АВ 2001г. Выпуск 7 О проектах закона О политических партиях
ВВЕДЕНИЕ
Особенностью политической жизни современной России является многопартийность. Достаточно сказать, что по состоянию на январь 2001 г., по данным Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации(1*), в стране было зарегистрировано 186 общественно-политических объединения. На выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в декабре 1999 года было зарегистрировано 28 избирательных объединений и избирательных блоков(2*). По мнению ряда специалистов, такое многообразие субъектов в политической жизни общества затрудняет ориентацию избирателей и контроль государства за их деятельностью таких субъектов. В Российской Федерации уже давно назрело понимание того, что необходимо законодательное обеспечение деятельности политических партий.
Как показывает зарубежный опыт, в странах со стабильными политическими системами многопартийность может успешно функционировать и без прямого законодательного вмешательства государства, основываясь главным образом на традициях, отдельных актах отраслевого характера и прецедентном праве. Потребность в специальном законодательстве о партиях возникает, как правило, в обществах, переживающих процесс демократического обновления, коренного переустройства системы политико-государственных институтов. Этот путь, в частности, прошли в послевоенные годы большинство стран Западной Европы, а в последнее десятилетие - многие восточноевропейские государства. В аналогичных условиях находится сегодня Россия(3*).
_________________________
(1*)Журнал Российская Федерация сегодня , 2, 2001
(2*)Вестник центральной избирательной комиссии, 19(85),1999
(3*)См. Зарубежный опыт правового регулирования деятельности политических партий// Аналитический вестник Аналитического управления ГД РФ, 1998, 9
В настоящее время основные условия создания и деятельности российских политических партий определяются Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом Об общественных объединениях от 19.05.95 N 82-ФЗ в редакции Федеральных законов от 17.05.97 N 78-ФЗ и от 19.07.98 N 112-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 21, ст. 1930; 1997, N 20, ст. 2231; 1998, N 30, ст. 3608). Федеральным законом РФ от 19 июля 1998 г. 112-ФЗ О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон Об общественных объединениях была утверждена еще одна организационно-правовая форма общественного объединения - политическое общественное объединение. Политическим общественным объединением является общественное объединение, в уставе которого в числе основных целей должны быть закреплены участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, участие в организации и деятельности указанных органов(4*). Но кроме включения в закон еще одной организационно-правовой формы общественного объединения никаких изменений внесено не было, и другие важные вопросы создания и деятельности политических общественных объединений регулируются старыми положениями этого закона.
_________________________
(4*) Российская газета. - 1998. - 24 июля
Отдельные стороны деятельности партий, в частности их участие в избирательном процессе, регулируются Федеральным законам О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 24 июня 1999 года N 121-ФЗ ("Собрание законодательства РФ", 28.06.1999, N 26, ст. 3178), Федеральным законом от 31 декабря 1999 года N 228-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" ("Собрание законодательства РФ", 03.01.2000, N 1 (ч. II), ст. II), Федеральным законом Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации 19 сентября 1997 года 124-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 38, ст. 4339; 05.04.99, N 14, ст. 1653) и рядом других законодательных актов. Однако в полном объеме названные документы не решают и не могут решить проблему правового регулирования партийной деятельности.
Прежде всего, они, по существу, обходят специфику деятельности политических партий, которые в условиях неразвитости иных институтов гражданского общества так или иначе выполняют роль посредников между обществом и государством, важного канала передачи многообразных общественных интересов на уровень государственной политики.
Существующее законодательство не гарантирует также от попыток со стороны партий экстремистского толка и некоторых претендентов, стремящихся удовлетворить свои амбиции, воспользоваться избирательными механизмами для прорыва к власти.
К сказанному нужно добавить, что отсутствие специального закона о партиях лишает их необходимой правовой защиты, служит поводом для рассуждений о том, что они не оправдали себя в российских условиях и, более того, мешают демократическому процессу.
8 декабря 1995 года Государственная Дума приняла Федеральный закон "О партиях", однако 7 февраля 1996 года Совет Федерации отклонил этот закон. Согласительная комиссия по отклоненному закону фактически так и не приступила к работе из-за позиции Совета Федерации. В настоящее время закон устарел и нуждается в изменении в соответствии с действующим законодательством.
И поэтому определенным шагом в укреплении правового статуса российских политических партий может стать принятие Федерального закон О политических партиях , в котором должны найти отражение накопленный за последние годы опыт партийной деятельности, идеи и наработки специалистов, замечания и предложения, высказанные в ходе обсуждения и сопоставления различных проектов.