АВ 2000г. Выпуск 19 Состояние и перспективы законодательного обеспечения местного самоуправления в Российской Федерации
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Ключевым в сфере местного самоуправления за весеннюю сессию 2000 г. безусловно явился внесенный Президентом РФ законопроект "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Он направлен на совершенствование реализации конституционного принципа, касающегося территориальной основы местного самоуправления, на оптимизацию уровня организации местного самоуправления и государственной власти в целях приближения органов местного самоуправления к населению при решении ими вопросов местного значения. В первом чтении он был принят 31 мая, во втором - 30 июня, в третьем - 7 июля.
После обсуждения данного законопроекта в первом чтении 31 мая поступило более 150 поправок. Часть из них была рекомендована Комитетом по вопросам местного самоуправления, являвшимся ответственным в работе над проектом, к принятию. Так, в первом варианте законопроекта предусматривалось включение в компетенцию органов государственной власти Российской Федерации регулирование особенностей организации местного самоуправления в городах с численностью населения свыше 50 тысяч человек, административных центрах и столицах субъектов Российской Федерации, закрытых военных городках. В законопроекте второго чтения это положение исключено.
В первом варианте законопроекта из перечня территорий муниципальных образований были исключены слова "районов (уездов)" и "другие муниципальные образования". Во втором варианте они восстановлены.
По всему тексту были заменены слова "органы местного самоуправления" на "представительные органы местного самоуправления" и "глава местного самоуправления" - на "глава муниципального образования".
В новом законопроекте более четко сформулированы нормы ответственности за нарушение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и законодательных актов субъектов Российской Федерации. Эти нарушения должны быть устранены в установленный решением суда срок. Определено так же, что строгая ответственность, в частности роспуск ё1представительного органа местного самоуправления и прекращение полномочий главы муниципального образования наступает не просто с принятием незаконного нормативного правового акта, а только тех из них, которые повлекли установленное судом нарушение прав и свобод человека и гражданина или наступление иного вреда.
Представительный орган местного самоуправления не может быть распущен, а глава муниципального образования не может быть отрешен от должности органами государственной власти субъектов РФ, если этими органами предварительно не было внесено предупреждение в письменном виде. При этом определено, что граждане, права и законные интересы которых нарушены в связи с отстранением от должности или роспуском представительного органа местного самоуправления, вправе обжаловать это решение в суде. В предложенном законопроекте содержится также ряд конкретных положений, касающихся процедуры назначения новых выборов главы муниципального образования и представительного органа местного самоуправления.
В ходе обсуждения законопроекта, были приняты также поправки об исключении из процедуры отрешения главы муниципального образования от должностивысшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации, о механизме этой процедуры, о прекращении Президентом РФ полномочий главы муниципального образования по предложению высшего должностного лица субъекта Федерации.
Однако в норму, регулирующую процедуру отрешения главы муниципального образования от должности, были внесены новые поправки на заседании 7 июля. Для рассмотрения дополнительных поправок законопроект был возвращен во второе чтение.
В соответствии с первой поправкой право отрешения глав муниципальных образований от должности предоставляется не только Президенту Российской Федерации, но и высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации, за исключением глав муниципальных образований - столиц и административных центров субъектов Российской Федерации. При этом, такое отрешение осуществляется соответствующим указом или постановлением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и этим же указом или постановлением должны быть назначены новые выборы. Высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации также предоставляется право в случае отрешения им от должности главы муниципального образования назначать временно исполняющего обязанности главы муниципального образования, если иной порядок не установлен уставом муниципального образования.
Вторая поправка предусматривает вступление в силу настоящего Федерального закона со дня его официального опубликования. Одновременно закрепляется положение, согласно которому нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления и глав муниципальных образований, признанные судом противоречащими действующему законодательству, подлежат приведению в соответствие с ними в течение 6 месяцев.
По третьей поправке устанавливается 10-ти дневный срок для обжалования решения о роспуске представительного органа местного самоуправления, отрешения главы муниципального образования от должности.
После принятия этих поправок, закон был возвращен к процедуре третьего чтения и 7 июля принят в целом.