федерации осуществляется путем:
выявления, предупреждения и пресечения проявлений политического экстремизма в деятельности общественных объединений в процессе их государственной регистрации и осуществления надзора и контроля за их деятельностью независимо от факта их государственной регистрации;
запрещения экстремистских общественных объединений в случаях, предусмотренных федеральным законом;
пресечения проявлений политического экстремизма в деятельности иных организаций, в том числе их ликвидации в случаях, предусмотренных федеральным законом;
предупреждения, выявления и пресечения проявлений политического экстремизма в деятельности средств массовой информации в процессе их государственной регистрации, осуществления контроля за их деятельностью в пределах, установленных федеральным законом, а также прекращения их деятельности в случаях, предусмотренных федеральным законом;
предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений, содержащих признаки проявлений политического экстремизма, осуществляемого в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством и законодательством об оперативно-розыскной деятельности.
Государство при активном сотрудничестве с общественными объединениями, организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, средствами массовой информации и гражданами создает условия, исключающие возможность появления в обществе экстремистских настроений, разрабатывает и осуществляет комплекс политических, социально-экономических, организационных, идеологических, пропагандистских и иных мероприятий, направленных на предупреждение политического экстремизма.
Статья 12. Ответственность общественных объединений за экстремистскую деятельность
В Российской Федерации запрещаются создание и деятельность экстремистских общественных объединений.
В случае создания экстремистского общественного объединения либо проявления политического экстремизма в деятельности ранее созданного общественного объединения, оно независимо от факта государственной регистрации несет ответственность, предусмотренную Федеральным законом "Об общественных объединениях", а также иными федеральными законами.
Статья 13. Запрещение экстремистских общественных объединений
В случае, если будет установлено, что общественное объединение, а равно его руководители или члены с ведома хотя бы одного из руководящих органов такого объединения, используя политические, организационные, пропагандистские, материальные и иные возможности общественного объединения, занимались экстремистской деятельностью, такое общественное объединение подлежит запрещению по решению суда.
Продолжение деятельности общественного объединения после его запрещения либо незаконное воссоздание запрещенного общественного объединения влекут уголовную ответственность.
Статья 14. Некоторые особенности признания общественных объединений экстремистскими
Общественное объединение может быть запрещено по решению суда, если в отношении хотя бы одного из его структурных подразделений имеются предусмотренные настоящим федеральным законом основания для запрещения общественного объединения.
В случае, если руководитель или член общественного объединения допустит публичные призывы либо высказывания о возможности и желательности насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, насильственного захвата либо удержания власти, нарушения суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, создания незаконных вооруженных формирований, а также возбуждающие национальную, расовую или религиозную вражду, не заявив при этом, что он высказывает личное мнение, а равно в случае вступления в законную силу в отношении такого лица приговора суда за преступление, совершенное им в политических целях, общественное объединение, в котором состоит это лицо, обязано незамедлительно публично заявить о своем несогласии с его высказываниями или действиями. В противном случае такое общественное объединение может быть запрещено по решению суда.
Глава 4. Заключительные положения
Статья 15. Вступление настоящего Федерального закона в силу и приведение нормативных правовых актов в соответствие с ним
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Федеральные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации должны быть приведены в соответствие с настоящим Федеральным законом в трехмесячный срок со дня его вступления в силу.
Президент Российской Федерации
Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты в связи с принятием Федерального закона "О противодействии политическому экстремизму"
( внесен Правительством Российской Федерации) Статья 1. Внести в Федеральный закон "Об общественных объединениях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 21, ст.1930; 1997, N 20, ст.2231; 1998, N 30, ст.3608) следующие изменения и дополнения:
1. Часть первую статьи 16 изложить в следующей редакции:
"Запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых содержат проявления политического экстремизма, то есть направлены на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, насильственный захват или насильственное удержание власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, организацию незаконных вооруженных формирований, возбуждение национальной, расовой и религиозной вражды."
2. Части вторую и третью статьи 41 исключить.
3. Первое предложение части второй статьи 42 изложить в следующей редакции:
"В случае выявления указанных нарушений в деятельности общероссийских и международных общественных объединений, а также совершения ими действий, противоречащих уставным целям, Генеральный прокурор Российской Федерации вносит в руководящие органы данных общественных объединений представление об указанных нарушениях и устанавливает срок для их устранения".
4. Статью 44 изложить в следующей редакции:
"Статья 44. Ликвидация общественного объединения
Зарегистрированное общественное объединение может быть ликвидировано по решению суда в случаях:
грубого нарушения своими действиями прав и свобод граждан;
неоднократных или грубых нарушений федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо при систематическом осуществлении общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.
Заявление в суд о ликвидации общероссийского или международного общественного объединения по указанным в данной статье основаниям вносится Генеральным прокурором Российской Федерации или Министром юстиции Российской Федерации.
Заявление в суд о ликвидации межрегионального, регионального и местного общественного объединения по указанным в данной статье основаниям вносится прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации или руководителем территориального органа юстиции соответствующего субъекта Российской Федерации."
5. Дополнить Закон статьей 41-1 следующего содержания:
"Статья 44-1. Запрещение общественного объединения
Общественное объединение независимо от факта его государственной регистрации подлежит запрещению по решению суда в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством, в случаях нарушения им требований Федерального закона "О противодействии политическому экстремизму".
Заявление в суд о запрещении общероссийского или международного общественного объединения вносится Генеральным прокурором Российской Федерации или Министром юстиции Российской Федерации.
Заявление в суд о запрещении межрегионального, регионального или местного общественного объединения вносится прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации или руководителем территориального органа юстиции соответствующего субъекта Российской Федерации.
Запрещение зарегистрированного общественного объединения означает его ликвидацию как юридического лица.
Статья 2. Внести в Уголовный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст.2954; 1998, N 22, ст.2332; 1998, N 26, ст.3012) следующие изменения и дополнения:
Дополнить Кодекс статьей 282.1 следующего содержания:
Статья 282.1. Руководство деятельностью общественного объединения, запрещенного по решению суда
1. Руководство деятельностью общественного объединения, запрещенного по решению суда, а равно действия, направленные на незаконное воссоздание общественного объединения, запрещенного по решению суда, -
наказываются штрафом в размере от семисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи до десяти месяцев, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.
2. Активное участие в деятельности общественного объединения, указанного в части первой настоящей статьи, -
наказывается штрафом в размере от четырехсот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от четырех до семи месяцев, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.
Статья 3. Внести в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1960, N 40, ст.592) следующие дополнения:
1. Часть 3 статьи 126 после цифры "282" дополнить цифрой "(282.1".
Статья 4. Внести в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1964, N 24, ст.407) следующие дополнения:
1. Статью 114 и часть вторую статьи 115 дополнить словами: ", о запрещении межрегиональных, региональных и местных общественных объединений".
2. Статью 116 дополнить абзацем восьмым следующего содержания:
"дела о запрещении общероссийских и международных общественных объединений".
3. Часть вторую ст.232 после слова "граждан" дополнить словами ", а также дел о запрещении общественных объединений".
4. Дополнить кодекс главой 24.2 следующего содержания:
"Глава 24.2. Дела о запрещении общественного объединения
Статья 239.9. Подача заявления
Заявление о запрещении общественного объединения при наличии оснований, предусмотренных федеральными законами "О противодействии политическому экстремизму" и "Об общественных объединениях", подается в соответствующий суд прокурором или министром (руководителем территориального органа) юстиции.
Статья 239.10. Содержание заявления
В заявлении должны быть указаны: наименование и организационно-правовая форма общественного объединения, а для общественного объединения, зарегистрированного в установленном законом порядке, - также его юридический адрес и приведены факты проявлений политического экстремизма в деятельности общественного объединения.
К заявлению должны быть приложены: устав общественного объединения, а в отношении общественных объединений, зарегистрированных в установленном законом порядке, - копия свидетельства о государственной регистрации.
Статья 239.11. Рассмотрение судом заявления
При рассмотрении заявления суд должен проверить, действительно ли в деятельности общественного объединения имели место проявления политического экстремизма.
Статья 239.12. Решение суда по заявлению
Суд, установив, что обстоятельства, указанные в статье 239.11 настоящего Кодекса, имели место, принимает решение о признании общественного объединения экстремистским и о его запрещении.
Если суд установит, что названные обстоятельства отсутствуют, он отказывает в удовлетворении заявления.
