Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2001г. Выпуск 17 Сравнительный анализ законопроектов о Конституционном Собрании


Инициаторы пересмотра положений Конституции России и их полномочия

     В законопроекте группы депутатов содержится конституционный перечень инициаторов пересмотра положений Конституции (всего 95 субъектов) и их конституционное полномочие, а именно - внесение соответствующего предложения в Государственную Думу. Законопроект предусматривает также, что к вносимому предложению о пересмотре положений конституции его инициатор должен приложить, в частности, следующие документы:
    обоснование необходимости пересмотра положений глав 1, 2 и 9 Конституции России;
    проект новой Конституции Российской Федерации;
    перечень федеральных конституционных законов, федеральных законов, отмены, изменения, дополнения или принятия которых потребует принятие новой Конституции Российской Федерации.
     При этом предполагается, что Государственная Дума может возвратить указанное предложение его инициатору в случае несоблюдения требований Конституции Российской Федерации и настоящего федерального конституционного закона об условиях и о порядке внесения предложения .
    В законопроекте депутата В.П.Зволинского об инициаторах изменения положений Конституции России ничего не сказано. В нем записано, что инициаторами созыва Конституционного Собрания являются: Президент России, Правительство Российской Федерации, а также Федеральное Собрание по инициативе не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы (всего 3 субъекта). При этом указанные лица вносят в Государственную Думу не предложения о пересмотре положений Конституции, а непосредственно предложения о созыве Конституционного Собрания.
    Законопроект депутата С.А.Ковалева содержит конституционный перечень инициаторов пересмотра положений Конституции и их конституционное полномочие - внесение соответствующего предложения в Государственную Думу. Однако устанавливает, что если инициатором изменения положений Конституции является Государственная Дума или законодательный орган субъекта Российской Федерации, то соответствующие предложения вносятся не в Государственную Думу, а в Совет Федерации.
     Кроме того, законопроект предусматривает, что к указанным предложениям должны быть приложены, в частности, следующие документов:
    обоснование необходимости пересмотра глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации;
    проект новой Конституции Российской Федерации, либо проект новой редакции глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации.