АВ 2001г. Выпуск 17 Сравнительный анализ законопроектов о Конституционном Собрании
По законопроекту группы депутатов к предметам ведения Конституционного Собрания относятся предусмотренные Конституцией России полномочия:
подтверждение неизменности Конституции России;
разработка проекта новой Конституции России;
принятие проекта новой Конституции России;
вынесение проекта новой Конституции России на всенародное голосование.
Но, кроме того, в законопроекте предусматриваются следующие полномочия Конституционного Собрания:
принятие за основу проекта новой Конституции России, внесенного инициатором пересмотра положений глав 1, 2 и 9 Конституции России;
доработка проекта новой Конституции России, внесенного инициатором пересмотра положений глав 1, 2 и 9 Конституции России;
принципиальное одобрение пересмотра положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации.
И если решение о подтверждении неизменности Конституции России не принимается, Конституционное Собрание переходит к обсуждению проекта новой Конституции России, внесенного инициатором пересмотра положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации. Вопрос о самостоятельной разработке проекта новой Конституции России Конституционное Собрание рассматривает лишь в том случае, если им не было принято решение о принятии за основу проекта новой Конституции России, внесенного инициатором пересмотра положений действующей Конституции.
При этом неизменность действующей Конституции может быть подтверждена даже если большинство членов Конституционного Собрания будут не согласны с этим решением. В начале в законопроекте записано, что решение о подтверждении неизменности Конституции Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа членов Конституционного Собрания . Однако затем законопроектом предусмотрено, что даже если такое решение не будет принято, действующая Конституция России считается подтвержденной в следующих случаях:
если Конституционное Собрание не примет решение о принципиальном одобрении пересмотра положений действующей Конституции и разработке проекта новой Конституции России;
если Конституционное Собрание не примет решение о принятии за основу проекта новой Конституции, разработанного Рабочей палатой (здесь следует отметить, что следуя подобной логике в законопроекте можно было бы записать, что если Конституционное Собрание не примет решение о неизменности действующей Конституции, то разработанный проект новой Конституции считается принятым за основу).
По законопроекту депутата В.П.Зволинского Конституционное Собрание является Высшим Представительным и Законодательным органом Российской Федерации , к полномочиям которого относятся:
разработка и принятие проекта новой Конституции России;
изменение и дополнение действующей Конституции России;
принятие федеральных конституционных законов и федеральных законов;
принятие решений по иным вопросам, внесенным в повестку дня заседания Конституционного Собрания.
При этом помимо постановлений по вопросам своей компетенции, Конституционное Собрание вправе принимать заявления и обращения.
По законопроекту депутата С.А.Ковалева к ведению Конституционного Собрания относятся:
подтверждение неизменности Конституции Российской Федерации;
разработка проекта новой Конституции Российской Федерации;
принятие новой Конституции Российской Федерации и установление порядка ее вступления в силу;
вынесение проекта новой Конституции Российской Федерации на всенародное голосование.
Однако, кроме того, законопроект предусматривает для Конституционного Собрания следующие полномочия - рассмотрение предложения о пересмотре Конституции Российской Федерации и рассмотрение альтернативных проектов новой Конституции России.
Постановление о подтверждении неизменности Конституции Российской Федерации принимается двумя третями голосов от общего числа членов Конституционного Собрания.
Однако неизменность Конституции считается подтвержденной также и в некоторых других случаях, например, если в течение определенного законом срока деятельности Конституционного Собрания новая Конституция не принята либо проект новой Конституции не был вынесен на всенародное голосование (здесь следует отметить, что вряд ли в этом случае можно говорить о том, что Конституционное Собрание подтвердило неизменность действующей Конституции).