В резолютивной части решения о запрещении общественного объединения, зарегистрированного в установленном законом порядке, суд разрешает вопрос о ликвидации такого общественного объединения как юридического лица".
Президент Российской Федерации
Проект федерального закона "О запрещении нацистской символики и литературы"
(внесен Правительством Российской Федерации)Статья 1. В Российской Федерации запрещается изготовление, распространение, демонстрация нацистской символики, литературы, аудио-, фото-, кино-, видеопродукции, пропагандирующей нацизм, а равно ввоз указанных предметов на территорию Российской Федерации.
Статья 2. В настоящем Федеральном законе понимаются:
под нацистской символикой - знамена, значки, атрибуты униформы, приветствия, представляющие собой воспроизведение в любой форме и разновидности символики, использовавшейся национал-социалистической рабочей партией Германии и фашистской партией Италии: свастики, фасций, приветственных жестов;
под нацистской литературой - труды руководителей национал-социалистической рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, а также иные публикации, обосновывающие национальное и расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных и иных преступлений нацизма, осужденных Нюрнбергским международным военным трибуналом, а равно содержащие призывы к геноциду этнических групп либо насильственных действий в отношении отдельных их представителей, изданные типографским или иным способом, включая размещение на машиночитаемом носителе;
под нацистской аудио-, фото-, кино-, видеопродукцией - аудио-, фото-, кино-, видеопродукция, содержащая нацистскую символику, воспроизведение выступлений руководителей национал-социалистической рабочей партии Германии и фашистской партии Италии, кино-, видеофильмы, оправдывающие практику совершения военных и иных преступлений нацизма, осужденных Нюрнбергским международным военным трибуналом, а равно содержащие призывы к геноциду этнических групп либо насильственных действий в отношении отдельных их представителей, зафиксированная в любом доступном для восприятия виде, включая размещение на машиночитаемом носителе;
изготовление нацистской символики, литературы, аудио-, фото-, кино-, видеопродукции - создание предметов или материалов, содержащих (изображающих) нацистскую символику, а равно экземпляров или тиражей нацистской литературы, аудио-, фото-, кино-, видеопродукции;
распространение нацистской символики, литературы, аудио-, фото-, кино-, видеопродукции - возмездная или безвозмездная передача указанных предметов другим лицам любым способом (продажа, дарение, обмен и т.п.);
демонстрация нацистской символики, литературы, аудио-, фото-, кино-, видеопродукции - публичное выставление, показ, вывешивание, изображение, воспроизведение на страницах печатных изданий или в фото-, кино- и видеоматериалах указанных предметов и другие действия, делающие ее доступной для других лиц.
Статья 3. Запреты, установленные настоящим Федеральным законом, не распространяются на случаи воспроизведения нацистской символики, литературы, записей выступлений руководителей нацистской Германии, фашистской Италии, иных деятелей в художественных или научных публикациях, фильмах и других материалах, осуждающих нацизм либо излагающих исторические события, когда использование соответствующей символики, литературы не направлено на пропаганду идей нацизма.
Статья 4. Организации, их руководители, иные должностные лица и граждане, нарушившие запреты, установленные настоящим Федеральным законом, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Статья 5. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент Российской Федерации
Указ Президента РФ от 23 марта 1995 г. N 310 "О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной
власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации"
В Российской Федерации участились случаи разжигания социальной, расовой, национальной и религиозной розни, распространения идей фашизма. Антиконституционная деятельность экстремистски настроенных лиц и объединений приобретает все более широкие масштабы и дерзкий характер; создаются незаконные вооруженные и военизированные формирования; нарастает угроза сращивания последних с некоторыми профсоюзными, коммерческими, финансовыми, а также криминальными структурами.
Эти крайне опасные явления в жизни нашего общества создают угрозу основам конституционного строя, ведут к попранию конституционных прав и свобод человека и гражданина, подрывают общественную безопасность и государственную целостность Российской Федерации.
Нельзя допустить, чтобы рост политического экстремизма привел к срыву очередных выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления, препятствовал свободному волеизъявлению избирателей, влиял на разрешение трудовых конфликтов, оказывал давление на те или иные государственные и муниципальные органы.
