Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2009г. Выпуск 16 Приоритетные национальные проекты. Ход реализации в регионах (Самарская область)

1. ВВЕДЕНИЕ

     Важнейшей целью государственной политики является  существенное повышение качества жизни  российских граждан. На реализацию этой цели направлены планы стратегической модернизации нашей страны, предусматривающие переход на инновационный путь развития во всех жизненно-важных народно-хозяйственных сферах. В свою очередь, столь амбициозные планы не осуществить без серьезных инвестиций в человека, без создания комфортных  социально-экономических условий, стимулов и возможностей для активного участия в труде на благо построения будущего России.  
     Статья 2 Конституции Российской Федерации в качестве высшей ценности провозглашает человека, его права и свободы. Там же государству вменено в обязанность признавать, соблюдать и защищать эти ценности. Среди них - право на охрану здоровья, право на образование и право на жилище (Статьи 40, 41 и 43 Конституции).
     К сожалению, еще сравнительно недавно эта бесспорная декларация была достаточно далека от своего практического воплощения.
     Общество потрясала  дезинтеграция государственных институтов,  экономические неурядицы приобрели системный характер, издержки приватизации в сочетании с политическими спекуляциями на естественном стремлении людей к демократии, серьезные просчеты при проведении экономических и социальных реформ привели к тому, что  последнее десятилетие XX века стало для нашей страны периодом государственной деградации  и социального упадка. За чертой бедности оказалась фактически треть населения. Массовым явлением стали многомесячные задержки с выплатой пенсий, пособий, заработных плат. Люди были напуганы дефолтом, потерей в одночасье своих сбережений. Не верили уже и в то, что государство сможет исполнять даже минимальные социальные обязательства.
    Такова была ситуация, в  которой в 2000 году руководству государства пришлось одновременно и решать острейшие каждодневные проблемы, и работать на то, чтобы заложить новые - долгосрочные - тенденции роста.
     Первоочередное внимание было уделено наведению порядка в органах власти. Это был самый первый этап государственной модернизации. Соединение ресурсов федеральной, региональных и местных властей было крайне необходимо  для решения всего комплекса  сложных задач.
    Разобрав завалы проблем , добившись первых положительных результатов, страна подошла к возможности развития высокими темпами, к возможности решения масштабных, общенациональных задач (Послание Президента России Федеральному Собранию, 2003 год).
    Успехи страны, достигнутую макроэкономическую стабильность нужно было теперь  обратить  к людям, чтобы цифры экономического роста перестали быть абстрактными еще для очень многих граждан России.
     5 сентября 2005 года Президент В.В.Путин, выступая перед членами Правительства, руководством Федерального Собрания и членами президиума Государственного совета, сказал:
     Сегодняшние возможности России вполне позволяют добиться более ощутимых результатов повышения благосостояния народа России. Добиться, не нарушая баланса основных экономических показателей и не допуская всплеска инфляции. И потому уже открывающиеся в российской экономике возможности не должны быть нами упущены.
    Сегодня хотел бы особо остановиться на практических шагах в реализации приоритетных национальных проектов в таких областях, как здравоохранение, образование, жилье.
    Во-первых, именно эти сферы определяют качество жизни людей и социальное самочувствие общества. И, во-вторых, в конечном счете, решение именно этих вопросов прямо влияет на демографическую ситуацию в стране и, что крайне важно, создает необходимые стартовые условия для развития так называемого человеческого капитала .