Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2001г. Выпуск 15 Проблемы правового регулирования судебной реформы в Российской Федерации


РЕКОМЕНДАЦИИ
участников Парламентских слушаний Законодательное регулирование вопросов, связанных с осуществлением судебной реформы в Российской Федерации

                Участники парламентских слушаний считают целесообразным отметить, что в последнее десятилетие в рамках проведения судебной реформы в Российской Федерации были приняты законы, направленные на упрочение единой федеральной судебной системы, укрепление гарантий независимости судей и подчинение их только закону, организацию судопроизводства на принципах состязательности и равноправия сторон, учреждение института мировых судей, создание действенного механизма исполнительного производства, улучшение финансирования судов.
     Вместе с тем политическая и экономическая нестабильность в стране, а также отсутствие четких приоритетов в законодательном регулировании привели к тому, что судебная реформа фактически затормозилась. Свои выводы и предложения, отражающие необходимость принятия срочных мер по законодательному регулированию дальнейшего продвижения судебной реформы, представили Всероссийский съезд судей, Всероссийское совещание работников прокуратуры, адвокатское сообщество.
     Участники парламентских слушаний поддерживают указанные выводы и предложения и на основе широкого обсуждения вопросов, составляющих предмет настоящих слушаний, считают целесообразным рекомендовать Федеральному Собранию исходить в решении названных вопросов из того, что судебная реформа в Российской Федерации должна оставаться одним из приоритетных направлений деятельности российского государства. Дальнейшее развитие законодательства о судебной реформе в Российской Федерации, по мнению участников парламентских слушаний, должно проходить в следующих основных направлениях:
    1. Совершенствование Федерального конституционного закона О судебной системе Российской Федерации с целью включения в него всех основополагающих норм об устройстве судебной системы, организации взаимоотношений отдельных ее звеньев между собой, а также с другими государственными органами.
    2. Внесение изменений в Федеральный конституционный закон О Конституционном Суде Российской Федерации , имея в виду уточнение норм о взаимоотношениях этого важнейшего судебного органа с другими судебными системами, а также с иными государственными органами и, прежде всего, с Федеральным Собранием Российской Федерации.
    3. Укрепление и совершенствование статуса судей в целях обеспечения надежных гарантий их независимости и защищенности, а также создания необходимой законодательной базы деятельности судов и органов судейского сообщества.
    4. Развитие специализации судов и судей, имея в виду, в частности, создание административных судов, а также проработку других направлений специализации судебных учреждений, включая вопросы ювенальной юстиции.
    5. Совершенствование системы и организации деятельности арбитражных судов, уточнение их полномочий, улучшение кадрового, финансового и организационного обслуживания этих судов.
    6. Развитие института мировых судей, создание на всей территории Российской Федерации судов присяжных, а также улучшение законодательного регулирования роли и места народных и присяжных заседателей.
    7. Ускорение принятия актов процессуального законодательства: Уголовно-процессуального кодекса, Гражданского процессуального кодекса и Арбитражного процессуального кодекса.
    8. Принятие эффективных мер по совершенствованию исполнительного производства и деятельности судебных приставов. Внесение на рассмотрение Государственной Думы проектов федеральных законов, имеющих своей целью усилить защиту прав и законных интересов сторон исполнительного производства, изменить механизм распределения взысканных сумм с тем, чтобы направление средств в фонд исполнительного производства осуществлялось пропорционально взысканной сумме.
    9. Улучшение финансового обеспечения судов, их материально-технического и организационного обслуживания. Введение в Федеральный бюджет отдельной строки о финансировании судов. Установление нормативов численности судей и работников аппаратов судов с учетом их возросшей нагрузки.
    10. Дальнейшее совершенствование законодательных основ деятельности прокуратуры с целью повышения ее активности в выполнении функций государственного обвинения в судах, а также в надзоре за соблюдением законности.
    11. Активизация работы по совершенствованию правового регулирования адвокатской деятельности в целях надлежащего разрешения вопросов взаимоотношений адвокатов с их доверителями, а также с различными органами государства (полномочия и гарантии деятельности адвоката, его защищенность от произвольных действий чиновников, совершенствование налогообложения адвокатов и др.). При этом необходимо усилить ответственность государственных органов и адвокатуры в сфере обеспечения конституционного права граждан на получение квалифицированной юридической помощи.
    12. Совершенствование материального права (скорейшее принятие Кодекса об административных правонарушениях, внесение изменений в Уголовный кодекс, ускорение работы над третьей частью Гражданского кодекса).
     Участники парламентских слушаний исходят из необходимости комплексного подхода к законодательному регулированию реформы судебной системы в Российской Федерации. Следует утвердить специальную программу, содержащую перечень законов по данным вопросам. Эти законы должны подлежать первоочередному рассмотрению Федеральным Собранием в качестве основных, базовых актов. В дальнейшем в них могут вноситься поправки, изменения, дополнения, направленные на совершенствование деятельности всех государственных органов по защите прав и законных интересов граждан и организаций.
     Участники парламентских слушаний понимают, что для реализации намеченных целей требуются коллективные усилия политиков, юристов, работников судов и других правоохранительных органов, всех государственных учреждений и выражают уверенность, что прошедшие парламентские слушания и подготовленные на их основе рекомендации послужат хорошей базой для объединения усилий всех заинтересованных организаций и должностных лиц на пути дальнейшего развития судебной реформы в Российской Федерации.
     Рекомендации одобрены на заседании Комитета Государственной Думы по государственному строительству 9 февраля 2001 года.