АВ 2001г. Выпуск 19 О противодействии политическому экстремизму и запрещении нацистской символики и литературы
Выступление депутата ГД Сафиуллина Ф.Ш.
Уважаемые коллеги!Экстремизм напоминает такую заразную болезнь, которая десятилетиями не дает о себе знать, а при возникновении благоприятных условий принимает характер смертоносной эпидемии. Микробы чумы и холеры живут рядом с нами и ждут своего часа, когда тяжелейшие и длительные бедствия, кризисы, войны превратят общество ослабленных людей в питательный бульон для разгула моровой заразы.
Обычно безобидные насекомые при нарушении природного баланса размножаясь беспрепятственно, могут породить экологическое бедствие.
Экстремизм, я полагаю, как социальная патология относится к такому же роду явлений. Это - опасная социальная болезнь, способная при определенных условиях принимать характер эпидемии. И, наоборот, при отсутствии условий самые крайние, самые радикальные идеи будут почти незаметно будоражить больное воображение лишь отдельных параноиков.
Поэтому я сомневаюсь: можно ли, и, самое важное, нужно ли бороться с таким явлением как экстремизм путем принятия законов по борьбе с ним. Хотя я абсолютно убежден, что экстремизм - это зло и бороться с ним необходимо. Может быть, самый действенный путь и средство борьбы с ним - это недопущение возникновения или, что еще хуже, искусственного создания условий (политических, экономических, социальных, правовых и т.д.), когда экстремизм, "дремлющий" в темных закоулках сознания отдельных неуравновешенных индивидов, может оказаться социально востребованным и поразить определенные слои населения или даже все общество.
Германский фашизм как крайняя форма социальной патологии с катастрофическими последствиями возник в свое время тоже не на пустом месте. Поражение в первой мировой войне и последующие всеобщий кризис и бедствия, умноженные на всеобщее чувство национального унижения - вот корни этого трагического излома истории Германии и всей Европы, а не отсутствие в Германии конца 20-х годов законов по борьбе с фашизмом.
И сегодня то унижение нищетой, безысходностью, отсутствием уверенности в будущем, духовным и нравственным распадом общества, которое испытывает, переживает российский народ и, в первую очередь русский народ, я как татарин это скажу, разве оно не создает почву, питательный бульон для восприятия разных крайних идей, для распространения самых радикальных течений, движений?
Знаю, что повторяюсь, но скажу еще раз:
Наверное, не на законы главным образом нужно надеяться в борьбе с экстремизмом, а лишить его социальной почвы путем целенаправленного, справедливого, разумного устройства общества, добиваясь благополучия, безопасности, защищенности граждан от произвола, беззакония, преступности, четко определив единую, объединяющую весь народ цель общества и государства, и особо хочу подчеркнуть - сильной национальной политикой, построенной на уважении и признании равноправия всех народов России (Позвольте примечание: не равенства, а равноправия!).
Нынешняя политическая практика государства российского, к сожалению, еще далека от того, что можно было бы считать разумной, дальновидной, ответственной.
Приведу несколько примеров из множества подобных, которые касаются моей республики, моего народа - Татарстана и татарского народа, - примеров того, как государство само на пустом месте создает почву для экстремизма. В розданных нам материалах есть раздел "Политический экстремизм на государственном уровне". Мои примеры можно отнести к категориям этого раздела.
1. Решением трех комитетов Государственной Думы Российской Федерации восстановление татарской национальной письменности, основанной на латинской графике (после 10-летнего всенародного обсуждения и принятия Татарстаном соответствующего закона в 1999 г.) было преподнесено Государственной Думе как "угроза национальной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации". Не больше, не меньше!
Татарскому народу брошено обвинение в пантюркизме, в участии в "реализации плана "Великий Туран". То есть, в отношении целого народа (второго по численности в России) брошено ничем не обоснованное обвинение в нелояльности к России, обвинение на языке конца 30-х и начала 40-х годов, я бы сказал, депортационное обвинение. С подобными, но более мягкими обвинениями репрессировали в те мрачные годы целые народы. За всю историю совместного жития с русским народом мой народ никогда, ни разу и никому не давал ни малейшего повода сомневаться в его лояльности, в единстве с русским народом и Россией, в его чувстве общей ответственности за нашу общую судьбу. И вдруг такое официальное оскорбление. Разве это не "политическим экстремизм на государственном уровне"?
"Не чеши, где не чешется!" - гласит татарская поговорка. Когда государство чешет там, где не чешется, создается почва для ответного экстремизма.
2. Возьмем паспортную политику. В советском паспорте, выдаваемом в национальных республиках, была дополнительная страница, где фамилия, имя, отчество гражданина, название места рождения заполнялись на родном языке, в соответствии с национальной орфографией.
Дело в том, что почти в каждом нерусском языке народов России есть специфические звуки и соответствующие им буквы, которых нет в русском языке и русском алфавите. В татарском языке таких букв 6 (а звуков - 9) и есть имена, почти целиком состоящие из этих букв. При транскрипции буквами только русского алфавита из красивых женских имен порой получается ругательное слово.
И вот сегодня демократическая Россия в отличие от тоталитарного СССР навязывает нам паспорта, где национальной страницы нет и имена, фамилии миллионов наших граждан лишаются их официального признания. Ни один самый реакционный режим не покушался на личное имя гражданина. Даже в собачьих паспортах - родословных - никому постороннему, кроме хозяина не позволяется произвольно искажать собачью кличку. А мы - люди. Мы - народы. А прав оказывается у нас порой меньше, чем у породистых представителей четвероногих "друзей человека".
Подобный государственный экстремизм способен создать не просто почву для ответного экстремизма, а почву, хорошо удобренную и увлажненную.
Я уже не говорю о том, что подобные непродуманные шаги государства противоречат Конституции Российской Федерации (ст.17, 19) и признанным Россией международным нормам, в частности, ст.11-й Европейской Рамочной Конвенции о защите национальных меньшинств.
Российская Федерация с одной стороны требует, чтобы Конституции Республик были приведены в соответствие с Российской Конституцией, а с другой - сама же игнорирует федеральную Конституцию, когда речь идет о правах народов. Это разве не путь к ответному экстремизму?
Народы могут промолчать, когда их пытаются унизить. Но они никогда не согласятся со статусом второстепенности, какими бы решениями ни пытались им этот статус навязать.
Многонациональность России - это не беда, не зло. Многонациональность - это величайшее богатство и благо России.
Если национальная политика нашего государства будет построена на этом постулате, мы навсегда забудем о том, что такое национальный экстремизм и не потребуется особый закон для борьбы с ним.