АВ 2001г. Выпуск 3 Состояние и перспективы развития законодательства в сфере организации системы федеральных органов государственной власти
Иные федеральные органы государственной власти
Судебная система Российской Федерации, а точнее основные этапы формирования ее законодательной базы, а также перспективы развития и совершенствования законодательства о судоустройстве достаточно подробно освещены в Аналитическом вестнике Законодательное обеспечение судебно-правовой реформы: состояние и проблемы (выпуск 26 - 2000 г.).
Здесь необходимо отметить, что деятельность федеральных судов наиболее полно урегулирована законами, по сравнению с деятельностью других федеральных органов государственной власти. Возможно, причина этого состоит в том, что высшие судебные органы Российской Федерации обладают правом законодательной инициативы, причем по вопросам исключительно своего ведения.
Президент Российской Федерации является главой государства, который, будучи гарантом Конституции Российской Федерации, в соответствии с Конституцией России и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.
Президент России избирается на 4 года ее гражданами на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в порядке, определяемом Федеральным законом О выборах Президента Российской Федерации от 31.12.99 г. Им может быть избран гражданин России не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента России более двух сроков подряд.
Выдвижение кандидатов в Президенты России осуществляется избирательными объединениями на их съездах, а также группами избирателей численностью не менее 100 человек на их собраниях. Центральная избирательная комиссия регистрирует выдвинутого кандидата для участия в выборах, если в поддержку его выдвижения собрано не менее 1 миллиона подписей избирателей.
Выборы считаются состоявшимися, если в них приняло участие более половины всех избирателей. Избранным считается кандидат, за которого отдано более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если ни один из кандидатов не получил необходимого для избрания числа голосов, то проводится второй тур голосования по двум кандидатурам, получившим наибольшее количество голосов избирателей в первом туре. В этом случае избранным считается кандидат, получивший большее число голосов относительно другого кандидата и большее, чем количество избирателей, проголосовавших против всех кандидатов .
В настоящее время в Российской Федерации нет специальных законов, регулирующих деятельность Президента России. Однако несколько проектов федеральных законов такого рода находятся на рассмотрении в Государственной Думе или ее органах.
19 февраля 1997 года в Государственную Думу внесен проект федерального закона О статусе Президента Российской Федерации .
14 октября 1997 года Совет Государственной Думы принял решение о подготовке к рассмотрению Государственной Думой проекта федерального закона О праве "вето" Президента Российской Федерации .
16 октября 1998 года Государственная Дума приняла решение о создании согласительной комиссии по отклоненному Советом Федерации Федеральному закону О вступлении в должность вновь избранного Президента Российской Федерации . В мае 1996 года этот закон был принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации, но отклонен Президентом России. В июле этого же года он был принят в редакции, предложенной Президентом России, но отклонен Советом Федерации.
21 октября 1998 года Государственная Дума приняла решение о создании согласительной комиссии по отклоненному Советом Федерации Федеральному закону Об обеспечении непрерывного исполнения полномочий Президента Российской Федерации в случае их досрочного прекращения , который был принят в июле этого же года. Однако 18 февраля 1999 года Совет Федерации принял решение отклонить указанное предложение Государственной Думы.
14 июля 1998 года Совет Государственной Думы принял решение подготовить к рассмотрению Государственной Думой проект федерального закона Об обеспечении непрерывности полномочий главы государства в случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности .
В целях обеспечения более эффективного исполнения президентом России своих полномочий 29 ноября 2000 г. Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи .
Очевидно, что законопроекты, относящиеся к статусу Президента России рассматриваются Государственной Думой в течение довольно больших сроков. Это позволяет предположить, что вероятность превращения их в законы не велика.
Некоторые государственные институты можно отнести к потенциальным федеральным органам государственной власти, статус которых пока предстоит определить.
Например, внесенный в Государственную Думу Президентом России проект федерального конституционного закона О чрезвычайном положении , одобренный Государственной Думой в первом чтении 29 июня 2000 года, предусматривает, что на территориях, где введено чрезвычайное положение, указом Президента России может вводиться особое управление этими территориями путем создания федерального органа управления территорией чрезвычайного положения.
Далее. В соответствии со статьей 135 Конституции России если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание . Это Конституционное Собрание может стать учредительным органом государственной власти России, если примет новую российскую Конституцию.
В 2000 году Совет Государственной Думы принял решение о подготовке к рассмотрению Государственной Думой двух законопроектов о Конституционном Собрании, один из которых внесен в Государственную Думу депутатом Государственной Думы С.А.Ковалевым, а другой - депутатами Государственной Думы В.В.Володиным, В.А.Крюковым, А.И.Лукъяновым, Е.Б.Мизулиной и Б.Б.Надеждиным. Но положения статьи 135 Конституции России допускают некоторую двусмысленность, поэтому, чтобы в дальнейшем избежать возможных коллизий, при доработке этих законопроектов, видимо, потребуется уточнить следующее:
1) должно ли указанное выше предложение предусматривать пересмотр положений сразу трех глав Конституции России (1, 2 и 9) или достаточно предложить пересмотр какого-либо положения любой из этих глав;
2) допускает ли конституционная формулировка тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы (см. выше) решать вопрос о поддержке предложения о пересмотре указанных положений Конституции России тремя пятыми голосов в каждой из палат Федерального Собрания ;
3) кто именно должен принять решение о способе принятия разработанного Конституционным Собранием проекта новой Конституции России (Конституционным Собранием или всенародным голосованием), поскольку в статье 135 Конституции Российской Федерации данный субъект прямо не указан: Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование .
Особо следует сказать о законодательных инициативах, касающихся федеральных органов государственной власти, направленных на внесение поправок в Конституцию Российской Федерации. В 1995-1999 годах в Государственную Думу было внесено около 20 законопроектов о поправках к Конституции России, связанных с перераспределением полномочий между федеральными органами государственной власти, усилением парламентского контроля над исполнительной властью и т.п. Однако, несмотря на то, что инициаторами этих законопроектов в основном были депутаты Государственной Думы, все они не имеют перспективы в ближайшее время. Одни из них отклонены Государственной Думой в первом чтении, другие возвращены соответствующим субъектам права законодательной инициативы, третьи находятся в Государственной Думы без движения . Свидетельством сказанному может служить тот факт, что в 2000 году подобных законодательных инициатив в Государственную Думу почти не поступало.
Новым явлением в российском законодательстве о федеральных органах Государственной Думы может стать закон о лоббистской деятельности. 4 июля 2000 года Совет Государственной Думы принял повторное решение подготовить к рассмотрению Государственной Думой проект федерального закона О правовых основах лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти , первоначальный вариант которого был внесен в Государственную Думу еще в июне 1997 года. По мнению авторов законопроекта (членов Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций), изложенному в пояснительной записке, правовое регулирование лоббизма позволит существенно снизить уровень криминализации процесса взаимодействия представителей различных коммерческих структур (лоббистов) с представителями власти, обеспечить гласность и открытость принятия важнейших государственных решений.
Принципиально новым событием в современном российском законодательстве стало также принятие Государственной Думой проекта федерального закона О выборах депутатов Палаты Представителей Парламента Союзного государства первого созыва от Российской Федерации , который принят в первом чтении 20 сентября 2000 года. Возможно, что в соответствии со статьей 79 Конституции России указанному новому органу государственной власти будет передана часть полномочий Федерального Собрания.