Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2009г. Выпуск 5 Экономическая политика России в условиях мирового экономического кризиса


Конкурентная политика

     
     Принятый 26 февраля 2009 года Правительством Российской Федерации документ - Программа развития конкуренции в Российской Федерации - следует рассматривать в контексте продолжения решения фундаментальных и приоритетных задач экономической политики России, направленных на развитие реального сектора экономики (и, одновременно, на дестимулирование фиктивного, в том числе спекулятивного, монополистического капиталов) посредством развития конкуренции и, в частности, активизации одной из наиболее эффективных ее форм - малых предприятий. Не случайно, что на приоритетный характер этих задач особое внимание уделяют (в рамках концепции переходного периода - от виртуальной экономики к реальной экономике ) и Председатель Правительства РФ В.В. Путин, и Председатель Государственной Думы Б.В. Грызлов, и именно в контексте развития данной концепции необходимо рассматривать принятое, по словам Министра финансов РФ А.Л. Кудрина, решение от 2 марта 2009 года о переходном периоде на четыре года в отношении объемов и структуры федерального бюджета, последующих изменений в Бюджетный кодекс, допускающих дефицит федерального бюджета, и нового варианта бюджета на 2009 год).
     Тем не менее, следует отметить, что принятая Программа (при всем ее прикладном значении) разработана на основе ошибочной и доминирующей в российской (и, отчасти, в мировой) теории и практике управления статической и предельно абстрактной, то есть нециклической (вне периодических мировых экономических циклов) интерпретации таких системообразующих и взаимосвязанных взаимогенерируемых) понятий, как монополия и конкуренция и соотношение монополии и конкуренцией, а также концентрация и деконцентрация капитала и соотношение концентрации и деконцентрации капитала и, наконец, крупные, средние и мелкие предприятия и соотношение крупных, средних и мелких предприятий. Так, в соответствии с таким подходом, усложняющим, в силу его линейного одностороннего характера, возможность практической реализации принятой Программы (и большей части антикризисных мер ), монополия представляет собой, как правило, негативный и регрессивный фактор экономического развития, который подлежит постоянному ограничению, тогда как конкуренция представляет собой, напротив, исключительно позитивный и прогрессивный фактор экономического развития, который подлежит постоянному расширению (вплоть до состояния совершенной конкуренции ).
     В действительности, и конкуренция (как процесс ограничения монополии), и монополия (как форма ограничения конкуренции) являются ключевыми и взаимогенерирующими факторами развития мировой экономики, в том числе (хотя и в меньшей мере) экономики России, то есть существуют в течение всего (в частности, текущего с 1998 по 2032 годы) мирового экономического цикла, принимая в различные его периоды большие или меньшие масштабы и интенсивность, реализуемые через различные, в том числе насильственные (главным образом, в переходные периоды мировых экономических циклов, включая текущий переходный с 2007 по 2011 годы период от оживления к подъему мировой экономики) каналы и способы. Это означает, что все секторы, отрасли и предприятия экономики страны создаются, функционируют и взаимодействуют в конкурентном или монополистическом внутренних (и внешних) пространствах - при том, что и конкуренция, и монополия являются, одновременно, и сдерживающими, и стимулирующими факторами экономического развития в течение всего мирового экономического цикла и определяют, тем самым, интенсивные и экстенсивные формы и масштабы концентрации капитала и производства в этих секторах, отраслях и предприятиях, увеличения и уменьшения их размеров в рамках мирового экономического цикла, формируя пропорции между крупными, средними и мелкими секторами, отраслями и предприятиями.
     Именно эти процессы определяют в рамках мировых экономических циклов циклические и нециклические колебания значений экономических параметров, а также различные по масштабам, но периодически повторяющиеся механизмы их дифференциации и выравнивания, в силу действия которых мировое экономическое развитие происходит посредством периодического чередования повышения и понижения уровней конкуренции и монополии - при том, что каждый из секторов, отраслей и предприятий, а также экономика любой страны (и экономика России, в частности, на мировых сырьевых рынках) стремится к ограничению внутренней (и внешней) конкуренции, реализации монопольных цен, издержек производства и прибыли. Периодическое чередование конкуренции и монополии происходит таким образом, что образование (повышение уровня) монополий ведет к усилению (тенденции к повышению уровня) конкуренции, а конкуренция (повышение уровня конкуренции) - напротив, к образованию (усилению тенденции к повышению уровня) монополий, что и определяет прямую зависимость уровней конкуренции и монополии, масштабов и интенсивности их чередования в течение мирового экономического цикла от размеров силовых потенциалов секторов, отраслей и предприятий в рамках экономики страны, а также экономики страны - в рамках мировой экономики.
