АВ 2001г. Выпуск 3 Состояние и перспективы развития законодательства в сфере организации системы федеральных органов государственной власти
Органы исполнительной власти
Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство России, в состав которого входят Председатель Правительства, его заместители и федеральные министры. В соответствии со статьей 111 Конституции России Председатель Правительства назначается Президентом России с согласия Государственной Думы. Однако если Государственная Дума трижды отклонит представленные ей кандидатуры Председателя Правительства, то Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства самостоятельно, а Государственную Думу распускает.
Заместители Председателя Правительства и федеральные министры назначаются Президентом России по предложению Председателя Правительства.
Помимо Конституции Российской Федерации правовую основу деятельности Правительства составляют, прежде всего, Федеральный конституционный закон О Правительстве Российской Федерации от 17.12.97 г. и Регламент Правительства Российской Федерации (в редакции от 5 октября 2000 г).
В настоящее время в Государственной Думе подготовлен к первому чтению проект федерального конституционного закона "О внесении изменения в статью 36 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации", внесенный в Государственную Думу депутатом Государственной Думы В.В.Гальченко. В пояснительной записке к законопроекту сказано, что принятый закон призван устранить противоречие между Бюджетным кодексом Российской Федерации и упомянутым Федеральным конституционным законом. Дело в том, что в соответствии с Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации" проект федерального бюджета на следующий год и отчет об исполнении федерального бюджета за прошедший финансовый год должны представляться Государственной Думе одновременно. Однако согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год должен быть внесен на рассмотрение Государственной Думы не позднее 15 августа текущего года (ст. 192), а отчет об исполнении федерального бюджета - ежегодно не позднее 1 июня текущего года (ст. 275).
В систему федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, в соответствии с Указом Президента России от 14.08.96 г. О системе федеральных органов исполнительной власти (в редакции указов Президента России от 22.08.96 и от 06.09.96) входят:
министерства Российской Федерации (федеральные министерства);
государственные комитеты Российской Федерации;
федеральные комиссии России;
федеральные службы России;
российские агентства;
федеральные надзоры России;
а также Управление делами Президента Российской Федерации.
Однако в соответствии с Указом Президента Российской Федерации О структуре федеральных органов исполнительной власти от 17.05.2000 г. (в редакции двух последующих указов Президента России) в названную структуру входят:
Правительство Российской Федерации;
федеральные министерства;
государственные комитеты Российской Федерации;
федеральные комиссии России;
федеральные службы;
российские агентства;
федеральные надзоры России;
иные федеральные органы исполнительной власти (Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации, Государственная техническая комиссия при Президенте Российской Федерации, Управление делами Президента Российской Федерации).
Из приведенных перечней видно, что на правовом уровне между системой федеральных органов исполнительной власти и структурой тех же самых органов существует несоответствие.
Другой особенностью этой системы является многообразие видов федеральных органов исполнительной власти (комитеты, службы, агентства, управления, надзоры и т.д.), а также то, что одни органы называются государственными , другие - федеральными , третьи - российскими , четвертые - одновременно федеральными и России .
Третья особенность системы федеральных органов исполнительной власти состоит в том, что наименования ее органов постоянно подвергается изменению в целях их совершенствования , оптимизации или в целях определения рациональной структуры . Некоторые органы за последние семь лет поменяли свои наименования не один раз.
Наряду с двумя вышеназванными указами в настоящее время сохраняют свою силу следующие указы Президента Российской Федерации:
О структуре центральных органов федеральной исполнительной власти от 30.09.92 (в редакции шести последующих указов Президента России);
О структуре федеральных органов исполнительной власти от 10.01.94 г. (в редакции тридцати последующих указов Президента России);
О структуре федеральных органов исполнительной власти от 14.08.96 г. (в редакции тринадцати последующих указов Президента России);
О совершенствовании структуры федеральных органов исполнительной власти от 17.03.97 г. (в редакции трех последующих указов Президента России);
О структуре федеральных органов исполнительной власти от 30.04.98 г. (в редакции пяти последующих указов Президента России);
О структуре федеральных органов исполнительной власти от 22.09.98 г. (в редакции четырех последующих указов Президента России);
О структуре федеральных органов исполнительной власти от 25.05.99 г. (в редакции шести последующих указов Президента России).
Наконец, особенность системы федеральных органов исполнительной власти в России состоит в следующем. В соответствии с Конституцией России исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство (ст. 110), при этом органы исполнительной власти являются самостоятельными (ст. 10), а Председатель Правительства определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу (ст. 113). Однако Президент России, не входя в исполнительную ветвь власти и не возглавляя ее, на основании своих конституционных полномочий, руководит деятельностью почти трети федеральных органов исполнительной власти. В связи с этим обращает на себя внимание следующая тенденция. При отсутствии изменений в Конституции Российской Федерации количество федеральных органов исполнительной власти, подчиняющихся непосредственно Президенту России, постоянно увеличивается, что и показано в следующей таблице.
о структуре федеральных органов исполнительной власти |
|
14.08.96 г. 30.04.98 г. 22.09.98 г. 25.05.99 г. 17.08.99 г. 17.05.2000 г. |
12 13 14 15 15 18 |
Наличие большого количества президентских указов о федеральных органах исполнительной власти свидетельствует о том, что система этих органов не является оптимальной и устойчивой, а потому в перспективе будет совершенствоваться, причем, возможно, на уровне закона.
В ноябре 1997 года Правительство Российской Федерации внесло в Государственную Думу проект федерального закона О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с совершенствованием структуры федеральных органов исполнительной власти , однако в июле 2000 года Совет Государственной Думы принял решение снять этот законопроект с рассмотрения Государственной Думы в связи с отзывом его инициатором.
В декабре 1998 года Правительство Российской Федерации внесло в Государственную Думу проект федерального закона О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (по вопросу о структуре федеральных органов исполнительной власти). Совет Государственной Думы принял решение подготовить данный законопроект к рассмотрению Государственной Думой.