Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2009г. Выпуск 5 Экономическая политика России в условиях мирового экономического кризиса


Внешнеэкономическая политика

     
     Принятая Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации, активно обсуждаемая ранее на различных экономических и политических площадках, в том числе и в ходе выступления 6 апреля 2009 года Председателя Правительства РФ В.В. Путина в Государственной Думе, вполне обоснованно (хотя следует отметить, со значительным опозданием, лет почти на двадцать и даже более того) формулирует три основные проблемы экономики России (и ранее, очевидно, экономики СССР и Российской империи) - высокую зависимость от экспорта природных ресурсов , недостаточную конкурентоспособность несырьевых секторов экономики и недостаточную развитость финансового сектора, банков , которые предполагается решать посредством реализации ряда также обоснованных приоритетов среднесрочной (стратегической) и краткосрочной (антикризисной) экономической политики.
     Следует отметить, что, несмотря на актуальное значение каждой из указанных проблем в отдельности, их совокупность сводится, тем не менее, к одной единственной крупной и фундаментальной - к проблеме чрезмерного доминирования в экономике России и, соответственно, в экономической политике России внешних факторов развития над внутренними факторами развития и, в конечном счете, к проблеме чрезмерной внешней зависимости реального и финансового (банковского, фондового, кредитного и валютного) секторов экономики, и, в силу этого, чрезмерной внешней зависимости государственного бюджета и платежного баланса страны. Такая зависимость приобретает особо опасный для экономики России характер при сохранении сложившей ранее (в период оживления с 2003 по 2007 годы текущего мирового экономического цикла с 1998 по 2032 годы) ситуации, которая характеризуется доминированием финансового сектора над реальным сектором экономики, а также спекулятивных и монополистических тенденций, что означает, что эта зависимость представляет собой внешнюю, преимущественно, финансовую и спекулятивную зависимость.
     Поэтому внутренняя и внешняя экономическая политика России в рамках переходного с 2007 по 2011 годы периода этого цикла и должна быть направлена на кардинальное и системное изменение этой ситуации - как ключевого условия последующего вхождения экономики России в период подъема с 2011 по 2015 годы текущего мирового экономического цикла.
    В конечном счете, и это следует подчеркнуть особо, вышеуказанные проблемы являются всего лишь частью более общей и остающейся до сих пор актуальной проблемы, а именно, проблемы (очевидно, относительной) зависимости экономики России (как и ранее, с теми или иными поправками - экономики СССР и Российской империи) от экономики других, более развитых стран (главным образом, США и стран Западной Европы, а также интенсивно развивающихся в последнее время стран Юго-Восточной Азии, прежде всего, Китая), которая, в случае ее сохранения, может перейти (и, возможно, уже начинает переходить) во внешнюю культурную и социальную, политическую и геополитическую зависимость, представляющую собой реальную угрозу для государственной самостоятельности и целостности России.
     Тем не менее, следует учитывать, что в Программе антикризисных мер формулируются не только внешние, но и внутренние угрозы, также имеющие реальный характер - как бы не иронизировали по этому поводу некоторые эксперты и политические деятели, также скептически относящиеся к аналогичным и, следует отметить, весьма успешно реализованным угрозам 80-х - 90-х годов прошлого века в СССР и ранее - в начале прошлого века - в Российской империи, которые в целом составили исходные, хотя и временно дезавуированные, условия для повторного их проявления в современной России. Поэтому для предотвращения реализации этих новых - старых угроз, связанных, в частности, с планами НАТО, подтвержденными на последнем саммите 4 апреля 2009 года, по дальнейшему продвижению на Восток , прежде всего, в отношении Украины и Грузии, необходим именно долгосрочный и сверхдолгосрочный подход к формированию экономического и социального развития России.
     Это означает, что основным недостатком Программы антикризисных мер, составляющим исходную основу критического к ней отношения, является применяемый в ней абсолютно неконструктивный (при относительно конструктивном характере ее положений), а именно, нециклический и, в силу этого, предельно краткосрочный подход к функционированию экономики, преодоление которого предполагает проведение не антикризисной , а именно проциклической внутренней и внешней экономической политики, учитывающей и мировые, и региональные геополитические и цивилизационные тенденции развития.
    Предельно утрируя, сложившуюся в настоящее время ситуацию в экономике России можно, рассматривать как некоторую аналогию биржевых торгов с фондовыми и валютными ценностями , которые происходят, в действительности, в рамках более или менее жесткого противостояния двух основных, сформировавшихся к настоящему времени в России концепций экономической политики и отражающихся, в конечном счете, на состоянии не только государственного бюджета, но и платежного баланса страны, а именно, концепции кризиса и концепции переходного периода . Так, в рамках такой аналогии, медведи , придерживаясь концепции кризиса , играют на понижение курсов национальных ценных бумаг (прежде всего, реального сектора экономики) и национальной валюты , то есть на понижение значения внутренних и, одновременно, на повышение значения внешних факторов экономического развития и, как следствие этого, на формирование пассивного (с отрицательным сальдо) платежного баланса страны. Напротив, быки , придерживаясь концепции переходного периода , играют на повышение курсов национальных ценных бумаг (прежде всего, реального сектора экономики) и национальной валюты , то есть на повышение значения внутренних и, одновременно, на понижение значения внешних факторов экономического развития и, как следствие этого, на формирование активного (с положительным сальдо) платежного баланса страны.
     При всей условности такой аналогии, реальная опасность для России состоит в односторонней и упрощенной теоретической трактовке и прикладном применении этих проблем, исключение которой требует четкого разделения функций и значений для экономики любых стран, прежде всего, для экономики России, внешних и внутренних факторов экономического развития и, в силу этого, функций и значений внешней и внутренней экономической политики.
     В действительности, проблема внешней зависимости является одной из фундаментальных проблем экономической теории и практики управления, значение которой не снижалось в течение всего мирового экономического процесса, начиная с формирования предельно малых экономических систем, и продолжает, несмотря на нарастающие масштабы глобализации этих процессов, оставаться (отчасти, и благодаря этим процессам) актуальной до сих пор, в условиях крупных экономических систем, прежде всего, крупных стран (в частности, США и России). Эта проблема состоит в выявлении основных - внутренних или внешних факторов (источников и движущих сил) экономического развития этих систем, прежде всего, крупных стран в рамках мировых экономических циклов, то есть в определении степени зависимости темпов их роста и спада от внутренних или внешних факторов экономического развития, исходя из которой и проводится их внутренняя и внешняя экономическая политика.
     Так, в соответствии с одним подходом ( концепцией кризиса ), развитие экономики страны происходит (должно происходить в России) преимущественно на основе внешних факторов экономического развития, внешнего (ориентированного на экспортно-импортные операции) сектора экономики, прежде всего, иностранного капитала (импорта капиталов, товаров и услуг). Это означает, что соответствующая такому подходу экономическая политика (политика медведей ) исходит из констатации невозможности (по одним, более или менее обоснованным, причинам) использования в целях развития экономики страны внутренних факторов экономического развития, то есть внутреннего сектора экономики и, прежде всего, национального капитала.
     Напротив, в соответствии с другим подходом ( концепцией переходного периода ), развитие экономики страны происходит (должно происходить в России) преимущественно на основе внутренних факторов экономического развития, внутреннего (не ориентированного на экспортно-импортные операции) сектора экономики, прежде всего, национального капитала. Это означает, что соответствующая такому подходу экономическая политика (политика быков ) исходит из констатации невозможности (по другим, также более или менее обоснованным, причинам) использования в целях развития экономики страны внешних факторов экономического развития, то есть внешнего сектора экономики и, прежде всего, иностранного капитала.
     Тем не менее, ориентация в экономической политике на один из этих вариантов экономического развития имеет предельно жесткий характер, реализуемый в исключительных случаях, и, более того, означает блокирование механизма развития экономики страны (что является особо характерным для экономики России) в рамках мировых экономических циклов, которое происходит в результате чрезмерного или чрезмерно длительного доминирования в экономике внутренних или внешних факторов экономического развития, внутреннего или внешнего секторов экономики, национального или иностранного капиталов.
     Поэтому оба варианта экономической политики являются, в случае их одностороннего и упрощенного применения (особенно, в России) ошибочными, поскольку исключают возможности решений актуальных для текущего переходного с 2007 по 2011 годы периода задач, состоящих в ликвидации и внутренних (национальных), и внешних (иностранных) монополистических и спекулятивных тенденций, в снижении уровней внутренней (межрегиональной) и внешней (межстрановой) дифференциации значений экономических параметров.
     Это означает, что развитие экономики страны (в частности, экономики России) в рамках мировых экономических циклов должно осуществляться именно на основе оптимального (требующего определения и являющегося некоторым компромиссом между медведями и быками ) сочетания внутренних и внешних факторов экономического развития, внутреннего и внешнего секторов экономики, национального и иностранного капиталов, а также импорта и экспорта товаров (услуг). Иначе говоря, приведение в действие механизма такого развития (что является особенно актуальным для России) связано со снижением в структуре экономики страны значения одних (в условиях России - внешних) и с увеличением значения других (в условиях России - внутренних) факторов экономического развития, секторов экономики и капиталов, то есть с изменением сложившихся между ними пропорций и формированием такой структуры экономики, которая обеспечивает эквивалентную интеграцию ее секторов, отраслей и предприятий в мировую экономику и, более того, их адекватное включение в нормативные ритмы и режимы мировых экономических циклов.
     Именно реализация этих условий определяет соответствие темпов развития, то есть роста и спада экономики страны логике мировых экономических циклов, а также является необходимой для эффективной (недискриминационной) конкуренции ее секторов, отраслей и предприятий на внутренних и внешних рынках, придания им проциклической гибкости, необходимой, в частности, для решения вышеуказанных фундаментальных задач текущего переходного периода.
     Из этого следует, что отсутствие эффективной структуры экономики страны (в частности, отсутствие существенных усилий по созданию такой структуры экономики России) означает, что внешняя торговля, то есть взаимодействие между странами, включая экспорт и импорт капиталов и товаров (услуг), неизбежно ведет к ухудшению состояний экономики страны, ее секторов, отраслей и предприятий, а также к негативной деформации пропорций между ними, которые происходят в двух основных случаях: либо при ослаблении иностранной конкуренции на внутренних рынках, либо при усилении иностранной конкуренции на внутренних рынках.
     Так, ослабление иностранной конкуренции на внутренних рынках (в частности, России) означает (и будет означать при предельно жестком проведении политики быков ) усиление, в лучшем случае - в краткосрочном периоде, внутреннего, а именно, национального влияния и внутренней (экономической, социальной и политической) зависимости, выражающееся, как правило, в доминировании национального капитала, которое, при чрезмерном или чрезмерно длительном понижении доли и значения в экономике страны иностранного капитала, неизбежно ведет (и приведет в России) к установлению национальных монополий и сопутствующих им негативных явлений, то есть преимущественно национальных монопольных цен, издержек производства и прибыли.
     Напротив, усиление иностранной конкуренции на внутренних рынках (в частности, России) означает (будет означать при предельно жестком проведении политики медведей ) усиление, в лучшем случае - в краткосрочном периоде, внешнего, а именно, иностранного влияния и внешней (экономической, социальной и политической) зависимости, выражающееся, как правило, в доминировании иностранного капитала, которое, при чрезмерном или чрезмерно длительном понижении доли и значения в экономике страны национального капитала, также неизбежно ведет (и приведет в России) к установлению иностранных монополий и сопутствующих им негативных явлений, преимущественно иностранных монопольных цен, издержек производства и прибыли.
     Если такая ситуация (как и усиление спекулятивных тенденций) является допустимой (и даже необходимой) в определенных пределах в периоды оживления мировых экономических циклов, в частности, в период с 2003 по 2007 годы, то в контексте текущего переходного периода с 2007 по 2011 годы, то есть в условиях функциональной необходимости разрушения и национальных, и иностранных монополий (соответствующих монопольных цен, издержек производства и прибылей), ни один из этих вариантов экономической политики не является приемлемым и поэтому подлежит консервации.
    При формировании оптимальной структуры экономики страны следует принимать во внимание, что, в отличие от малых стран, целевой задачей внутренней и внешней экономической политики крупных стран (особенно, России - как не только территориально крупной, но и отличающейся предельной региональной, а именно, природно-климатической, социальной и экономической дифференциацией страны) является установление и непрерывное воспроизводство достаточно высокого и приемлемого (в целях реализации ее национальных интересов) уровня экономической и, в конечном счете, государственной, то есть политической независимости. Это означает, что экономика таких стран (являются ли это Россия, США или Китай) должна выстраиваться (и, так или иначе, объективно выстраивается или проявляет тенденцию к выстраиванию - независимо от применения того или иного предельного варианта экономической политики, в частности, политики медведей или быков ) как преимущественно самодостаточная и, более того, преимущественно трансэтническая и трансрелигиозная (особенно, в условиях России) система.
     В силу этого, основным признаком такой самодостаточности и является проявляемая данной системой более или менее жесткую тенденция к формированию и воспроизводству относительно (и, как правило, расширяющегося) закрытого и контролируемого (посредством рыночных и/или нерыночных форм экономических отношений, в том числе прав собственности на внутренние ресурсы, капиталы и доходы, то есть на национальное богатство в целом) экономического и геополитического состояния, которое и является, в свою очередь, ключевым условием проведения самостоятельной, а именно, проциклической внутренней и внешней экономической политики. Поэтому отсутствие (невозможность достижения или воспроизводства) такого состояния и контроля, наличие неустойчивости или неопределенности геополитического статуса, неустойчивости и слабости внутренних рынков и национального капитала, и является основной причиной низкой конкурентоспособности крупных, но при этом менее развитых стран (в частности, России) на мировых рынках, что и является основной причиной проявления в таких странах тенденции к установлению предельной их замкнутости в отношении внешних факторов экономического развития, то есть внешних рынков и иностранных капиталов (товаров и услуг).
     При всей очевидности, на первый взгляд, указанных положений, прежде всего, положения о необходимости экономической и государственной (политической) независимости (которое является неоспоримым в России), установление и воспроизводство реальной независимости представляет собой, в действительности, исключительно сложную задачу, решение которой (вне зависимости от декларируемых намерений) требует не только значительных национальных усилий, в том числе затрат, но и достаточно длительного периода времени. Это означает, что развитие экономики любых стран, которое происходит в рамках мировых экономических циклов (с той или иной степенью их включенности в нормативные ритмы и режимы данных циклов), то есть в условиях периодической смены состояний их роста и спада, неизбежно ведет к также периодическому или непериодическому (произвольному) проявлению национальной, в том числе геополитической активности (переходящей в ряде случаев в прямую - военную агрессию) к экономической автономности, которая и оформляется в определенном типе национального государства (как, собственно, исходного условия возникновения и воспроизводства любой страны и ее экономики).
     Это также означает, что развитие экономики любой страны (как и экономики России, так и других стран, в частности, США и стран Евросоюза) происходит также на основе периодического (циклического) или непериодического (нециклического) расширения или сужения, то есть колебаний в рамках мировых экономических циклов, главным образом, в рамках отдельных его периодов, масштабов и интенсивности действия рыночных и нерыночных форм экономических отношений, в том числе прав собственности на внутренние ресурсы, капиталы и доходы, на национальное богатство в целом, а также колебаний соответствующих - рыночных и нерыночных направлений внутренней и внешней экономической политики. Эти колебания направлены, в действительности, несмотря на декларируемые (в большинстве стран, включая и Россию) цели по приоритетному развитию рыночных отношений и прав собственности, на решение главной задачи - установления и воспроизводства экономической и государственной (политической) независимости страны (что и происходит в этих странах в условиях современного мирового экономического кризиса , проявляясь в виде (практически вечной , то есть периодически воспроизводимой) проблемы протекционизм - свобода торговли - как базового предмета обсуждения на последних двух саммитах G20 в ноябре 2008 и апреле 2009 годов).
    Более того, от реализации вышеуказанных условий, возможности для которой являются, в действительности, весьма различными у тех или иных стран (в России - достаточно низкие), зависят не только возможности развития рыночных и нерыночных экономических отношений и прав собственности, но и уровень развития экономики страны, а также возможности проведения ими внутренней и внешней экономической политики, направленной на обеспечение именно эффективного и, тем более, эквивалентного (недискриминационного) экономического взаимодействия, ведения внешней торговли (капиталами, товарами и услугами) с другими странами. Поэтому, как бы это не противоречило, на первый взгляд, принципам свободной торговли , глобализации экономических процессов, национальные экономическое обособление и протекционизм, направленные на приоритетное создание, укрепление и развитие внутреннего рынка и национального капитала, являются основными факторами развития экономики не только в условиях менее развитых стран (в частности, в России, что является более или менее естественным процессом - в силу наличия относительно слабых, недиверсифицированных внутреннего рынка и национального капитала), но и в условиях более развитых стран (в частности, в США и странах Западной Европы, что является менее естественным процессом - в силу наличия достаточно сильных, диверсифицированных внутренних рынков и национальных и, более того, транснациональных капиталов).
     Таким образом, на различных этапах мирового экономического процесса (начиная, как минимум, с конца XVII века, то есть с начала создания Британской империи), а точнее, в различные периоды мировых экономических циклов меняются всего лишь формы и методы, а также масштабы и интенсивность реализации принципов национального обособления и протекционизма - при том, что для более развитых стран являются имманентными именно принципы свобода торговли , тогда как для менее развитых стран, напротив - принципы протекционизма . Поэтому проблема протекционизм - свобода торговли и является такой актуальной в условиях текущего мирового экономического кризиса и будет сохранять (что следует учитывать в экономической политике России) актуальность и далее - несмотря на любые решения, принимаемые в рамках G20, которые в состоянии лишь смягчить, а не ликвидировать противоречия в этой области между различными не столько в экономическом, сколько в социальном, политическом и геополитическом отношении странами.
     В конечном счете, в результате проведения в различных странах политики экономического обособления и протекционизма, направленных на приоритетное создание, укрепление и развитие внутренних рынков и национальных капиталов, происходит установление (в частности, с теми или иными поправками, в СССР) или восстановление экономической (политической, социальной и геополитической) независимости стран, которая, со временем, приводит к созданию на внутристрановых и межстрановых экономических (и иных) пространствах системы равнодействующих силовых полей, нейтрализующих, так или иначе, влияние внешних факторов экономического развития на их внутреннюю и внешнюю экономическую политику, которая, в силу этого, и приобретает относительно самостоятельный (проциклический) характер. Это означает, что любые последующие ослабление или разрушение этих полей (как это имело место, в частности, в СССР в конце 80-х - начале 90-х годов прошлого века) происходят в большей степени именно под влиянием внутренних, чем внешних факторов экономического развития (по причине предшествующей их нейтрализации, которые приобретают поэтому лишь вторичный, производный характер), а также усиливают влияние внешних факторов экономического развития на экономику стран (как и в России начала 90-х годов прошлого века - усиление, после распада СССР - западного, преимущественно, экономического, а также восточного и южного, преимущественно, геополитического влияний).
     В свою очередь, это ведет к усилению краткосрочных или долгосрочных, более или менее масштабных и интенсивных экономических и геополитических сдвигов в мировой или региональной экономике (как это и происходило после распада СССР и что может произойти в случае распада России), последствия которых зависят от достигнутого уровня экономического развития и значимости стран, участвующих в осуществлении этих сдвигов. Именно поэтому, учитывая вышеизложенное, экономическая политика России не должна быть направлена на чрезмерное или чрезмерно длительное снижение уровня влияния на внутреннее экономическое пространство внешних факторов экономического развития, в том числе на чрезмерное или чрезмерно длительное усиление протекционизма, оставляя, тем самым, возможность для влияния данных факторов на это пространство - в целях смягчения последующего резкого, то есть взрывного характера роста влияния внутренних факторов экономического (и, тем более, социального или политического) развития.
    Безусловно, повышение уровня внешнего экономического влияния, которое, как это следует из вышеизложенного, происходит, прежде всего, в результате внутренних причин (поскольку внешние факторы экономического развития не были нейтрализованы в России за последние двадцать лет, постольку кризис в России обусловлен в большей степени именно внешними причинами) и означает (в частности, в условиях России) неспособность государства и национального капитала воспроизводить конкурентоспособную экономику страны. Именно такая неспособность и усиливает угрозу потери экономической и государственной независимости страны, и поэтому неизбежно генерирует на всех уровнях управления (как и у населения страны) тенденции к отторжению иностранного капитала, а также импорта товаров (услуг), направленного - посредством применения более или менее жестких форм и методов протекционизма - на сохранение национального контроля над объемами и структурой национального богатства, над внутренними ресурсами, капиталами и доходами.
     Это означает, что в таких условиях иностранный капитал неизбежно сталкивается (как это имеет место в России в настоящее время и будет иметь место в будущем) на внутренних рынках с различного рода препятствиями экономического (социального, политического или правового) характера и, в силу этого, либо подвергается ассимиляции и теряет первоначальную идентификацию, либо вывозится обратно в метрополию - в страну-экспортера этого капитала. Наличие таких препятствий и является одной из ключевых причин отсутствия значительного притока в Россию (долгосрочного и реального, а не краткосрочного и спекулятивного) иностранного капитала, а также непрерывного увеличения объемов оттока иностранного капитала - как в течение указанного времени, так и, особенно, в настоящее время, в условиях мирового экономического кризиса . Такая ситуация продолжается (и будет продолжаться в России) до тех пор, пока не происходит формирование самостоятельного и сильного национального капитала, позволяющего, несмотря на наличие на внутренних рынках иностранного капитала (иностранных товаров и услуг), обеспечивать (самостоятельно или совместно с государством) национальный контроль над объемами, структурой национального богатства, внутренними ресурсами, капиталами и доходами. В этом контексте, основные направления внутренней и внешней экономической политики России являются достаточно очевидными.
    Резюмируя вышеизложенное, следует констатировать, что развитие, то есть рост и спад экономики страны (в данном случае, экономики России) преимущественно на основе именно внутренних факторов экономического развития, в том числе национального капитала является необходимым не столько в силу того, что иностранный (иной национальный или транснациональный) капитал - как внешний фактор экономического развития, не в состоянии обеспечивать это развитие в соответствии с нормативными ритмами и режимами мировых экономических циклов (а именно так происходит развитие экономики малых стран), сколько в силу того, что в этом случае данная экономика теряет свою национальную (культурную) идентичность, а данная страна - свою государственную (и политическую) независимость. Поэтому интересам национального капитала (государства и страны в целом) не отвечают ни иностранный капитал, импорт товаров (услуг), которые дестимулируют национальную экономическую активность (как это имело место в России в последние годы), ни, тем более, ослабляющая и разрушающая его иностранная помощь (как это происходило в России в 90-е годы прошлого века), которая в принципе не имеет прямого отношения к развитию экономики страны (если только такая помощь не является формой неэквивалентного экономического обмена - в пользу получающих ее стран, в данном случае, России, в краткосрочном периоде, и в пользу оказывающих ее стран, в частности, США и стран Западной Европы, в долгосрочном периоде).
     Это означает, что внутренняя и внешняя экономическая политика России должна быть направлена - сколько бы это не стоило (непредельных) усилий и времени - на создание и воспроизводство, прежде всего, внутренних рынков и национального капитала, в том числе за счет применения различных форм и методов протекционизма и свободы торговли , а также привлечения иностранного капитала, импорта товаров (услуг), которые должны обеспечивать (как совокупный внешний фактор экономического развития) внутренние конкурентные условия. Учитывая при этом, что хотя иностранный капитал, импорт товаров (услуг) не являются связанными напрямую с развитием, ростом и спадом экономики страны в рамках мировых экономических циклов, но, тем не менее, представляет собой необходимый элемент более или менее открытой (транснациональной) экономики любой страны (в частности, России).
    Вышеизложенные процессы синтезируются, в большей или меньшей степени (в первую очередь, в зависимости от принимаемой методологии и методики расчетов), в платежном балансе страны, а именно, в двух его разделах: экспорте и импорте товаров (услуг) и капиталов, которые отражают денежные потоки и платежи в сфере внешней торговли, то есть денежные операции с экспортом-импортом товаров (услуг) и капиталов, включая источники их финансирования, а также принципы, условия, формы и каналы их расширения и сокращения, скорректированные курсами (покупательной способностью) национальных валют. Поэтому расчетную основу такого баланса составляет объем внешней денежной массы (как правило, иностранной валюты, исключая, со второй половины XX века, особый случай - США, которые являются источником такой валюты - доллара США), включающий объемы запасов и текущих (и ожидаемых, с теми или иными запаздываниями) поступлений иностранной валюты от экспорта товаров (услуг) и капиталов, в том числе платежей за экспорт капиталов, а также запасов и поступлений (или добычи) золота и национальной валюты (по определенному валютному курсу, а именно, курса доллара США).
     Именно объемы, сроки и условия (особенно, в области взаимоотношений США и России) указанных поступлений и запасов и формируют необходимый для внешнего обращения объем внешней денежной массы, текущую и ожидаемую потребность страны в иностранной валюте (в настоящее время и, несмотря на любые ожидания, в том числе на последнем саммите G20 в Лондоне, в долгосрочной перспективе - в долларах США) для ведения внешней торговли.
     Таким образом, платежный баланс страны (очевидно, и России, хотя и в предельно искаженном виде) напрямую отражает масштабы и интенсивность ее экономического (и иного) взаимодействия с другими странами, то есть различия в масштабах и интенсивности встречной миграции (ввоза и вывоза, притока и оттока) товаров (услуг) и капиталов, прежде всего, по их функциональному назначению в рамках мировых экономических циклов, а также влияние экспорта-импорта товаров (услуг) и капиталов на экономическое развитие (темпы роста и спада) стран-экспортеров или стран-импортеров этих товаров (услуг) и капиталов. В конечном счете, именно платежные балансы стран отражают масштабы их экономической (и иной) открытости (транснациональности), масштабы их интеграции в мировую экономику и, что имеет особое значение, масштабы их включенности в ритмы и режимы мировых экономических циклов и поэтому - сроки и механизмы выхода этих стран из периодов этих циклов, в частности, из текущего мирового экономического кризиса .
     В этом контексте, является очевидной важность реального платежного баланса страны, при формировании которого в рамках мировых экономических циклов особое значение имеет классификация осуществляемых в рамках этого баланса денежных операций на два типа: основные (первичные) и прочие (вторичные) операции. Так, особенность первичных денежных операций состоит в том, что такие операции имеют циклический характер и поэтому отражают долгосрочные и устойчивые тенденции во внешней торговле, которые осуществляются (в том числе Центральным банком страны) для финансирования циклических колебаний платежного баланса. Напротив, особенность вторичных операций состоит в том, что такие операции имеют нециклический характер и поэтому отражают краткосрочные и неустойчивые тенденции во внешней торговле, которые осуществляются (в том числе и Центральным банком страны) для финансирования, в первую очередь, нециклических и лишь после этого - для финансирования циклических колебаний платежного баланса.
     Следует отметить, что в условиях России, в частности, в сложившейся кризисной ситуации и в контексте разработанных антикризисных мер , действия Центрального банка России направлены (очевидно, в соответствии с концепцией кризиса ) на осуществление не первичных операций, а также вторичных операций для финансирования циклических колебаний платежного баланса, которые и являются необходимыми в сложившейся ситуации, то есть в ситуации циклического переходного (от оживления к подъему) периода текущего мирового экономического цикла, а на (ошибочное) осуществление именно вторичных операций для финансирования преимущественно нециклических колебаний платежного баланса. В конечном счете, вышеуказанные процессы в том или ином их сочетании и формируют один из трех типов платежных балансов - отрицательный, нулевой и положительный балансы, каждый из которых отражает, как правило, реальный уровень развития (темпы роста и спада) экономики страны (в меньшей мере - экономики России) и этапы этого развития, а также составляет основы ее внутренней и внешней экономической политики, направленной на формирование того или иного типа ее платежного баланса.
     Для адекватной идентификации каждого из этих балансов с реальным уровнем и этапами развития страны необходимо рассмотреть ряд особенностей формирования платежного баланса страны, имеющих исключительно важное значение для разработки и реализации любых антикризисных мер - как в рамках мировой экономики (в частности, в США), так и в рамках Программы антикризисных мер Правительства Российской Федерации.
    Прежде всего, следует учитывать, что взаимодействие стран, реализуемое через внешнюю торговлю товарами (услугами) и капиталами, осуществляется не только в определенной пространственной системе координат, которая включает различные (в России - достаточно сложные) природно-климатические и иные условия экономического (и геополитического) развития. Более того, и, это имеет принципиальное значение, такое взаимодействие осуществляется не в абстрактной и хаотичной (случайной), как принято считать в теории и практике управления, временной системе координат, а именно, в рамках периодических мировых экономических циклов и поэтому на основе двух - циклических и нециклических типов значений экономических параметров.
     Так, циклические изменения значений экономических параметров во всех - и в более развитых странах (в частности, в США - как генераторов этих изменений, в сравнительно большей мере), и в менее развитых странах (в частности, в России - в сравнительно меньшей мере) происходят в одном и том же направлении (средних магистральных трендах) значений этих параметров (хотя и с определенными лаговыми запаздываниями или опережениями). В частности, для текущего периода экономического роста с 2003 по 2015 годы такими трендами являются: повышение объемов примененного капитала и производства, понижение нормы прибыли (повышение объемов прибыли), ставки ссудного процента (повышение объемов ссудных платежей) и товарных цен (понижение объемов издержек производства) - с корректировкой значений этих параметров, связанной со снижением в текущий переходный период с 2007 по 2011 годы их монополистической и спекулятивной составляющих.
     Напротив, нециклические изменения значений этих параметров во всех странах - и в более, и в менее развитых странах происходят, как правило, различными, в том числе хаотичными - медленными или быстрыми темпами роста и спада, а зачастую, и в прямо противоположных направлениях (дифференциальных трендах). В частности, для текущего периода экономического роста такими противоположными трендами являются (также с указанной корректировкой их значений на особенности текущего переходного периода): для более развитых стран - в соответствии со средними трендами значений экономических параметров, тогда как для менее развитых стран (что является особенно характерным для экономики России), напротив - не в соответствии с этими трендами, а, напротив - понижение объемов примененного капитала и производства, повышение нормы прибыли (понижение объемов прибыли), ставки ссудного процента (понижение объемов ссудных платежей) и товарных цен (повышение объемов издержек производства).
     Вышеизложенное означает, что различия в масштабах и интенсивности взаимодействия внутренних и внешних рынков, встречной миграции товаров (услуг) и капиталов и, наконец, те или иные соотношения объемов их импорта и экспорта, формирующие тот или иной тип платежного баланса страны, зависят именно от количественной дифференциации, а также нециклической (в том числе хаотичной или разнонаправленной) динамики значений экономических параметров различных стран, то есть количественной неидентичности и асинхронности их экономического развития (роста и спада). Это связано с тем, что при ведении внешней торговли на уровне отдельных стран и предприятий учитываются не собственно средне - и долгосрочные, или циклические изменения значений указанных параметров, которые, как указано ранее, происходят в одном и том же среднем направлении, а именно краткосрочные, или нециклические различия в их динамике, различия в межстрановых темпах повышения и/или понижения значений этих параметров, происходящие в рамках мировых экономических циклов, главным образом, отдельных их периодов.
     Наличие такой дифференциации в условиях воспроизводства товаров (услуг) и капиталов означает, что страны с более лучшими значениями экономических параметров при ведении внешней торговли получают на внешних - мировых, региональных и других национальных рынках дополнительную прибыль за счет реализации собственных товаров (услуг) и капиталов как минимум по ценам, которые соответствуют более высоким издержкам производства аналогичных (или сравнимых) товаров (услуг) и капиталов в других странах. Именно такие различия в (периодически изменяющихся) условиях воспроизводства и определяют ключевой принцип ведения внешней (как, собственно, и внутренней) торговли, который составляет также одно из основных условий внешнего (как, собственно, и внутреннего) неэквивалентного экономического обмена - наличие, с одной стороны, предельно низких в более развитых странах (или высоких - в менее развитых странах, в частности, в России) издержек производства товаров (услуг) и капиталов, а с другой стороны - предельно высоких в менее развитых странах, в частности, в России (или низких - в более развитых странах) цен на эти товары (услуги) и капиталы. Именно такие соотношения между внутренними и внешними издержками производства, внутренними и внешними ценами на товары (услуги) и капиталы и являются основными причинами давления иностранного капитала, импорта товаров (услуг) на внутренние рынки России, вытеснение национального капитала, национальных товаров (услуг) с внутренних рынков и блокирование их экспорта на внешние рынки.