     Так, чем слабее (что является характерным для России, как и для других стран мировой экономической периферии, функционирующих под более или менее жестким влиянием и контролем ведущих стран мирового экономического центра, в настоящее время, США) каждый из (небольшого числа преимущественно крупных и мелких - с низким технологическим коэффициентом) секторов, отраслей и предприятий (слабее экономика страны, в данном случае, экономика России - в рамках мировой экономики), тем ниже уровень внутренней конкуренции (внешней конкуренции - между странами, в данном случае, ниже способности экономики России, ее секторов, отраслей и предприятий к эквивалентной конкуренции на внешних, несырьевых и диверсифицированных рынках). Соответственно, при этом сильнее возможности ограничения конкуренции и установления монополий у каждого из этих секторов, отраслей и предприятий (у экономики страны - в рамках мировой экономики, в данном случае, экономики России - на внешних, сырьевых и недиверсифицированных рынках), в том числе посредством поглощений слабых секторов, отраслей и предприятий (слабой экономики страны - в рамках мировой экономики, в данном случае, экономики России ведущими частями мировой экономики).
     Такая ситуация является характерной (в меньшей мере для стран мировой экономической периферии, в частности, для России, менее включенных в нормативные режимы и ритмы мировых экономических циклов) для периодов оживления мировых экономических циклов, в частности, для периода оживления с 2003 по 2007 годы - при том, что слабость секторов, отраслей и предприятий, а также уровень монополий достигают минимума (критического предела) к концу периодов оживления, в данном случае, к 2007 году, что и ведет к усилению тенденций к повышению уровня конкуренции, то есть к началу переходных периодов от оживления к подъему этих циклов, в данном случае, к началу переходного периода с 2007 по 2011 годы. Именно эти обстоятельства, которые генерируют повышение размеров силового потенциала и усреднение значений экономических параметров, главным образом, размеров каждого из секторов, отраслей и предприятий и к которым начинает в настоящее время адаптироваться мировая экономика (и должна адаптироваться экономика и экономическая политика России), и являются ключевыми причинами сложившейся в настоящее время ситуации в мировой экономике, ошибочно интерпретируемой как мировой экономический кризис .
    Напротив, чем сильнее (что является характерным для ведущих стран мирового экономического центра, прежде всего, для США, генерирующих нормативные режимы и ритмы мировых экономических циклов, и должно быть характерным для экономики России) каждый из (большого числа преимущественно средних - с высоким технологическим коэффициентом) секторов, отраслей и предприятий (сильнее экономика страны, в данном случае, экономика России - в рамках мировой экономики), тем выше уровень внутренней конкуренции (внешней конкуренции - между странами, в данном случае, должны быть выше способности экономики России, ее секторов, отраслей и предприятий к эквивалентной конкуренции на внешних, несырьевых и диверсифицированных рынках). Соответственно, при этом слабее возможности ограничения конкуренции и установления монополий у каждого из этих секторов, отраслей и предприятий (у экономики страны - в рамках мировой экономики, в данном случае, экономики России - на внешних, сырьевых и недиверсифицированных рынках), в том числе посредством поглощений слабых секторов, отраслей и предприятий (слабой экономики страны - в рамках мировой экономики, в данном случае, экономики России ведущими частями мировой экономики).
     Такая ситуация является характерной (и также в меньшей мере для стран мировой экономической периферии, в частности, для России, менее включенных в нормативные режимы и ритмы мировых экономических циклов) для периодов подъема мировых экономических циклов, в частности, для периода подъема с 2011 по 2015 годы - при том, что сила секторов, отраслей и предприятий, а также уровень конкуренции достигают максимума (критического предела) к концу периодов подъема, в данном случае, к 2015 году, что и ведет к усилению тенденций к повышению уровня монополий, то есть к началу периодов кризиса этих циклов, в данном случае, к началу периода кризиса с 2020 по 2024 годы. Указанная смена периодов текущего мирового экономического цикла, то есть смена периода подъема мировой экономики на период ее кризиса будет осуществляться (как и при любой смене этих периодов) в рамках переходного периода с 2015 по 2020 годы, тождественного по характеристикам состоянию совершенной конкуренции (а точнее - состоянию верхнего и неустойчивого состояния равновесия, то есть наивысшего периода мирового экономического цикла), и именно к этим характеристикам будет в дальнейшем адаптироваться мировая экономика (и должна будет адаптироваться экономика и, соответственно, экономическая политика России).
    Образование и высокий уровень монополий (как в целом, так и, в особенности, в периоды оживления мировых экономических циклов, в частности, в период оживления с 2003 по 2007 годы) означает относительно устойчивое и долгосрочное превышение (или отставание) значений экономических параметров отдельных (монополистических) секторов, отраслей и предприятий над средними значениями этих параметров (и наличие неэквивалентного экономического обмена), которое происходит за счет равноценного отставания (или превышения) значений аналогичных экономических параметров от средних значений этих параметров в других (немонополистических) секторах, отраслях и предприятиях, в которых образование и повышение уровня монополий является невозможным, сложным или неоправданно длительным процессом. Такая ситуация является (особенно в России) прямым результатом ограниченности, неустойчивости или дифференциации пространственно-временных условий развития экономики страны, ее секторов, отраслей и предприятий, в том числе условий производства, обращения и потребления товаров и услуг (или отсутствия информации об этих условиях), что проявляется, соответственно, в ограниченности, неустойчивости или дифференциации как размеров и структуры внутренних рынков, так и значений и динамики экономических параметров, в частности, вследствие их сильных нециклических колебаний.
     Поэтому высокий уровень монополий сопровождается высокими уровнем и масштабами экстенсивной концентрации капитала и производства во всех секторах, отраслях и предприятиях, сокращением их числа, повышением уровня и масштабов их комбинирования (универсализации), а также понижением уровней и масштабов интенсивности и насыщения внутренних рынков и, наконец, повышением уровней устойчивости крупных и мелких, как правило, монополистических предприятий (при одновременном понижении уровня устойчивости средних, как правило, немонополистических предприятий). В конечном счете, это означает наличие в экономике страны (особенно, в экономике России) условий, при которых являются возможными любые предельные значения экономических параметров и поэтому невозможными достижения их средних значений - в силу отсутствия механизма их выравнивания, наличия внутреннего неэквивалентного экономического обмена, а также неравномерного распределения ценового и иного давления на внутренние рынки, которые ведут к увеличению возможностей монополий для завышения или занижения значений экономических параметров, прежде всего, для завышения монопольных и занижения немонопольных цен (и соответствующего изменения их структуры).
     Таким образом, образование и высокий уровень монополий (особенно в экономике России, а также в периоды оживления мировых экономических циклов, в частности, в период оживления с 2003 по 2007 годы) отражают крупные масштабы дифференциации значений экономических параметров, которые выражаются в формировании, как правило, высоких монопольных цен, издержек производства и прибыли, то есть в наличии сильной ценовой и иной дискриминации по различным сферам производства, обращения и потребления начальных, промежуточных и конечных товаров (услуг), в частности, по различным секторам, отраслям и предприятиям и соответствующим им товарным (и иным) рынкам. Одним из существенных и негативных последствий этих процессов, отражающихся на значениях практически всех экономических параметров, является понижение (вплоть до завершения периодов оживления, в частности, к 2007 году) скорости (удлинение лаговых запаздываний) оборота, а также перелива и миграции различных, главным образом, реальных внутренних и внешних (денежных и товарных) ресурсов, капиталов и доходов между различными секторами, отраслями и предприятиями, которые и ведут, в конечном счете, к предельному доминированию в экономике страны фиктивного (спекулятивного, а также непроизводительного) капитала.
     Именно поэтому главной функциональной особенностью монополий является (в целом неизбежное и необходимое в периоды оживления мировых экономических циклов, в частности, в период с 2003 по 2007 годы, но имеющее негативный характер при чрезмерном и длительном доминировании в экономике страны, в данном случае, в экономике России) блокирование механизма формирования средних значений экономических параметров, то есть средних (не худших и не лучших) условий производства, обращения и потребления, главным образом, средних цен, средних норм прибыли и ссудного процента. Соответственно, это означает, что именно монополии (точнее, критически предельно высокий уровень монополий, который формируется  к концу периодов оживления, в частности, к 2007 году) блокируют механизм смены направлений динамики и периодов мировых экономических циклов и, в силу этого, вхождение экономики страны (в данном случае, экономики России) в их переходные периоды и далее - в периоды подъема, в частности, в текущий переходный период с 2007 по 2011 годы и, далее в период подъема с 2011 по 2015 годы.
    Поэтому экономическая политика России в эти периоды и должна быть направлена на повышение уровня конкуренции, повышение устойчивости и выравнивание пространственно-временных условий развития экономики страны, ее секторов, отраслей и предприятий, в том числе условий производства, обращения и потребления товаров и услуг (раскрытие информации об этих условиях), что должно проявляться в повышении устойчивости и выравнивании как размеров и структуры внутренних рынков, так и значений и динамики экономических параметров, в частности, посредством блокирования их сильных нециклических колебаний. Иначе говоря, такая политика должна быть направлена на создание условий, при которых становятся невозможными любые предельные значения экономических параметров, ведущие к завышению монопольных и занижению немонопольных цен (к соответствующим изменениям их структуры), механизмов, обеспечивающих равномерное распределение ценового и иного давления на внутренние рынки и выравнивание этих параметров по их средним значениям (эквивалентный экономический обмен), повышение уровней и масштабов интенсивной концентрации капитала и (специализации) производства в секторах, отраслях и предприятиях, интенсивности и насыщения внутренних рынков, увеличение числа, повышение уровня устойчивости средних - немонополистических предприятий (при уменьшении числа и понижении уровней устойчивости крупных и мелких монополистических предприятий).
     Одним из направлений такой политики, реализация которого должна оказать существенное позитивное влияние на значения практически всех экономических параметрах, должно быть повышение скорости (сокращение лаговых запаздываний) оборота, перелива и миграции различных, главным образом, реальных внутренних и внешних (денежных и товарных) ресурсов, капиталов и доходов между различными секторами, отраслями и предприятиями, обеспечивающее, в конечном счете, доминирование реального (и производительного) капитала. Именно поэтому главной функциональной особенностью конкуренции, на реализацию которой и должна быть направлена  в настоящее время экономическая политика России, является разблокирование механизма формирования (конкурентных) средних значений экономических параметров, то есть средних условий производства, обращения и потребления, главным образом, средних цен, средних норм прибыли и ссудного процента, то есть разблокирование механизма смены направлений динамики и периодов мировых экономических циклов и, следовательно, вхождение экономики страны в периоды подъема этих циклов, в частности, в период подъема с 2011 по 2015 годы.