Деятельность политических экстремистов, многие из которых открыто заявляют об идейном родстве с национал-социализмом, используют фашистские или схожие с ними лозунги, атрибутику и символику, глубоко оскорбляет хранимую россиянами память о жертвах Великой Отечественной войны и чувства ветеранов. В год 50-летия Победы над гитлеровской Германией подобные действия являются особенно вызывающими.
На эти угрожающие конституционному строю процессы практически не реагируют органы государственной власти и органы местного самоуправления. Нормы, которые являются правовой основой для реальной борьбы с этим явлением, и прежде всего положение статьи 13 Конституции Российской Федерации о запрете создания и деятельности объединений, цели или действия которых являются антиконституционными, почти не применяются.
Крайне неудовлетворительна и нескоординирована работа в этой сфере органов прокуратуры Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы контрразведки Российской Федерации, в чьи задачи входит пресечение незаконной, антиконституционной деятельности и противодействие экстремистским, националистическим и шовинистическим проявлениям, а также Министерства юстиции Российской Федерации и Комитета Российской Федерации по печати.
Являясь гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, в целях обеспечения стабильности конституционного строя, общественной безопасности, сохранения государственной целостности Российской Федерации, на основании статей 13, 15, 80 и 82 Конституции Российской Федерации и статьи 22 Международного пакта о гражданских и политических правах постановляю:
1. Исполняющему обязанности Генерального прокурора Российской Федерации:
обеспечить усиление прокурорского надзора за соблюдением всеми предприятиями, учреждениями, организациями и общественными объединениями на территории Российской Федерации установленных Конституцией Российской Федерации норм о равноправии граждан независимо от социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, об охране достоинства личности, о запрете создания и деятельности объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности государства, подрыв его безопасности, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни;
строго контролировать полноту и всесторонность расследований соответствующих уголовных дел, выявление и привлечение к ответственности всех пособников совершения преступлений (включая лиц, финансирующих и тиражирующих экстремистские издания);
активно взаимодействовать в борьбе с политическим экстремизмом с Уполномоченным по правам человека, Судебной палатой по информационным спорам при Президенте Российской Федерации, заинтересованными общественными объединениями, а также средствами массовой информации;
представить не позднее 1 августа 1995 г. доклад о мерах, принятых органами прокуратуры Российской Федерации во исполнение настоящего Указа.
2. Министерству внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службе контрразведки Российской Федерации, Государственному таможенному комитету Российской Федерации, Федеральной пограничной службе Российской Федерации в пределах предоставленной им компетенции силами подчиненных органов:
задерживать и привлекать к установленной действующим законодательством ответственности лиц, распространяющих печатную продукцию, кино-, фото-, аудио- и видеоматериалы, направленные на пропаганду фашизма, возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
принимать меры к изъятию такой печатной продукции и материалов.
Во исполнение настоящего Указа издан приказ ГТК РФ от 10 ноября 1995 г. N 677
3. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления при рассмотрении заявок на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования не допускать осуществления таких мероприятий общественными объединениями или организаторами, если в проведенных ими ранее публичных акциях органами внутренних дел были зафиксированы случаи нарушения Конституции и законов Российской Федерации, прав и свобод граждан, высказывались призывы к насильственному изменению конституционного строя, разжиганию социальной, расовой, национальной и религиозной розни, пропагандировались идеи насилия и войны.
4. Правительству Российской Федерации:
обеспечить координацию работы Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы контрразведки Российской Федерации, Федеральной пограничной службы Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации и Комитета Российской Федерации по печати, других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, направленной на активизацию борьбы с фашизмом и политическим экстремизмом;
по мере необходимости заслушивать на заседаниях Правительства Российской Федерации и его Президиума отчеты руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти о состоянии и мерах по усилению борьбы с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма.
5. Предложить Российской академии наук в 2-недельный срок представить в Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации научное разъяснение понятия "фашизм" и связанных с ним понятий и терминов для подготовки предложений по внесению изменений и дополнений в действующее законодательство.
