Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2009г. Выпуск 20 Приоритетные направления совершенствования законодательства в области развития малого и среднего предпринимательства

ВВЕДЕНИЕ

          В своем ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 12 ноября 2009 года Президент Российской Федерации Д.А.Медведев поставил задачу всесторонней модернизации и технологического обновления всей производственной сферы страны, создания умной экономики .  Одно из приоритетных направлений ее решения - создание благоприятных экономических, социальных и законодательных условий устойчивого роста российского малого и среднего бизнеса, в целом стимулирование предпринимательской активности населения как ключевых факторов динамичного развития и высокой конкурентоспособности любой национальной экономики.
          Еще большую актуальность эта задача приобретает в условиях финансово-экономической нестабильности. Мировая практика показывает, что одним из наиболее эффективных механизмов посткризисного восстановления  является поддержка  малых и средних форм хозяйствования: они обладают высокой мобильностью и гибко реагируют на любые изменения рыночной среды, что позволяет им своевременно заполнять перспективные ниши производства новых товаров и услуг, осуществлять внедрение инноваций.  
          Предприятия малого и среднего бизнеса проявляют высокую степень выживаемости и способности к воспроизводству даже в экономически неблагоприятных ситуациях. Оперативно создавая дополнительные рабочие места, они выполняют важную социальную функцию - сокращают безработицу и снижают социальную напряженность, а также расширяют потребительский сектор. Малый и средний бизнес активно участвует в процессе формирования среднего класса, который является одним из важнейших факторов внутриполитической стабильности современного государства. И, не в последнюю очередь, успешное развитие малого и среднего предпринимательства - это гарантия устойчивого наращивания налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, прежде всего, в региональные и местные бюджеты. В том числе и поэтому в  экономически развитых странах малый и средний бизнес определен в качестве особого объекта законодательного регулирования, благодаря чему доля малых и средних предприятий в ВВП этих стран достигает 70-80%.
         За последние 2-3 года вопросы развития малого и среднего предпринимательства постепенно выдвигаются в разряд приоритетных в деятельности российских органов государственной власти. О необходимости его всемерной поддержки неоднократно было заявлено на самом высоком политическом уровне.  Если говорить о мерах законодательного характера, то знаменательным событием в этом отношении стало принятие Федерального закона О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации ( 209-ФЗ от 24 июля 2007 года). Закон, в частности, дал определения таким понятиям, как субъекты малого и среднего предпринимательства , инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства ,   программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства , а также сформулировал виды и формы их поддержки. Для снятия излишних административных барьеров и ограничения  необоснованных проверок субъектов малого и среднего предпринимательства был принят Федеральный закон О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля ( 294-ФЗ от 26 декабря 2008 года).
     Принятие Федерального закона Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации предоставило субъектам малого и среднего предпринимательства возможность выкупить указанное имущество при условии соответствия критерию добросовестности. Федеральный Закон О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности  ( 217-ФЗ от 2 августа 2009 года) направлен на содействие инновационному развитию российской экономики и предусматривает отмену ограничений для бюджетных учреждений науки и высшего образования по созданию хозяйственных обществ для последующей коммерциализации научных разработок.
         В течение 2008-2009 гг. были принят ряд мер по ослаблению налоговой нагрузки на малый и средний бизнес. С 2009 года с 24 до 20 процентов снижена ставка налога на прибыль компаний, а субъектам Российской Федерации предоставлено право установления дифференцированной ставки налога по упрощенной системе налогообложения (от 5 до 15 процентов в зависимости от вида деятельности налогоплательщика). Кроме того, снижена стоимость подключения субъектов малого предпринимательства к энергетическим сетям. Государство также приняло меры по стимулированию производства на малых и средних предприятиях через систему государственных заказов. Для этого предполагается увеличить общий объем госзаказов, размещаемых у субъектов малого предпринимательства, с 400 до 800 миллиардов рублей, а также   отменить порог максимальной стоимости контракта на госзакупки у малого бизнеса. Ранее он составлял 3 миллиона рублей на поставку товаров и 2 миллиона рублей на оказание услуг. Теперь максимальная цена контракта будет определяться Правительством РФ. Предпринимаются усилия по постепенному переходу к проведению электронных торгов через соответствующие площадки.
          В сложных экономических условиях в 2009 году по линии Внешэкономбанка для финансирования программ кредитования малого бизнеса выделено 30 миллиардов рублей, а общий объем средств, выделенных в 2009 году из федерального бюджета на государственную поддержку малого предпринимательства, составил 10,5 миллиардов рублей.
         Однако, несмотря на активизацию усилий федеральных органов государственной власти в области поддержки малого и среднего предпринимательства, доля малых предприятий в ВВП России по-прежнему не превышает 15%. Действующее законодательство Российской Федерации в области регулирования и поддержки малого и среднего предпринимательства пока еще не обеспечивает эффективное решение ряда серьезных проблем, препятствующих успешному развитию данного сектора российской экономики и достижению заявленной политическим руководством страны цели по обеспечению к 2020 году вклада малого бизнеса в ВВП России на уровне  60%.