    Повышения и понижения уровней конкуренции и монополии в рамках мировых экономических циклов имеют определенные особенности у предприятий различных размеров, связанные с созданием, функционированием и взаимодействием, главным образом, крупных и мелких предприятий и уровни их устойчивости - при том, что именно различные в течение этих циклов пропорции между крупными, средними и мелкими предприятиями являются одними из ключевых факторов, определяющих ритмы и режимы этих циклов.
     Так, крупные предприятия находятся в большей негативной зависимости от уровней внутренней и внешней конкуренции, поскольку, в силу крупных объемов применяемого (и резервного) капитала, их повышение увеличивает у них капитальные потери, что понижает их возможности для изменения объемов и структуры этого капитала, необходимость в которых и блокировании таких потерь повышается и достигает предельного максимума в переходные периоды (в частности, с 2007 по 2011 годы) от оживления к подъему мировых экономических циклов. Это является основной причиной наличия у крупных предприятий (главным образом, инвестиционного сектора) тенденций к сохранению монополий, ограничению постороннего доступа к внутренним и внешним ресурсам, капиталам и доходам, и, следовательно, наличие сильного давления монополистического сектора на все сферы экономики страны, в том числе на немонополистический сектор, включая мелкие предприятия.
     Напротив, мелкие предприятия находятся в меньшей негативной зависимости от уровней внутренней и внешней конкуренции, поскольку, в силу меньших объемов применяемого (и резервного) капитала, повышение этих уровней не увеличивает у них капитальные потери, что повышает их возможности для изменения объемов и структуры этого капитала, необходимость в которых также повышается и достигает предельного максимума в указанные периоды. Это является основной причиной наличия у мелких предприятий (главным образом, потребительского сектора) тенденций к повышению уровней внутренней и внешней конкуренции, получению доступа к внутренним и внешним ресурсам, капиталам и доходам, и, следовательно, повышения давления немонополистического сектора на все сферы экономики страны, в том числе на монополистический сектор, включая крупные предприятия.
     В конечном счете, указанные процессы ведут к трансформации крупных и мелких предприятий в средние предприятия (к сбалансированию инвестиционного и потребительского секторов) посредством повышения или понижения соответствующих экономических параметров, в частности, понижения размеров крупных и повышения размеров мелких предприятий, обеспечение которых и должно быть одним из основных направлений экономической политики России в текущий переходный период с 2007 по 2011 годы.
    При реализации указанных направлений экономической политики следует учитывать также и наличие определенной взаимосвязи монополий и конкуренции с колебаниями издержек производства, прежде всего, заработной платы, а также прибыли, которая состоит в том, что для создания и реализации крупной прибыли и поэтому осуществления крупных накоплений и инвестиций капитала ключевое значение имеют сферы производства с низким уровнем конкуренции и максимальными возможностями для монополизации производства. Поэтому при создании и воспроизводстве внутренних рынков (что является особо актуально для России) важное значение имеют ограничения увеличения издержек производства, прежде всего, номинальной заработной платы, поскольку такое увеличение, а также связанное с этим расширение внутреннего платежного потребительского спроса вызывают в краткосрочном периоде увеличение инвестиций в сферы производства с высоким уровнем конкуренции и минимальными возможностями для монополизации производства, то есть в сферы производства и реализации конечных товаров (услуг) или увеличение их импорта, с негативными для экономики страны (особенно для России) последствиями.
     Напротив, увеличение заработной платы не блокирует возможности монополизации производства в случае, если такое увеличение компенсируется увеличением, прежде всего, монопольной прибыли и поэтому увеличением накоплений и инвестиций капитала - при том, что такие возможности являются различными для крупных и мелких предприятий (как и для экономически менее и более развитых стран). Так, крупные предприятия (как и менее развитые страны, а также любые страны в условиях высокого уровня монополий, в частности, в период оживления с 2003 по 2007 годы) имеют большие возможности для компенсации увеличения издержек производства, в том числе номинальной заработной платы посредством увеличения монопольной прибыли, тогда как, напротив, мелкие предприятия (как и более развитые страны, а также любые страны в условиях высокого уровня конкуренции, в частности, в период подъема с 2011 по 2015 годы) имеют меньшие возможности для компенсации увеличения издержек производства, в том числе заработной платы посредством увеличения (монопольной) прибыли.
