Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2010г. Выпуск 5 Законодательное обеспечение развития альтернативной энергетики: опыт Германии


 2.2.Механизм рыночной реализации альтернативной электроэнергии
    Ценовую разницу, возникшую у сетевых компаний в связи с поступлением в распределительную сеть более дорогой альтернативной электроэнергии, то есть разницу между  ее реальной стоимостью для производителя и средней   рыночной стоимостью электроэнергии в целом, сетевые компании переадресуют федеральным сетевым компаниям (в настоящее время  четыре крупные концерна - E.ON, EnBW, RWE, а также компания Ваттерфаль). Сетевые компании более высокого уровня распределяют эту разницу  между собой в соответствии с теми конкретными объемами электроэнергии, которые они поставляют в своей зоне ответственности конечным потребителям. Тем самым, независимо от региональных различий в сфере выработки электроэнергии на базе ВИЭ (например, в прибрежных регионах с особенно благоприятными условиями для развития ветроэнергетики) обеспечивается  равномерное перераспределение  финансовой нагрузки на все федеральные сетевые энергообеспечивающие предприятия.
     Федеральные сетевые компании обязаны осуществить поставку альтернативной электроэнергии по цене, сформированной с учетом заложенного в ней льготного тарифа производителя, сбытовым организациям, которые непосредственно снабжают электроэнергией конечных потребителей. При этом в ЗВЭ не предусмотрено специальное регулирование продажи электроэнергии сбытовыми компаниями конечному потребителю; законодатель исходит из того, что дополнительные затраты на производство альтернативной электроэнергии учитываются при расчете конечной цены на поставленную электроэнергию и ее фактической оплате потребителем в форме так называемой ценовой надбавки ЗВЭ .
     Заложенная в ЗВЭ компенсация производителям альтернативной электроэнергии  выплачивается энергосбытовыми предприятиям. По предварительным расчетам немецких экспертов, размер этой компенсации составил в 2009 году около 9,5 миллиарда евро. Ее 9%-увеличение  по сравнению с 2008 годом (8,7 миллиарда евро) было обусловлено, прежде всего, значительным приростом мощностей по выработке солнечной энергии.
     Возникающие в этой связи дополнительные затраты, в конечном счете, ведут к повышению общих тарифов на электроэнергию для конечных потребителей по сравнению с тарифами на электроэнергию из традиционных возобновляемых источников. По данным Федерального министерства по вопросам охраны окружающей среды, возникающая в этой связи ценовая   разница в 2008 и 2009 годах держалась на уровне 4,6 миллиарда евро, что вызвало дополнительное увеличение потребительского тарифа в среднем на 1,1 цента (примерно 5%) за 1 кВт/ч электроэнергии.
     Однако на практике этого не происходит, поскольку предприятия, потребляющие большие объемы электроэнергии, например, железные дороги, пользуются  существенными льготами: для них ЗВЭ ограничил увеличения потребительского тарифа на альтернативную электроэнергию максимально до 0.05 цента за 1 кВт/ч. Без этой льготы размер потребительского тарифа для непривилегированных потребителей был бы на 16% ниже. За поставленную альтернативную электроэнергию энергосбытовые компании, как правило,  выставляют потребителями  отдельный счет.
     Начиная с 2010 года, этот механизм рыночной реализации альтернативной электроэнергии - в соответствии с распоряжением федерального правительства от 17 июля 2009 года О механизме ценового выравнивания - изменился в том отношении, что федеральные сетевые компании получили право самостоятельно продавать электроэнергию конечному потребителю, минуя сбытовые организации, которые, в свою очередь, более не обязаны осуществлять отбор альтернативной электроэнергии у федеральных сетевиков. При этом сама продажа должна проходить теперь на спотовых рынках электрических бирж, приобретая, таким образом,  более прозрачный и не дискриминационный характер.   
     Распоряжение также предписывает федеральным сетевым компаниям ежемесячно помещать на своих Интернет-страницах данные о собственных расходах и доходах в связи с реализацией альтернативного электричества, о методике, используемой при расчете величины ценовой надбавки ЗВЭ , а также прогнозы относительно изменения ценовой надбавки на следующий год.
    Распоряжение пересмотрело далее положение о льготных тарифах на   альтернативное электричество для предприятий, потребляющих его в больших количествах, в частности, для железнодорожного транспорта: для них установлена единая льготная ценовая надбавка в размере 0,05 цента за 1 кВт/ч - это примерно 1/40 от надбавки для непривилегированных потребителей, которая на 2010 год установлена на уровне 2,047 цента за 1 кВт/час.