АВ 2001г. Выпуск 15 Проблемы правового регулирования судебной реформы в Российской Федерации
Введение
Проблемы поэтапной реализации судебной реформы давно обсуждаются в стенах Государственной Думы. На протяжении ряда лет Комитет Государственной Думы по государственному строительству (в 1995-1999 гг. - Комитет Государственной Думы по законодательству и судебно-правовой реформе) неоднократно проводил расширенные заседания с привлечением представителей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, ученых, известных юристов для выявления наиболее острых проблем организации и осуществления судебной власти, требующих законодательного регулирования. В результате этой работы приняты Федеральный конституционный закон О Конституционном Суде Российской Федерации (21.07.94, 1-ФКЗ), Федеральный закон О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов (20.04.95, 45-ФЗ), Федеральный конституционный закон Об арбитражных судах в Российской Федерации (28.04.95, 1-ФКЗ), Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (05.05.95, 70-ФЗ), Федеральный закон О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации (10.01.96, 6-ФЗ), Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" (31.12.96, 1-ФКЗ), Федеральный закон "О судебных приставах" (21.07.97, 118-ФЗ), Федеральный закон "Об исполнительном производстве" (21.07.97, 119-ФЗ), Федеральный закон О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации (08.01.98, 7-ФЗ), Федеральный закон О мировых судьях в Российской Федерации (17.12.98, 188-ФЗ), Федеральный закон О финансировании судов Российской Федерации (10.02.99, 30-ФЗ), Федеральный конституционный закон "О военных судах Российской Федерации" (23.06.99, 1-ФКЗ) и др.
На основании этих законодательных актов, развивающих положения Конституции Российской Федерации о принципах осуществления судебной власти, судебная система в целом утвердилась как единая самостоятельная и независимая ветвь власти, а судейский корпус обрел гарантированную законом государственную защиту. Однако применение действующего законодательства и недостаток финансирования судебной системы выявили ряд вопросов, без своевременного решения которых невозможно дальнейшее продвижение судебной реформы. Необходимость создания подлинно независимого суда и действенной системы правоохранительных органов отмечалась в послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию в 2000 г.
Эти вопросы детально обсуждались на V Всероссийском съезде судей, состоявшемся в г. Москве 29 ноября 2000 г. В целях укрепления судебной власти и завершения судебной реформы участники съезда приняли ряд постановлений, в которых, в частности, предлагается просить Президента Российской Федерации:
обратить внимание Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации на необходимость принятия в первоочередном порядке находящихся на ее рассмотрении проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, касающихся деятельности судов и статуса судей;
принять меры по ускорению и утверждению Государственной программы развития судебной системы Российской Федерации на период до 2005 г., предусмотрев в ней необходимые объемы финансирования.