     Поэтому экономическая политика России должна быть направлена в текущий переходный период с 2007 по 2011 годы, то есть в условиях понижения монопольной прибыли и уменьшения числа крупных предприятий, на повышение реальной заработной платы, а с учетом наличия низкой возможности, в силу указанных причин, повышения номинальной заработной плате в среднесрочной перспективе - за счет расширения льготных компенсационных выплат. Более того, при проведении экономической политики в России, в частности, ее платежного баланса необходимо учитывать, что возможности для компенсации увеличения заработной платы посредством увеличения монопольной прибыли и поэтому уровень монополий определенным образом влияют на масштабы и интенсивность притока и оттока национального и иностранного капиталов.
     Так, повышение уровня монополий и увеличение числа (главным образом, монополистических) крупных и мелких предприятий - при уменьшении числа средних (главным образом, немонополистических) предприятий, которые происходят в периоды оживления (в частности, с 2003 по 2007 годы), сопровождаются уменьшением оттока крупных и мелких национальных капиталов, а также увеличением притока крупных и мелких иностранных капиталов - при сокращении накоплений и инвестиций средних национальных и иностранных капиталов. Такая миграция капиталов связана с повышением эффективности применения на внутреннем экономическом пространстве именно крупных и мелких капиталов (и понижением эффективности применения средних капиталов), с увеличением возможностей создания и реализации монопольной прибыли, что ведет, в конечном счете, к достижению предельно допустимой максимальной монопольной прибыли и завершению периодов оживления и началу переходных (в частности, с 2007 по 2011 годы) периодов от оживления к подъему.
     Напротив, повышение уровня конкуренции и уменьшение числа (главным образом, монополистических) крупных и мелких предприятий - при одновременном увеличении числа средних (главным образом, немонополистических) предприятий, которые происходят в переходные периоды и, особенно, в периоды подъема (в частности, в ожидаемый период подъема с 2011 по 2015 годы), сопровождаются увеличением оттока крупных и мелких национальных капиталов, а также уменьшением притока крупных и мелких иностранных капиталов - при расширении (в том числе за счет резервных) накоплений и инвестиций средних национальных и иностранных капиталов. Такая миграция капиталов связана, напротив, с понижением эффективности применения на внутреннем экономическом пространстве крупных и мелких капиталов (и повышением эффективности применения средних капиталов), то есть с уменьшением возможностей создания и реализации монопольной прибыли, что и ведет, в конечном счете, к достижению предельно допустимой минимальной монопольной прибыли и поэтому к завершению периодов подъема и началу периодов кризиса (в частности, ожидаемого периода кризиса с 2020 по 2024 годы), в рамках которого происходит (и неизбежно произойдет) очередное повышение уровня монополий и увеличение возможностей для создания и реализации на внутреннем экономическом пространстве монопольной прибыли.
     В конечном счете (и это является особо характерным для экономики России), ключевой особенностью монополистического сектора является устойчивое и долгосрочное опережение доли создаваемой и реализуемой им прибыли в объеме его производства после вычета всех налоговых и иных платежей над значением аналогичного параметра в немонополистическом секторе, тогда как, напротив, ключевой особенностью немонополистического сектора является устойчивое и долгосрочное отставание доли создаваемой и реализуемой им прибыли в объеме его производства после вычета всех налоговых и иных платежей. Такое деформированное соотношение между секторами является, в частности, результатом наличия коррупционных отношений при распределении и перераспределении национального богатства и национального дохода, внутренних и внешних ресурсов, капиталов и доходов, которые допускают получение некомпенсационных налоговых, кредитных, информационных и иных льгот и привилегий и ведут (поскольку они являются инструментами управления) к негативным формам интеграции монополистического сектора с государством.
     Именно наличие таких отношений, как и дифференциации значений экономических параметров и неэквивалентного экономического обмена (особенно, в периоды оживления мировых экономических циклов, в частности, с 2003 по 2007 годы) и ускоряет развитие монополистического сектора и, как правило, товаров начального и промежуточного потребления, и, напротив, замедляет развитие немонополистического сектора и, как правило, товаров конечного потребления, в частности, числе в силу переложения капитальных и текущих потерь, а также увеличения издержек производства, в том числе заработной платы в монополистическом секторе на немонополистический сектор и конечных потребителей. Поэтому решающее значение для экономики страны имеют доли этих секторов в ее структуре, поскольку масштабы этих секторов (и масштабы составляющих их крупных, средних и мелких предприятий), а также значения их экономических параметров оказывают прямое воздействие на формирование средних и дифференциальных значений экономических параметров в экономике страны, то есть определяют степень действия механизма выравнивания экономических параметров по их средним значениям и, следовательно, возможности смены направлений динамики и периодов мировых экономических циклов (в частности, в текущий переходный период с 2007 по 2011 годы - возможности смены периода оживления на период подъема) - с учетом особенностей образования и более или менее длительного сохранения в экономике страны высокого уровня монополий (монополистических крупных и мелких, в том числе государственных предприятий), которые связаны с ее отраслевой структурой.