6. Рекомендовать Верховному Суду Российской Федерации:
обобщить судебную практику применения правовых норм, устанавливающих ответственность граждан, общественных объединений и средств массовой информации за нарушения гарантированного Конституцией Российской Федерации равенства прав и свобод человека и гражданина;
дать разъяснения содержащихся в действующем законодательстве понятий и терминов, касающихся ответственности за действия, направленные на возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
7. Государственно-правовому управлению Президента Российской Федерации совместно с Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством юстиции Российской Федерации до 1 мая 1995 г. подготовить и представить Президенту Российской Федерации проекты законов о внесении изменений и дополнений, направленных на установление ответственности за проявления фашизма и иных форм политического экстремизма, в уголовное законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации об административных правонарушениях, о средствах массовой информации и об общественных объединениях для их внесения в установленном порядке в качестве неотложной законодательной инициативы Президента Российской Федерации.
8. Настоящий Указ вступает в силу со дня его опубликования.
Президент Российской Федерации
Москва, Кремль
23 марта 1995 г.
N 310
"О Комиссии при Президенте Российской Федерации по противодействию политическому экстремизму в Российской Федерации"
(с изменениями от 6 июля 1998 г., 1 сентября 2000 г.)
В целях реализации части 5 статьи 13 Конституции Российской Федерации и обеспечения взаимодействия органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и других форм политического экстремизма в Российской Федерации, учитывая необходимость всестороннего анализа причин и условий, способствующих проявлению различных форм политического экстремизма, выработки мер, направленных на предупреждение и устранение таких причин и условий, а также информирования общественности через средства массовой информации о результатах проделанной в этой области работы, постановляю:
1. Образовать Комиссию при Президенте Российской Федерации по противодействию политическому экстремизму в Российской Федерации.
2. Утвердить прилагаемые Положение о Комиссии при Президенте Российской Федерации по противодействию политическому экстремизму в Российской Федерации и ее состав.
Указом Президента РФ от 1 сентября 2000 г. N 1606 в пункт 3 настоящего Указа внесены изменения
См. текст пункта в предыдущей редакции
3. Организационное обеспечение деятельности Комиссии при Президенте Российской Федерации по противодействию политическому экстремизму в Российской Федерации возложить на Главное управление внутренней политики Президента Российской Федерации.
Президент Российской Федерации
Москва, Кремль
27 октября 1997 года
N 1143
Положение о Комиссии при Президенте Российской Федерации по противодействию политическому экстремизму в Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 27 октября 1997 г. N 1143)
1. Комиссия при Президенте Российской Федерации по противодействию политическому экстремизму в Российской Федерации (далее именуется - Комиссия) является консультативным органом, образованным в целях согласованного осуществления органами государственной власти мер по предупреждению и пресечению политического экстремизма в Российской Федерации.
2. Комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, а также настоящим Положением.
3. Основными задачами Комиссии являются:
подготовка предложений Президенту Российской Федерации по осуществлению мер, связанных с предупреждением и пресечением политического экстремизма, направленного на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни;
анализ причин и условий, способствующих распространению политического экстремизма в Российской Федерации;
участие в установленном порядке в подготовке проектов федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации в пределах своей компетенции.
4. Комиссия для выполнения своих основных задач имеет право:
взаимодействовать в установленном порядке с самостоятельными подразделениями Администрации Президента Российской Федерации, Аппаратом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Аппаратом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Аппаратом Правительства Российской Федерации, аппаратами Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Генеральной прокуратурой Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также предприятиями, учреждениями и организациями;
направлять в соответствующие правоохранительные органы материалы о проявлениях политического экстремизма;
приглашать для участия в работе Комиссии представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также муниципальных образований;
привлекать в установленном порядке для осуществления отдельных работ ученых и специалистов, в том числе на договорной основе;
создавать экспертный совет, постоянные и временные рабочие группы.
5. Состав Комиссии утверждается Президентом Российской Федерации.
Координатор Комиссии несет персональную ответственность за выполнение возложенных на нее задач.
6. Заседания Комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца.
Заседания Комиссии считаются правомочными, если на них присутствует более половины членов Комиссии. Решения Комиссии принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов Комиссии и оформляются протоколом, который подписывает председательствующий на заседании.
Решения Комиссии оформляются при необходимости указами и распоряжениями Президента Российской Федерации.
7. Организационное и материально-техническое обеспечение деятельности Комиссии осуществляется соответствующим подразделением Администрации Президента Российской Федерации и Управлением делами Президента Российской Федерации.