    Более того, наличие указанных условий является основной причиной формирования в мировой экономике такого положения, при котором практические все страны - вне зависимости от уровня их развития (в том числе и Россия) - являются, одновременно, и странами-импортерами, и странами-экспортерами товаров (услуг) и капиталов. Это означает, что экспорт и импорт таких товаров (услуг) и капиталов принимают - в зависимости от конкретных (в России - предельно сложных) условий их воспроизводства в этих странах, а также темпов повышения и понижения значений их экономических параметров и, главным образом, от функциональных назначений этих товаров (услуг) и капиталов - всего лишь различные формы (портфельных или прямых), виды (текущих или единовременных, долгосрочных, среднесрочных или краткосрочных) и размеры (крупных, средних или мелких) инвестиций. Такое двойное функциональное назначение стран, которое формирует мировую и региональные системы специализации и кооперации ( разделения труда ) между различными странами, означает, что сокращение или расширение импорта или экспорта товаров (услуг) и капиталов сопровождается, как правило, одновременным (или с теми или иными запаздываниями) расширением или сокращением импорта или экспорта товаров (услуг) и капиталов, но уже в других их формах, видах и размерах, в частности, в зависимости от периода мировых экономических циклов, формируя соответствующее сальдо платежного баланса страны.
     Поэтому одна из ключевых и сложных, требующих длительного времени для решения задач внутренней и внешней экономической политики этих стран (в том числе России) состоит, во-первых, в выявлении и, следовательно, в создании и воспроизводстве (поддержке) наиболее приемлемых на тот или иной период мировых экономических циклов форм, видов и размеров экспорта и импорта товаров (услуг) и капиталов, а, во-вторых, в сокращении указанных лаговых запаздываний. Тем не менее, при решении этой задачи следует исходить из следующих базовых (особо актуальных для экономики России) принципов: при любых (с теми или иными временными поправками) условиях импорт иностранных товаров (услуг) и капиталов не должен разрушать и вытеснять национальные товары (услуги) и капиталы из стратегических и/или наиболее прибыльных областей национального производства, потребления и обращения; не должен вести к разъединению (жесткой взаимной конкуренции) национальных предприятий и населения страны (особенно, при сильной дифференциации их зависимости от импорта товаров (услуг) и капиталов, от импортных цен на них); не должен вызывать чрезмерное или чрезмерно длительное увеличение масштабов и интенсивности фиктивных ( бумажных ), спекулятивных и монополистических операций с национальными и иностранными товарными и фондовыми ценностями на внутренних и внешних рынках.
     Указанные возможности встречной миграции товаров (услуг) и капиталов связаны с тем, что масштабы и интенсивность межстрановой миграции различных форм, видов и размеров товаров (услуг) и капиталов зависят от масштабов и интенсивности улучшений или ухудшений условий их воспроизводства в стране-импортере или в стране-экспортере: так, экспорт товаров (услуг) и капиталов означает уменьшение объемов и ухудшение структуры рынков страны-экспортера и, одновременно - увеличение объемов и улучшении структуры рынков страны-импортера, тогда как импорт товаров (услуг) и капиталов, напротив - увеличение объемов и улучшение структуры рынков страны-импортера и, одновременно - уменьшение объемов и ухудшение структуры рынков страны-экспортера. Эти положения (при всей, на первый взгляд, их очевидности) имеют, тем не менее, исключительно важное значение, связанное с фундаментальными особенностями функционирования экономики любых стран (и экономики России) в рамках мировых экономических циклов.
     Так, ключевой из таких особенностей является то, что как циклические, так и нециклические увеличения и уменьшения объемов, а также улучшения и ухудшения структуры внутренних и внешних рынков (как и аналогичные изменения в социальных, политических и геополитических условиях) создают для всех стран (вне зависимости от уровня их развития, что относится также к России) необходимые условия и возможности для (как минимум) периодического формирования и воспроизводства соответствующих национальных капиталов в различных их формах, видах и размерах и, в силу этого, достаточные условия и возможности для их эффективного и эквивалентного взаимодействия. Наличие такой особенности и является одной из основных причин, определяющих необходимость в приемлемой (с учетом указанных критериев, прежде всего, критерия по установлению и воспроизводству экономической и государственной независимости стран) интеграции экономики России, ее секторов, отраслей и предприятий в мировую экономику, их адекватное включение в нормативные ритмы и режимы мировых экономических циклов, главными целями которых являются получение и реализация указанных условий и возможностей.
     Это и должно являться базовым, долгосрочным и сверхдолгосрочным приоритетом внутренней и внешней экономической политики России, исходя из которого и должны выстраиваться стратегия и тактика антикризисных мер .
    Необходимо также учитывать, что одной из ключевых особенностей формирования платежного баланса и, соответственно, внутренней и внешней экономической политики страны (в частности, России) связана с классификацией миграции товаров (услуг) и капиталов в рамках мировых экономических циклов по двум - автономному и фазовому (функциональному) значениям экспорта и импорта этих товаров (услуг) и капиталов.
     Так, автономное значение миграции товаров (услуг) и капиталов означает, что в рамках мировых экономических циклов не импортируется (может импортироваться беспрепятственно, в частности, в Россию) лишь та часть иностранных товаров (услуг) и капиталов, а также экспортируется (может экспортироваться беспрепятственно, в частности, из России) та часть национальных товаров (услуг) и капиталов, которые не оказывают (не могут оказывать) негативное влияние на динамику (темпы роста и спада) экономики страны, ее секторов, отраслей и предприятий в рамках соответствующих периодов этих циклов, то есть не являются необходимыми для их развития (роста и спада) в соответствии с циклическими трендами значений экономических параметров.
     Напротив, фазовое значение миграции товаров (услуг) и капиталов означает, что в рамках мировых экономических циклов импортируется (должна импортироваться беспрепятственно, в частности, в Россию) та часть иностранных товаров (услуг) и капиталов, а также не экспортируется (не должна экспортироваться беспрепятственно, в частности, из России) лишь та часть национальных товаров (услуг) и капиталов, которые оказывают (должны оказывать) позитивное влияние на динамику (темпы роста и спада) экономики страны, ее секторов, отраслей и предприятий в рамках соответствующих периодов этих циклов, то есть являются необходимыми для их развития (роста и спада) в соответствии с циклическими трендами значений экономических параметров.
     Реализация указанных условий составляет (и должно составлять в России) концептуальные основы для применения в отношении внутренних и внешних рынков принципов протекционизма или свободы торговли , регулирующих встречную миграцию - экспорт и импорт товаров (услуг) и капиталов в рамках мировых экономических циклов. Иначе говоря, функциональный характер миграции товаров (услуг) и капиталов определяют (должен определять в России) циклическую направленность внутренней и внешней экономической политики на усиление или ослабление конкуренции на внутренних и внешних рынках, стимулирование или дестимулирование экспорта и импорта товаров (услуг) и капиталов, а также расширение или сокращение их объемов в зависимости от их фазового назначения - при том, что основная часть связанных с этим экономических рисков и потерь должна переноситься на государство (государственный сектор) - как транснациональную экономическую систему.
     Такая направленность внутренней и внешней экономической политики обусловлена тем, что основные различия между странами (в частности, между Россией и США или странами Западной Европы) связаны, главным образом, с объемами и структурой применяемых на соответствующих национальных предприятиях (как основных субъектов хозяйственной деятельности в рамках мировых экономических циклов) производительных капиталов, то есть капиталов с высокой долей научно-технической составляющей, которые и определяют масштабы, интенсивность и динамику (темпы роста и спада) экономического, а также технико-технологического развития соответствующих стран (объемы производства и прибыли, уровни цен и объемы издержек производства, нормы прибыли и ссудного (банковского) процента и, соответственно, уровни конкурентоспособности экономики страны, ее секторов, отраслей и предприятий на внутренних и внешних рынках).