     Так, конкуренция ограничена, прежде всего, в тех отраслях, в которых цены, издержки производства и прибыль, а также значения иных экономических параметров определяются не по средним, а по предельным, то есть лучшим или худшим условиям производства, обращении и потребления. Это означает, что экономические позиции и уровень устойчивости монополистического сектора являются наиболее сильными, главным образом, в сельском хозяйстве и добывающих отраслях, поскольку именно эти отрасли в большей степени, чем другие отрасли, находятся в прямой функциональной зависимости от временных и пространственных (природно-климатических, транспортных) условий их развития и, следовательно, значения экономических параметров этих отраслей являются наименее устойчивыми, а также наиболее подверженными нециклическим (в том числе сезонным) колебаниям и, в силу этого наиболее сильным спекулятивным тенденциям. Поэтому товары этих отраслей и являются основными биржевыми товарами, а чем выше доля сельского хозяйства и добывающих отраслей в структуре экономики страны (а именно такой является в настоящее время структура экономики России), тем выше совокупный уровень монополизации производства, обращения и потребления, масштабы спекуляции, которые усложняют смену направлений динамики и периодов мировых экономических циклов, в частности, прохождение переходного периода с 2007 по 2011 годы и вхождение экономики страны в периоды подъема (в частности, в период подъема с 2011 по 2015 годы) этих циклов.
     Более того, такая смена направлений и динамики мировых экономических циклов блокируется в наибольшей мере именно теми монополиями в указанных отраслях (и связанными с ними системами управления), которые в максимальной степени связаны с внешними рынками, то есть находятся под влиянием колебаний мировых рынков и экспорта сырьевых товаров, блокирующих выравнивание экономических параметров по их средним значениям и сокращение масштабов дифференциации этих параметров. Это определяет необходимость в России экономической политики, направленной на ликвидацию таких монополий в течение указанных периодов, прежде всего, в течение текущего переходного периода с 2007 по 2011 годы, то есть дестимулирование дальнейшего развития, главным образом, монополистических крупных и мелких предприятий (и связанных с ними систем управления), ориентированных на экспорт сырьевых товаров и колебания внешних рынков этих товаров.
     Напротив, конкуренция неограниченна, прежде всего, в тех отраслях, в которых цены, в том числе издержки производства и прибыль, а также значения иных экономических параметров определяются не по предельным, то есть лучшим или худшим, а именно по средним условиям производства, обращения и потребления. Это означает, что экономические позиции и уровень устойчивости немонополистического сектора являются наиболее сильными, главным образом, в промышленности, поскольку именно промышленность в меньшей степени, чем другие отрасли, находится в прямой функциональной зависимости от временных и пространственных (в том числе природно-климатических, транспортных и иных) условий их развития и, следовательно, значения экономических параметров промышленности являются наиболее устойчивыми, а также наименее подверженными нециклическим (или сезонным) колебаниям и поэтому наиболее сильным спекулятивным тенденциям. Поэтому промышленные товары и не являются основными биржевыми товарами, а чем выше доля промышленности в структуре экономики страны (а именно такой должна быть в перспективе структура экономики России), тем выше уровень конкурентного производства, обращения и потребления, масштабы прямых хозяйственных и иных связей, которые упрощают смену динамики и периодов мировых экономических циклов, в частности, вхождение экономики страны в периоды подъема (в частности, в период подъема с 2011 по 2015 годы) этих циклов.
     Такая смена направлений и динамики мировых экономических циклов осуществляется в наибольшей мере теми отраслями промышленности (и связанными с ними системами государственного управления), которые в максимальной степени связаны с внутренними рынками, то есть находятся под воздействием колебаний внутренних рынков, обеспечивающих возможности выравнивания экономических параметров по их средним значениям и сокращения масштабов дифференциации этих параметров. Это и определяет необходимость в России экономической политики, направленной на создание или восстановление таких отраслей промышленности (и связанных с ними систем управления) в течение указанных периодов, прежде всего, в течение текущего переходного периода с 2007 по 2011 годы, то есть на стимулирование развития немонополистических крупных, мелких и, главным образом, средних предприятий, ориентированных на внутренние рынки и колебания объемов производства, обращения и потребления именно промышленных товаров.
    Тем не менее, существует ряд обстоятельств, определяющих устойчивость и, более того, необходимость монополий (в данном случае, в экономике России), понижения уровней внутренней и внешней конкуренции, сокращения числа действующих предприятий и установления монопольных цен, издержек производства и прибыли, которые направлены на блокирование, ограничение или нейтрализацию наиболее сильных (в силу наличия особых природно-климатических и иных условий) нециклических (в том числе сезонных) колебаний значений экономических параметров, то есть многих исходных факторов экономического развития (в том числе определяющих размеры предприятий), ведущих к обесценению или временному неиспользованию применяемых и резервных ресурсов, капиталов и доходов. Такая ограничительная внутренняя и внешняя экономическая политика направлена (должна быть направлена в настоящее время в России) на сохранение относительной закрытости и контролируемости экономики страны, устойчивости внутреннего экономического пространства, главным образом, внутреннего сектора, в том числе (с необходимыми структурными изменениями) сельского хозяйства и добывающих отраслей и, прежде всего, устойчивости промышленности и связанных с ней отраслей (включая естественные монополии) и структур управления.
