Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2000г. Выпуск 26 Законодательное обеспечение судебно-правовой реформы: состояние и проблемы


Конституционные основы судебной власти

     Конституция Российской Федерации 1993 г. закрепила основные принципы осуществления государственной власти в Российской Федерации на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, тем самым создав прочную правовую базу для дальнейшего развития судебной реформы.
    В соответствии со статьей 118 Конституции РФ исключительное право на осуществление правосудия в Российской Федерации предоставлено судам. Судьи выступают как защитники гарантированных законами и международными договорами прав и свобод граждан, защищают основы конституционного строя, обеспечивают охрану экономических интересов участников гражданского оборота, разрешают споры между другими органами государственной власти. Конституция  также запрещает создание чрезвычайных судов ( статья 118 Конституции РФ).
    В части 2 статьи закреплены четыре формы осуществления судебной власти в виде конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, которые, несмотря на специфику каждой из них, базируются на единых принципах.
    В соответствии со статьей 118 Конституции РФ судебная система России, а также полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов устанавливаются самой Конституцией РФ и федеральными конституционными законами. Вместе с тем, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ могут быть упразднены только путем внесения поправок в Конституцию РФ.
    Конституция РФ закрепляет главное условие существования самостоятельной и авторитетной судебной власти, способной объективно и беспристрастно осуществлять правосудие, - независимость судей, их подчинение только Конституции РФ и федеральному закону. В свою очередь независимость судей обеспечивается их несменяемостью и неприкосновенностью. Ни одна другая ветвь власти не вправе осуществлять контроль за выносимыми судами решениями, вмешиваться в судебную деятельность, подменять суды при рассмотрении входящих в их компетенцию дел. Никто не вправе иначе, чем оговорено федеральными законами, прекратить или приостановить исполнение полномочий судьями, а также никто не может лишить судью свободы или подвергнуть другим мерам принуждения, привлечь к уголовной ответственности без соблюдения особой процедуры, определенной федеральным законом.
    Очевидно, что  опасность утраты правосудием его главного качества - независимости чаще всего исходит от должностных лиц государственных структур в центре и на местах. Поэтому статьей 124 Конституции РФ зафиксирован принцип финансирования судов только из федерального бюджета, гарантирующий нормальное функционирование судов в соответствии с законом.
    Конституция РФ также обеспечивает демократические принципы осуществления судопроизводства на основе свободного доступа граждан к правосудию, открытости (публичности), если иное не оговорено федеральным законом, состязательности  и равноправия сторон (статья 123). Более гуманное и милосердное правосудие получила Россия, возродив институт присяжных заседателей (статья 123 Конституции РФ).
    Кроме того, Конституция РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод, защиту от произвола властей (статья 46) и право на получение квалифицированной юридической помощи (статья 48).
     Конституция РФ стала первым документом, который законодательно закрепил процесс превращения судов Российской Федерации в единую систему судебной власти обновленной России. В ней заложены основные принципы функционирования самостоятельной судебной власти.