     Поэтому именно такой капитал подлежит безусловной защите на всех структурных уровнях экономики страны, то есть на уровне отдельных (как правило, приоритетных и инновационных) секторов, отраслей и предприятий, которая должна осуществляться посредством вышеуказанных направлений экономической политики, в том числе защите от негативного воздействия внутренних и внешних экономических (и иных - политических и геополитических) процессов, ведущих к уменьшению объемов и ухудшению структуры данного капитала, прежде всего, к снижению соотношения между производительным и непроизводительным капиталами, то есть коэффициента научно-технического развития - с сопутствующими этому негативными процессами (уменьшением объемов производства и прибыли, повышением цен и объемов издержек производства, нормы прибыли и ссудного процента и поэтому - снижением уровня конкурентоспособности экономики страны, ее секторов, отраслей и предприятий на внутренних и внешних рынках), имеющим исключительно важное значение для экономики России при ее взаимодействия с другими странами.      
    При этом следует учитывать, что такая защита посредством указанной экономической политики является необходимой, главным образом, в периоды спада мировых экономических циклов (в частности, в период будущего спада мировой экономики, в том числе спада экономики России с 2020 по 2032 годы), то есть в условиях уменьшения (или чрезмерного уменьшения - при ошибочной экономической политике) объема производительного капитала, а также в условиях более высоких (или чрезмерно высоких - при ошибочной экономической политике) темпов спада объема производительного капитала - по сравнению с уменьшением и темпами спада объемов производительных капиталов в других странах. Поэтому в таких условиях (подготовка к которым должна быть принята в качестве одного из стратегических приоритетов экономической политики России, в том числе Программы антикризисных мер) основной задачей защиты производительного капитала является поддержание приемлемо высокого соотношения между объемами производительного и непроизводительного капиталов (при неизбежном уменьшении их объемов в указанные периоды), блокирующего чрезмерные уменьшения объемов производства и прибыли, повышения цен и объемов издержек производства, нормы прибыли и ссудного процента, то есть на поддержание высокого уровня конкурентоспособности экономики страны, ее секторов, отраслей и предприятий на внутренних и внешних рынках.
     Как правило, решение данной задачи осуществляется (должно будет осуществляться в России в указанный период) двумя способами, обеспечивающими такой уровень конкурентоспособности: либо за счет еще большего уменьшения объема непроизводительного капитала, применяемого в собственной стране, либо (в предельном случае) за счет провоцирования чрезмерного уменьшения в других странах объемов производительных капиталов, а также сохранения или увеличения в этих странах объемов непроизводительных капиталов. Тем не менее, следует отметить, что аналогичные (с теми или иными поправками) способы защиты производительного капитала являются необходимыми и в текущий переходный период с 2007 по 2011 годы, то есть в условиях необходимости резкого повышения коэффициента технического развития, а точнее, резкого превышения темпов роста объемов производительного капитала над темпами роста объемов непроизводительного капитала.
     Именно обеспечение этих процессов, направленных (в расчете на весь период мирового экономического роста с 2003 по 2015 годы) на увеличение объемов производства и прибыли, понижение цен и объемов издержек производства, нормы прибыли и ссудного процента, то есть поддержание высокого уровня конкурентоспособности экономики страны, ее секторов, отраслей и предприятий на внутренних и внешних рынках, должно составлять один из ключевых приоритетов текущей внутренней и внешней экономической политики России (учитывая, что именно такими являются современные приоритеты аналогичной политики США и Западной Европы).
    В конечном счете, позитивное или негативное влияния на темпы развития (роста и спада) страны-экспортера и страны-импортера, которые оказывают экспорт и импорт товаров (услуг) и капиталов - в соответствии с их функциональным назначением в рамках мировых экономических циклов, а также процентные платежи по импорту капитала и процентные поступления от экспорта капитала, зависят в значительно степени от источников их финансирования.
     Так, если источники такого финансирования формируются (что и является характерным для экономики России) за счет изъятия из обращения текущих или ожидаемых объемов прибыли и денежных, кредитных или иных обязательств (с учетом их объемов, структуры и динамики в те или иные периоды мировых экономических циклов), то это, как правило, вызывает уменьшение объемов внутреннего производства, потребления и обращения (объемов накопления и инвестиций), соответствующие, негативные изменения значений экономических параметров стран-экспортеров и стран-импортеров товаров (услуг) и капиталов.
     Напротив, если источники такого финансирования формируются за счет ликвидных денежных (в том числе золотовалютных) резервов, ликвидных резервов прибыли или новых банковских кредитов (на что должна быть направлена экономическая политика России), то это, как правило, не оказывает негативное, то есть понижающее влияние в краткосрочном периоде на объемы внутреннего производства, потребления и обращения (объемы накопления и инвестиций) стран-экспортеров и стран-импортеров товаров (услуг) и капиталов.
     В данном контексте, особое место во влиянии на развитие (темпы роста и спада) страны-экспортера занимают два функциональных - внешнее и внутреннее - значения процентных поступлений от экспорта капитала, а именно, производимой экспортированным капиталом прибыли, учитываемой в виде репатриируемых (за вычетом местных платежей и налогов) дивидендов. Так, внешнее функциональное значение производимой экспортированным капиталом прибыли связано с наличием внешних условий, при которых данная прибыль превышает потенциальную прибыль в случае применения этого капитала в стране-экспортере, а ее внутреннее функциональнее значение - с наличием внутренних условий, при которых эта прибыль формирует (при ее репатриации) платежный спрос на внутреннем рынке (в том числе в экспортном секторе экономики страны) и оказывает позитивное влияние на темпы развития (роста и спада) экономики страны-экспортера, ее секторов, отраслей и предприятий.
     Принимая во внимание существующую в России, в целом негативную, практику экспорта и импорта товаров (услуг) и капиталов, а также формирования источников их финансирования, которая не только не оказывает потенциально возможное позитивное влияние на развитие экономики страны, ее секторов, отраслей и предприятий, но и существенно искажает реальное сальдо платежного баланса страны, следует констатировать, что такая практика требует корректировки, которая должна быть отражена в Программе антикризисных мер.
     Это означает, что такой же корректировке должны быть подвергнуты принципы формирования платежного баланса страны, при котором необходимо принимать во внимание особое значение встречной миграции долгосрочного и краткосрочного капиталов, поскольку именно экспорт и импорт этих капиталов определяют - с учетом различий в формах, размерах и функциональных назначениях этих капиталов - особенности взаимодействия более и менее развитых стран (в частности, США, Западной Европы и России), в том числе масштабы их взаимного влияния и зависимости. Более того, следует учитывать, что именно встречная миграция этих капиталов нейтрализуют в той или иной мере, а также на тот или иной период времени экономические (политические, геополитические и иные) противоречия между этими странами, поддерживая, таким образом, некоторое равновесие на мировых рынках.
     Тем не менее, следует также учитывать, что в контексте взаимодействия более или менее развитых стран, экспорт и импорт долгосрочного капитала, которые осуществляются посредством прямых или портфельных, а также крупных, средних или мелких инвестиций в основной капитал, применяемый, прежде всего, в промышленности, имеет существенно большее значение, чем аналогичный экспорт и импорт краткосрочного (преимущественно, оборотного) капитала, поскольку миграция долгосрочного капитала обеспечивает, с одной стороны, расширение экономического (и иного) пространства стран-экспортеров, а, с другой стороны - равноценное сужение экономического (и иного) пространства стран-импортеров данного капитала. Это связано с тем, что экспорт любого, тем более, долгосрочного капитала осуществляется лишь в случае, если применяемый в стране-импортере экспортируемый капитал остается в распоряжении страны-экспортера капитала, то есть учитываются в его платежном балансе в качестве внешних требований (дебиторской задолженности), а производимая им прибыль - за вычетом местных платежей и налогов - учитывается в форме репатриируемых (в более или менее обязательном порядке) процентных платежей.
     В данном случае также следует исходить из вышеизложенного принципа функциональности миграции капиталов, то есть из того, что любые уменьшения или увеличения объемов импорта и экспорта долгосрочного краткосрочного капиталов не оказывают негативное влияние на развитие (темпы роста и спада) экономики страны и ее секторов, отраслей и предприятий в рамках мировых экономических циклов лишь в том случае, если они осуществляется не за счет тех национальных и иностранных товаров (услуг) и капиталов, которые имеют фазовое значение для экономики страны и ее секторов, отраслей и предприятий. Именно такой подход и должен быть положен в основу внутренней и внешней экономической политики России в течение каждого, в частности, текущего мирового экономического цикла, в том числе переходного периода с 2007 по 2011 годы и будущего с 2011 по 2015 годы подъема мировой экономики и экономики России, то есть в основу расширенной (и по содержанию, и по временным рамкам) Программы антикризисных мер.