     Более того, такая экономическая политика направлена, как правило, на сокращение или полную ликвидацию отставания в развитии экономики страны (что особенно актуально для России), которые выражаются, прежде всего, в достижении этого развития такого уровня, в том числе уровней концентрации капитала и производства, а также размеров секторов, отраслей и предприятий, при которых происходит значительное покрытие совокупного спроса посредством внутреннего сектора, а внешняя торговля осуществляется, преимущественно, на основе эквивалентного (недискриминационного) экономического обмена. При этом такая политика имеет тем более обоснованный и устойчивый характер, чем ниже конкурентоспособность секторов, отраслей и предприятий на внутренних и внешних рынках, а также жестче ограничения во внешних экономических (или политических) связях, что в полной мере относится к экономике России, хотя при чрезмерно длительном применении такой политики, в частности, в силу сложности ее корректировки по причинам бюджетного характера, монополии трансформируются в сдерживающий фактор экономического развития, то есть стремятся к еще большему снижению уровней внутренней и внешней конкуренции, сохранению внутренних высоких монопольных цен, объемов издержек производства и прибыли.
     Именно поэтому при проведении экономической политики наибольшие усилия и затраты связаны (и особенно в России) с разрушением монополистического сектора, крупных и мелких монополий посредством расширения внутренней и/или внешней конкуренции, главным образом, при выходе экономики страны из периодов оживления (в частности, с 2003 по 2007 годы), то есть резкого изменения в переходные периоды (в частности, с 2007 по 2011 годы) и, особенно, в периоды подъема (в частности, с 2011 по 2015 годы) мировых экономических циклов сложившихся ранее предельно дифференциальных значений экономических параметров и деформированных пропорций между крупными, средними и мелкими предприятиями. В силу этого на ранних этапах мирового экономического процесса (до конца XVII и середины XVIII веков) отсутствуют выраженные мировые экономические циклы, циклические колебания значений экономических параметров, поскольку наличие монополий, главным образом, монополий на землю и денежные (ссудные) средства, торговых монополий и доминирование соответствующих секторов, отраслей и предприятий блокирует формирование нормативных ритмом и режимом этих циклов.
     Это означает, что выраженные циклические колебания значений экономических параметров, то есть более или менее полноценная динамика мировых экономических циклов, в том числе смена их периодов, генерируются именно в результате разрушения указанных монополий - крупных и мелких предприятий и связанных с ними предприятий иных отраслей и, особенно, структур государственного управления, а также монопольных цен, издержек производства и прибыли, норм прибыли и ссудного процента - и повышение уровня конкуренции, то есть усиления действия механизма выравнивания значений экономических параметров по их средним значениям. Поэтому при проведении экономической политики, особенно экономической политики России, адекватный и системный учет именно указанных циклических (а не нециклических, в том числе случайных, сезонных и иных) колебаний значений экономических параметров и является одним из основных условий минимизации капитальных и текущих потерь в течение всего мирового экономического цикла, то есть как в период экономического роста, так и в период экономического спада.
    При этом следует учитывать, что разрушение монополий, то есть демонополизация и деконцентрация капитала и производства (децентрализация управления и собственности), увеличение числа действующих предприятий и объемов производства, обращения и потребления товаров (услуг) не обеспечивают, как это предполагается, автоматическое понижение издержек производства и цен, а, напротив, ведут в краткосрочном периоде к их повышению относительно низких (высоких) издержек производства и цен, достигнутых в условиях монополий и ограниченного числа предприятий, объемов производства, обращения и потребления товаров (услуг). Иначе говоря, в зависимости от структурных особенностей (экономики России) издержки производства и цены могут быть и, как правило, бывают ниже в условиях монополий, чем конкуренции, поскольку не включают вызываемые повышением уровня конкуренции дополнительные затраты, в том числе крупные и связанные с социальными и политическими рисками затраты на децентрализацию управления и собственности.
     Это означает, что повышение издержек производства и цен является следствием не только ограничения, но и расширения объемов производства, обращения и потребления товаров (услуг), и поэтому возможности (в данном случае, в России) демонополизации и деконцентрации капитала и производства (и связанных с этим процессов) зависят от текущих и ожидаемых объемов и структуры совокупного (в том числе резервного, или пассивного) спроса, то есть платежных способностей предприятий и населения адаптироваться к резкому повышению вследствие понижения уровня монополий (и развития мелких предприятий) издержек производства и цен (главным образом, именно такое, негативное по последствиям, повышение издержек производства и цен происходило в России в начале 90-годов прошлого века).
     Поэтому при проведении такой экономической политики необходимо точное выявление тех сфер производства, обращения и потребления, которые в краткосрочном периоде могут быть подвергнуты демонополизации и деконцентрации без резкого повышения издержек производства и цен, а также создание дополнительного (включение резервного, или пассивного) спроса в средне- и долгосрочном периоде, увеличение размеров государственного спроса и государственных расходов, прежде всего, за счет формирования активного дефицита государственного бюджета и, наконец, блокирование увеличения объемов экспорта товаров (услуг) и капиталов - в условиях высоких внутренних цен и более высокого внешнего спроса, а также увеличения импорта дешевых товаров (услуг) и капиталов - в условиях низкого внутреннего спроса, то есть снижение доминирующего (что особенно важно для экономики России) значения экспортного и импортного секторов экономики.     
