Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2009г. Выпуск 16 Приоритетные национальные проекты. Ход реализации в регионах (Самарская область)


4. ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА ОБРАЗОВАНИЕ (2009-2012 ГОДЫ)

     Приоритетный национальный проект Образование включает направления: Поддержка и развитие лучших образцов отечественного образования , Внедрение современных образовательных технологий , Создание национальных университетов и бизнес-школ мирового уровня , Повышение уровня воспитательной работы в школах и Развитие системы профессиональной подготовки в армии .
    По направлению Поддержка и развитие лучших образцов отечественного образования основными блоками мероприятий являются: стимулирование вузов и общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы; государственная поддержка талантливой молодежи; поощрение лучших учителей.
    Приоритетный национальный проект Образование реализуется с  2006 года. На реализацию проекта в 2006-2008 годах из федерального бюджета выделено более 123,5 млрд. рублей (в том числе в 2006 году -29,28 млрд. рублей, в 2007 году - 48,88 млрд. рублей в 2008 году - 45,36 млрд. рублей).
     За время реализации проекта оказана государственная поддержка 57 вузам, 9 тыс. школ, 246 учреждениям НПО и СПО, внедряющим инновационные образовательные программы. Созданы два федеральных университета и две бизнес-школы, свыше 52 тыс. общеобразовательных учреждений обеспечены доступом к сети Интернет (с оплатой трафика в течение двух лет с момента подключения) и оснащены лицензионным программным обеспечением. Получают ежемесячные поощрения за классное руководство не менее 800 тыс. педагогов. Получили поощрения 30 тыс. лучших учителей и более 16 тыс. представителей талантливой молодежи. В общеобразовательные учреждения - ресурсные и методические центры поставлено 54,8 тыс. комплектов учебного и учебно-наглядного оборудования (из них 24,8 тыс. комплектов за счет средств федерального бюджета), 9,8 тыс. автобусов для общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности (из них 4,8 тыс. автобусов за счет средств федерального бюджета). В 31 регионе реализуются комплексные проекты модернизации образования, за время реализации которых в  общеобразовательных учреждениях введено нормативное подушевое финансирование, осуществлен переход на новые системы оплаты труда, финансово-хозяйственную самостоятельность, созданы механизмы государственно-общественного управления образовательными учреждениями. В 14 регионах реализуются проекты, направленные на совершенствование системы школьного питания.
     В результате улучшились условия обучения более чем в 15 тысячах школ (около 6 млн. учащихся), выросла доля учителей (около 45%), хорошо владеющих навыками работы с компьютерными программами, увеличилась на 10% доля студентов, участвующих в научной работе; в 2 раза возросли объемы выполнения вузами НИОКР за счет внебюджетных средств,  активизировалась деятельность субъектов Российской Федерации и местных органов власти по развитию образования, отработаны эффективные организационно-финансовые и проектные механизмы управления, разработана современная модель образования.
    Это создало базу для дальнейшей реализации проекта в 2009-2012 годах, целью которого является формирование в системе образования устойчивых механизмов интенсивного социального развития, становления и развития экономики знаний, обновления кадрового потенциала.
    На 2009-2012 годы определены следующие основные направлении реализации проекта:
1.Модернизация институтов образования как инструментов социального развития.
2. Развитие инновационного характера базового образования как основы становления экономики знаний.
3.Создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров.
    На реализацию проекта в  2009-2012 годах в федеральном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов предусмотрено 73,8 млрд. рублей (в том числе в 2009 году - 31,8 млрд. рублей, в 2010 году - 21,0 млрд. рублей, в 2011 году - 21,0 млрд. рублей).
     Целевые показатели Проекта до 2012 года:
    Повышение качества и доступности образования для всех категорий граждан:
    - прирост не менее чем на 20% доли граждан, удовлетворенных условиями предоставления и результатами полученного образования;
    - увеличение на 50% доли учащихся основных и старших школ, обучающихся в современных условиях (до 90%);
    - увеличение в 2 раза доли граждан, ежегодно повышающих квалификацию (до среднеевропейского уровня 40%);
    - предоставление всем детям-инвалидам широких возможностей получения качественного образования.
    Во всех субъектах Российской Федерации:
     - отработка эффективных моделей дошкольного образования;
    - переход к современным технологиям организации школьного питания;
    - развитие систем дистанционного образования, использование современных информационных технологий и образовательных ресурсов;
    - комплексное применение эффективных организационно-финансовых механизмов развития образования.