    Так, более развитые страны (прежде всего, США) импортируют, главным образом, краткосрочный капитал, что связано с наличием в этих странах малых объемов такого капитала и высоких норм ссудного процента на такой капитал, чем в менее развитых странах, и поэтому более развитые страны проявляют тенденции к продаже на внутренних и внешних рынках национальных краткосрочных (с переменным доходом, то есть с высоким уровнем риска) ценных бумаг, в том числе акций предприятий (которые и представляют собой краткосрочные, с высоким уровнем риска инвестиции в экономику США, осуществляемые, в частности, Россией). Одновременно, более развитые страны экспортируют, главным образом, долгосрочный капитал, что связано, напротив, с наличием в этих странах больших объемов такого капитала и низких норм ссудного процента на данный капитал (как одних из ключевых признаков их сильных национальных денежных единиц и банковских систем, в данном случае, США), чем в менее развитых странах, и поэтому более развитые страны проявляют тенденции к покупке на внешних и внутренних рынках долгосрочных (с постоянным доходом, с низким уровнем риска) ценных бумаг, в том числе акций предприятий менее развитых стран (которые и представляют собой долгосрочные, с низким уровнем риска инвестиции в экономику России, осуществляемые, в частности, США).
     Напротив, менее развитые страны (в частности, Россия) экспортируют, главным образом, краткосрочный капитал, что связано с наличием в этих странах больших объемов такого капитала и низких норм ссудного процента на данный капитал, чем в более развитых странах, и поэтому менее развитые страны проявляют тенденции к покупке на внутренних и внешних рынках краткосрочных (с переменным доходов, то есть с высоким уровнем риска) ценных бумаг, в том числе акций предприятий более развитых стран (которые, как указано выше, и представляют собой краткосрочные, с высоким уровнем риска инвестиции в экономику США, осуществляемые, в частности, Россией). Одновременно, менее развитые страны импортируют, главным образом, долгосрочный капитал, что связано, напротив, с наличием в этих странах меньших объемов такого капитала и высоких норм ссудного процента на данный капитал (как одних из ключевых признаков слабости их национальных денежных единиц и банковских систем, в данном случае, России), чем в более развитых странах, и поэтому менее развитые страны проявляют тенденции к продаже на внутренних и внешних рынках национальных долгосрочных (с постоянным доходом, то есть с низким уровнем риска) ценных бумаг, в том числе акций предприятий (которые, как указано выше, и представляют собой долгосрочные, с низким уровнем риска инвестиции в экономику России, осуществляемые, в частности, США).
     Это означает, что если экспорт капитала (главным образом, экспорт долгосрочного капитала) не учитывается в платежном балансе страны-экспортера этого капитала в качестве внешних требований, это означает для страны-экспортера (при экспорте долгосрочного капитала - существенную) потерю в объемах и стоимости такого капитала, а также доходов от его применения в стране-импортере, в частности, в результате либо ассимиляции или ликвидации этого капитала, либо банкротства (дефолта) страны-импортера этого капитала или экспортирующих его предприятий. Очевидно, что это является равносильным для стран-импортеров капитала аннулированию связанных с этим внешних долговых обязательств, а также платежей по импорту этого капитала, которые улучшают, с одной стороны, платежный баланс страны-импортера и ухудшают, с другой стороны, платежный баланс страны-экспортера капитала, главным образом, по операциям с долгосрочным капиталов. Поэтому страны-экспортеры долгосрочного капитала в большей мере, чем страны-импортеры такого капитала, являются заинтересованными в долгосрочном сохранении его объемов и стоимости, что определяет концептуальные различия в экономических (политических, военных) интересах стран-экспортеров и стран-импортеров капитала, связанные с большей или меньшей дифференциацией форм и размеров экспортируемых и импортируемых ими капиталов, а также различия как в уровнях развития этих стран, так и в их внутренней и внешней экономической политике.
     Следует отметить, что такие различия усиливаются, как правило, в периоды роста мировых экономических циклов, в частности, в текущий период экономического роста с 2003 по 2015 годы, поскольку именно в эти периоды происходит повышение (с определенной корректировкой на текущий переходный период с 2007 по 2011 годы) значения долгосрочных факторов экономического развития, а именно, увеличение объемов долгосрочных капиталов и связанное с этим понижение как нормы прибыли (повышение объемов прибыли), так и ставки ссудного процента (повышение объемов процентных платежей) на эти капиталы. Более того, эти различия сохраняются и в переходные (от оживления к подъему) периоды (в частности, в  период с 2007 по 2011 годы) мировых экономических циклов, в которых происходят как резкое опережение темпов роста объемов долгосрочных капиталов над темпами роста объемов краткосрочных капиталов, так и резкое опережение темпов спада нормы прибыли и ставки ссудного процента (стоимости) долгосрочных капиталов над темпами спада нормы прибыли и ставки ссудного процента (стоимости) краткосрочных капиталов.
    Так, страны-экспортеры долгосрочного капитала - более развитые страны (главным образом, США), в том числе их секторы, отрасли и предприятия, являются прямо заинтересованными в достаточно контролируемой и прогнозируемой направленности экономического и, что имеет исключительно важное значение, социального и политического, а также военного и геополитического развития стран-импортеров этого капитала, то есть менее развитых стран (в частности, России), в том числе их секторов, отраслей и предприятий. Именно такая заинтересованность составляет прикладную основу для формирования особых - прямых и косвенных экономических, социальных, военных, политических и дипломатических отношений между странами-экспортерами и странами-импортерами долгосрочного капитала (в данном случае, между США и Россией). Поэтому страны-экспортеры долгосрочного капитала и проявляют сильные тенденции к оказанию влияния на страны-импортеры этого капитала, в том числе посредством прямого или косвенного давления на экономическую (и иную) ситуацию в этих странах, динамику, темпы роста и спада значений их экономических параметров, на их внутреннюю и внешнюю экономическую политику.
     Это также означает, что основные цели и функции любых межнациональных или транснациональных экономических и иных объединений - вне зависимости от официально декларируемых ими целей и функций - состоят, в конечном счете, в сохранении или в соответствующем изменении соотношения сил в мировой экономике, в изменении экономических положений и геополитических статусов тех или иных более или менее развитых стран в интересах наиболее сильных в текущий период мирового экономического процесса стран, а именно, ведущих стран мирового экономического центра (в настоящее время - США), их национальных и транснациональных капиталов. Вполне обоснованным аргументом для такой реализации этих целей и функций является необходимость предотвращения разрушения сложившейся монополярной системы мирового экономического (и иного) порядка и этих стран - основных источников генерирования и экспорта долгосрочного капитала - с его негативными геополитическими (в том числе для менее развитых стран, в частности, для России) последствиями.
    Именно в силу этого страны-импортеры долгосрочного капитала - менее развитые страны (в данном случае, Россия), в том числе их секторы, отрасли и предприятия, и входят, как правило, в сферу экономических (и иных) интересов стран-экспортеров такого капитала, то есть более развитых стран (прежде всего, США и Западной Европы), а также их национальных и транснациональных капиталов. Более того, именно поэтому страны-импортеры долгосрочного капитала и вынуждены (как бы это ни было сложно) обеспечивать и предоставлять странам-экспортерам этого капитала необходимые условия и возможности для их прямого и косвенного влияния и контроля над собственным экономическим развитием, то есть темпами роста и спада значений экономических параметров в рамках мировых экономических циклов, и, наконец, влияния и контроля над собственным геополитическим положением. Это определенным, в большей мере негативным (прежде всего, для крупных стран), чем позитивным (характерным для малых стран) образом отражается на экономическом развитии (темпах роста и спада экономики), а также на внутренней и внешней экономической политике менее развитых стран - стран-импортеров долгосрочного капитала.
