АВ 2010г. Выпуск 5 Законодательное обеспечение развития альтернативной энергетики: опыт Германии
2.1.Приниципиальные положения ЗВЭ
Наиболее принципиальные положения ЗВЭ можно сформулировать в следующих пунктах:
1.ЗВЭ предоставляет хозяйствующему субъекту - владельцу установки по выработке электроэнергии на базе ВИЭ право на ее незамедлительное и первоочередное подключение к электросети ближайшей распределительной сетевой компании. При этом распределительная компания должна не только подключить установку, но и незамедлительно, в первоочередном порядке и независимо от собственных потребностей обеспечить принятие и последующую передачу распределительной компании более высокого уровня всего объема альтернативной электроэнергии, предложенной производителем ( 2 ЗВЭ).
Для выполнения этого требования сетевые компании обязаны иметь достаточные распределительные мощности. С другой стороны, производитель, в свою очередь, обязан предоставить распределительной компании всю выработанную им альтернативную электроэнергию - за исключением тех случаев, когда он сам выступает в качестве ее потребителя.
2.ЗВЭ далее предоставляет производителю альтернативной электроэнергии право на ее безусловную оплату сетевой компанией по, как минимум, законодательно установленным льготным, то есть более высоким ценам, которые собственно и делают производство альтернативной энергии экономически оправданным. Речь идет о фиксированной ценовой надбавки на каждый киловатт поставленной в распределительную сеть альтернативной электроэнергии. Ее величина зависит от того, какой источник возобновляемой энергии используется при выработке тока, и определяется на базе реальных затрат производителя.
3.Право на оплату альтернативной электроэнергии по льготной повышенной цене в соответствии с ЗВЭ возникает с момента введения установки по ее производству в эксплуатацию и действует в течение 20-летнего периода (применительно к крупным гидроэлектростанциям мощностью свыше 5 мегаватт - в течение 15 лет). При этом размер льготной наценки ежегодно пересматривается в сторону ее уменьшения по принципу дегрессии - в настоящее время, как правило, от 1 до 1,5 процента наценки. По мнению законодателей, такая норма должна создать для производителя альтернативной электроэнергии стимул для снижения ее себестоимости.
Законодательно оформленная гарантия на льготную продажную цену в течение двадцатилетнего периода рассматривается как мера, призванная обеспечить производителю возобновляемой энергии уверенность в возврате инвестированных средств.
Следует подчеркнуть, что все выше перечисленные права производителя альтернативной энергии по отношению к сетевой компании являются законодательно оформленными нормами, исполнение которых не может быть поставлено сетевой компанией в зависимость от того, имеется ли у нее какие-либо иные договорные отношения с владельцем установки или нет: без согласия последнего сетевая компания не имеет права уклониться от выполнения положений Закона в ущерб интересам производителя.