Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2001г. Выпуск 3 Состояние и перспективы развития законодательства в сфере организации системы федеральных органов государственной власти

Введение

     Трудно сказать совершенно точно, какой должна быть оптимальная система органов государственной власти Российской Федерации. Каким образом эти органы должны формироваться, функционировать, взаимодействовать и т.д., чтобы быть наиболее эффективными.
     Ведь известно, что какие-то механизмы власти, могут безупречно действовать в одних условиях и безуспешно практиковаться в других, могут приносить благо в одной стране и создавать проблемы в другой. Поневоле вспоминаются исторические примеры, когда лозунг Вся власть советам! становился либо единственно правильным, либо безусловно вредным.  
     Также известно, что самым демократичным способом формирования руководящих органов считаются выборы, но в демократической Конституции Российской Федерации слово выборы применяется лишь в отношении Президента России и депутатов Государственной Думы, а в отношении других федеральных органов и должностных лиц применяется только слово назначение (проявление определенной специфики).
    Сложившаяся на сегодняшний день в России система федеральных органов государственной власти имеет сравнительно небольшую историю. Время выявляет и будет выявлять в дальнейшем сильные и слабые стороны этой системы. Конституция России считается жесткой по способу изменения (хотя это не означает, что так есть на самом деле), однако Конституция не связывает законодателей жесткими рамками в отношении формирования системы федеральных органов государственной власти и определения их полномочий. Многие важные вопросы Конституция России предписывает решать на уровне федеральных законов, например, о выборах Президента и формировании Федерального Собрания. О других важных вопросах в Конституции России сказано настолько гибко, что толковаться соответствующие ее положения могут неоднозначно. Например, в статье 112 Конституции России записано, что Председатель Правительства Российской Федерации представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти . Заметим: не представляет на утверждение , а просто представляет . Дальнейшая судьба указанных предложений в Конституции не указана. Конечно, можно предположить, что Конституция предписывает именно Президенту России утверждать структуру федеральных органов исполнительной власти, но ведь можно предположить и иное.
    Из сказанного следует, что от воли российского парламента в значительной мере зависит какой будет система федеральных органов государственной власти в России.
    В данном Аналитическом вестнике отражено состояние законодательства Российской Федерации в сфере организации федеральных органов государственной власти на момент окончания осенней (2000 г.) сессии Государственной Думы, а также показаны некоторые возможные перспективы его развития.