*********

     5 ноября 2009 года в Государственной Думе по инициативе Комитета Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству и Комитета Государственной Думы по собственности прошли парламентские слушания на тему Приоритетные направления совершенствования законодательства в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации , в которых приняли участие депутаты Государственной Думы, представители Министерства экономического развития, субъектов РФ, общественных организаций, экономисты, предприниматели. В ходе состоявшегося обстоятельного обмена мнениями участники слушаний предметно проанализировали текущие состоящие дел в сфере государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. Среди факторов, в наибольшей степени сдерживающих эффективное развитие предпринимательской деятельности в Российской Федерации, были названы:
    1.      Избыточное количество административных барьеров. По экспертным данным, расходы субъектов малого и среднего предпринимательства, связанные с преодолением административных барьеров, по-прежнему остаются на высоком уровне и достигают 10% выручки от реализации, в то время как в Германии указанные расходы не превышают 3,5% прибыли предприятия. В частности, значительные средства затрачиваются субъектами малого и среднего предпринимательства на прохождение длительной и дорогостоящей процедуры обязательной сертификации производимых товаров, которые не создают угрозу жизни, здоровью и благополучию потребителей.
    2.    Так называемые неналоговые платежи , составляющие весомую долю в структуре затрат субъектов малого и среднего предпринимательства занимают, взимаемые многочисленными контролирующими и надзорными органами, государственными и муниципальными учреждениями за выдачу различных разрешений и справок.
    3.   Сохраняющееся значительное количество фактов необоснованных проверок субъектов малого и среднего предпринимательства органами внутренних дел - несмотря на законодательное исключение внепроцессуальных прав сотрудников правоохранительных органов при проведении проверок субъектов предпринимательской деятельности.
    4.   Коррупционные барьеры. По экспертным данным, в большинстве случаев участие малых и средних предпринимателей в коррупционных отношениях обусловлено не стремлением к получению ими незаконных преференций или уклонению от правомерно налагаемых санкций, а необходимостью реализации своих законных прав.
    5.  Преступные посягательства на малые и средние предприятия (рейдерство, недружественные слияния и поглощения), которые наносят огромный ущерб развитию предпринимательской активности населения и, таким образом, препятствуют устойчивому развитию малого и среднего предпринимательства в России.
    6.  Сохранющиеся проблемы в сфере имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также в области регулирования арендных отношений указанных субъектов с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.  В частности, отсутствие законодательного закрепления  четкого механизма расчета цены аренды государственного и муниципального имущества приводит к необоснованному завышению размера арендной платы, взимаемой с  субъектов малого и среднего предпринимательства за пользование указанным имуществом.
    7.   Отсутствие конкурентной среды на рынке сбыта электроэнергии, порождающее соответствующую отраслевую монополию и обусловливающее отсутствие широкого доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к электрическим сетям
    8.      Сохраняющаяся чрезмерная налоговая нагрузка на субъекты малого и среднего предпринимательства - несмотря на ряд принятых федеральными органами государственной власти серьезных мер в сфере налогообложения.          
     9. Низкий уровень доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам. В условиях падения объема продаж и острого дефицита оборотных средств невозможность получения недорогих заемных ресурсов для стабилизации финансового положения фактически ставит значительное количество субъектов малого и среднего предпринимательства на грань выживания.
    10.   Несоблюдение требований законодательства о доле государственного и муниципального заказа, размещаемой у субъектов малого предпринимательства.
    11.    Отсутствия системного законодательства в области стимулирования и поддержки  малого и среднего инновационного предпринимательства и, как следствие, крайне невысокий уровень развития данного сектора российской экономики. Так, показатели изобретательской активности в Российской Федерации более чем в 10 раз уступают аналогичным показателям КНР, а доля вовлечения российских объектов интеллектуальной собственности в гражданский оборот составляет менее 3%.
          По итогам Парламентских слушаний их участники приняли конкретные рекомендации, адресованные федеральным и региональным органам законодательной и исполнительной власти, представителям российских деловых кругов, организациям инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства. Практическая реализация указанных рекомендаций будет способствовать консолидации усилий всех заинтересованных сторон по совершенствованию законодательного регулирования развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации в целях стимулирования предпринимательской деятельности населения и повышения эффективности защиты прав субъектов малого и среднего предпринимательства.


(пробел  шрифт 11)