     Поэтому такие страны (в том числе Россия) и являются, как правило, заинтересованными в прямо противоположном, чем страны-экспортеры долгосрочного капитала, а именно, в неконтролируемой и непрогнозируемой со стороны более развитых стран (прежде всего, со стороны США) направленности их национального экономического и, тем более, политического и геополитического развития, в неконтролируемых и непрогнозируемых темпах роста и спада экономики страны, а также в повышении уровня и масштабов протекционизма, направленных на преимущественное формирование и развитие их внутренних рынков и национальных капиталов. Более того, страны-импортеры долгосрочного капитала являются прямо заинтересованными в ассимиляции импортируемого ими капитала, а также в ухудшении экономического, политического и геополитического состояния стран-экспортеров такого капитала, и, в конечном счете, в банкротстве (дефолте) и распаде этих стран, то есть более развитых стран (прежде всего, США и их национальной валюты - доллара, ожидания которых хотя и имеют место во многих странах, в том числе в России, но не являются в настоящее время не вполне обоснованными и своевременными).
     Резюмируя вышеизложенное, следует констатировать, что платежный баланс России необходимо формировать на основе двух предельных - пассивного и активного - типов баланса, которые являются характерными (по указанным выше критериям), соответственно, для предельных - наименее и наиболее развитых стран. Так, для наименее развитых стран является характерным пассивный платежный баланс, который отражает отрицательное сальдо этого баланса, то есть превышение объемов импортных операций над объемами экспортных операций, главным образом, по операциям с долгосрочным капиталом. Такое сальдо баланса (в силу ограниченных возможностей для эмиссии такими странами их национальной валюты, выпуска долговых обязательств и ограничений на дефицит государственного бюджета - как ключевых признаков их экономической и государственной зависимости) формирует недостаток иностранной валюты (в текущих условиях - долларов США), а также означает усиление потребности в такой валюте для осуществления платежей по импорту товаров (услуг) и капиталов, процентных платежей по импорту этих капиталов, уменьшение необходимых для этого валютных резервов, а при их недостатке - повышение спроса на иностранный ссудный (денежный) капитал (и рост государственных или корпоративных долговых обязательств) или увеличение объемов экспорта товаров (услуг) и капиталов (в том числе фазового или стратегического назначения). Более того, такая ситуация ведет, при недостатке указанных источников платежей, к увеличение объемов продажи национальных товарных и фондовых ценностей, в том числе акций национальных предприятий, включая их продажу по низким или заниженным ценам и курсам, что, безусловно, представляет реальную угрозу для экономики этих стран (в настоящее время - угрозу массовой продажи отдельных частей экономики России).
     Очевидно, что эти процессы сопровождаются понижением спроса на национальную валюту, понижением ее курса (покупательной способности), ослаблением внутренней денежной (фондовой и банковской) системы и вытеснением национальной валюты из сферы внутреннего денежного обращения, доминированием иностранного капитала (в том числе в результате создания предприятий, которые полностью или частично основаны на иностранном капитале), увеличением объемов импорта товаров (услуг) и капиталов, а также платежей по импорту товаров (услуг) и капиталов, ростом объемов иностранных долгов. Безусловно, отрицательное сальдо платежного баланса является результатом низкой конкурентоспособности страны (в данном случае, России), ее секторов, отраслей и предприятий на внутренних или внешних рынках, а также ее большей капитальной и меньшей текущей (товарной и/или денежной) зависимости от более развитых стран, то есть стран-экспортеров долгосрочного капитала. Хотя такой платежный баланс и является в настоящее время (как и ранее) характерным для экономики России, тем не менее, он не может считаться приемлемым, и поэтому отход от этого баланса должен составлять содержание внутренней и внешней экономической политики России.
     Напротив, для наиболее развитых стран (прежде всего, США) является характерным активный платежный баланс, который отражает положительное сальдо этого баланса, то есть превышение объемов экспортных операций над объемами импортных операций, главным образом, по операциям с долгосрочным капиталом (официальный пассивный платежный баланс США является результатом, фактически, скрытого реэкспорта краткосрочных капиталов из менее развитых стран, в частности, Китая, Японии или России, то есть скрытой трансформации краткосрочного капитала в долгосрочный капитал, гарантированной возможностями долларовой эмиссии). Такое сальдо баланса формирует избыток иностранной валюты (в текущих условиях - долларов США), направляемый на создание валютных резервов, а также означает ослабление потребности в такой валюте (для США - в других валютах) для осуществления платежей по импорту товаров (услуг) и капиталов, процентных платежей по импорту этих капиталов (при том, что для самих США такая ситуация не представляется проблемной - в силу их практически неограниченных возможностей для эмиссии долларов, выпуска долговых обязательств и отсутствия существенных ограничений на дефицит государственного бюджета, что и является ключевым признаком их экономической и государственной независимости).
     Очевидно, что эти процессы сопровождаются ростом спроса на национальную валюту, повышением ее курса (покупательной способности), укреплением внутренней денежной (фондовой и банковской) системы и вытеснением иностранной валюты из сферы внутреннего денежного обращения, и, наконец, увеличением дополнительных объемов покупки иностранных товарных и фондовых ценностей, в том числе акций иностранных предприятий, включая их покупку по высоким или завышенным ценам и курсам (что, в настоящее время представляет собой реальную угрозу массовой скупки отдельных частей экономики России). Соответственно, эти процессы ведут к ассимиляции иностранного капитала (в том числе в результате банкротства предприятий, которые полностью или частично основаны на иностранном капитале), уменьшению объемов импорта товаров (услуг) и капиталов, а также платежей по импорту товаров (услуг) и капиталов, и, наконец, к аннулированию или ликвидации иностранных долгов. Безусловно, положительное сальдо платежного баланса является результатом высокой конкурентоспособности страны (в данном случае, США), ее секторов, отраслей и предприятий на внутренних или внешних рынках, а также ее меньшей капитальной и большей текущей (товарной и/или денежной) зависимости от менее развитых стран, то есть стран-экспортеров краткосрочного капитала.
     Такой платежный баланс страны может быть, в принципе, принят в России в качестве целевой (стратегической) установки, однако, следует констатировать, что он не может быть, по ряду объективных и субъективных причин, достигнут в ближайшей перспективе, и поэтому не должен составлять основу внутренней и внешней экономической политики России.     
     Таким образом, для России - как более или менее развитой страной - должен быть характерен нейтральный платежный баланс, который отражает нулевое сальдо этого баланса, то есть равенство объемов экспортных и импортных операций, главным образом, по операциям с долгосрочным и краткосрочным капиталами и, более того, предполагает снятие ограничений на формирование (активного) дефицита государственного бюджета, а также на рублевую эмиссию (что, собственно, и является, к каким бы это не приводило негативным в краткосрочным периоде последствиям, ключевым признаком экономической и государственной независимости). Такое сальдо платежного баланса должно быть интегральным результатом, с одной стороны, отрицательного сальдо баланса (и характерных для этого вышеуказанных негативных последствий), которое формируется при взаимодействии с наиболее развитыми странами (в частности, США), и, с другой стороны, положительного сальдо баланса (и характерных для этого вышеуказанных позитивных последствий), которое формируется при взаимодействии с наименее развитыми странами.
     Такое балансирование и должно обеспечивать достаточно устойчивую в России внутреннюю денежную (фондовую и банковскую) систему, а также равновесный и сильный курс (покупательную способность) национальной валюты, достигаемые за счет поддержания минимальной разницы между необходимыми объемами накопления, или резервирования иностранной валюты (в частности, долларов США) и ее наличными объемами, а именно, текущими (и ожидаемыми) поступлениями от экспорта товаров (услуг), капиталов и платежей за экспорт капиталов. Безусловно, нулевое сальдо платежного баланса должно являться результатом балансирования между низкой и высокой конкурентоспособностью экономики России, ее секторов, отраслей и предприятий на внутренних и внешних рынках, между их меньшей или большей капитальной или текущей (товарной и/или денежной) зависимости от наиболее и наименее развитых стран, то есть стран-экспортеров долгосрочного и краткосрочного капиталов, и именно формирование такого баланса и должно являться основной целью текущей внутренней и внешней экономической политики России.
     Исходным условием формирования такого баланса должно являться установление (и воспроизводство) равновесного - между наиболее и наименее развитыми странами - геополитического статуса России, что и требует наличия и воспроизводства таких стран, прежде всего, восстановления постсоветского пространства и вхождения соответствующих стран в рублевую зону денежного обращения. Отсутствие в принятой Программе антикризисных мер Правительства Российской Федерации соответствующего раздела, к которому и должны быть привязаны все ее иные (за исключением социального) разделы, и является основным ее недостатком, подлежащим последующей коррекции.