    Таким образом, генерирование выраженных и долгосрочных циклических колебаний значений экономических параметров, блокирование или минимизация их нециклических колебаний и соответствующие изменения в отраслевой структуре экономики страны (а именно, снижение в ней долей сельского хозяйства и добывающих отраслей), то есть генерирование достаточно выраженных средних ритмов и режимов мировых экономических циклов, связано именно с развитием промышленности и смежных с ней секторов, отраслей и предприятий и, следовательно, с осуществлением крупных долгосрочных инвестиций в основной и оборотный капиталы. Собственно, именно эти процессы и происходили в мировой экономике, прежде всего, в Англии (как ведущей - с 1692 по 1964 годы - страны мирового экономического центра), начиная с конца XVII и, далее, с середины XVIII веков в ходе промышленной революции - как, фактически, прямого результата разрушения корпоративной и установления частной собственности, а в наиболее явной форме - начиная с середины XIX века, в том числе в России (в ходе развития капитализма в России ).
     Иначе говоря, развитие промышленности (сохраняя свою актуальность, в данном случае, в России) предполагает, прежде всего, разрушение монополий на землю, то есть монополий в сельском хозяйстве и добывающих отраслях и, как следствие, понижение объемов и нормы абсолютной земельной (природной - особенно, в условиях России) ренты, а также монополий на денежный, в том числе ссудный капитал и, как следствие, увеличение (долгосрочных) объемов этого капитала и понижение (долгосрочной) нормы ссудного процента и, наконец, создание на этой основе товарных, фондовых и банковских систем и рынков. При этом разрушение таких монополий происходит (должно происходить в России) посредством двух субъектов (если исключить внешних субъектов): либо посредством и под прямым или косвенным (через использование государства) давлением немонополистического сектора, включающем и крупные, и мелкие предприятия, либо посредством соответствующей экономической политики государства - при том, что наличие этих субъектов является необходимым в течение каждого из мировых экономических циклов (при резком повышении такой необходимости именно в переходные периоды этих циклов, в частности, с 2007 по 2011 годы), что связано с периодическим повышением уровня монополий в периоды оживления, которое сменяется также периодическим повышением уровня конкуренции в периоды подъема этих циклов.
    Разрушение монополий на землю и денежный (ссудный) капитал и повышение уровня конкуренции осуществляется немонополистическим сектором экономики в целях получения прямого или косвенного (через государство) доступа к национальному богатству и национальному доходу, то есть к внутренним и внешним ресурсам, капиталам и доходам, и, как следствие этого, децентрализованной аккумуляции и децентрализованного использования земельной (природной) ренты и денежного (ссудного) капитала на создание и развитие промышленности, а также товарных, фондовых и банковских систем. При этом реализация данных процессов, которые ведут, в конечном счете, к увеличению доли средних предприятий и (с коррекцией) доли среднего класса , находятся в прямой зависимости от достигнутого (как правило, через механизм буржуазных революций ) политического единства немонополистического сектора (в частности, в Англии - через Билль о правах 1689 года, который был принят в результате Славной революции и обеспечил появление двух политических партий - либеральной ( виги ) и консервативной ( тори ) партий).
     Иначе говоря, реализация этих процессов связана с формированием (синхронных с ритмами и режимами мировых экономических циклов) страновых политических циклов, то есть с периодической сменой во власти правых и левых политических партий, которая происходит в результате правых и левых революций именно в переходные периоды мировых экономических циклов - при том, что в переходные периоды от оживления к подъему этих циклов, в частности, с 2007 по 2011 годы, происходят левые революции, ведущие к приходу к власти левых политических партий, экономическая политика которых направляется именно на разрушение монополий, выравнивание значений экономических параметров по их средним значениям и увеличение в экономики долей средних предприятий и среднего класса . В иных случаях, ключевая роль в разрушении монополий, в частности, в переходные периоды от оживления и к подъему мировых экономических циклов, принадлежит государству (особенно в условиях России), которое посредством централизованной аккумуляции и децентрализованного использования земельной (природной) ренты и денежного (ссудного) капитала, то есть повышения уровня и масштабов прямого вмешательства в экономику, увеличения государственного спроса и формирования активного дефицита государственного бюджета направляет (должно направлять в России) усилия на создание и развитие промышленности, а также товарных, фондовых и банковских систем и, в конечном счете, на увеличение в экономики долей средних предприятий и среднего класса .
     Очевидно, что в обоих этих случаях речь идет о формировании именно национального (а не олигархического, спекулятивного и монополистического, как это, в данном случае, имеет место в России) капитала - как одного из определяющих и долгосрочных факторов экономического развития, которое сопровождается (и должно сопровождаться в России) одновременным формированием другого определяющего и долгосрочного фактора этого развития, а именно, национального (также не олигархического, спекулятивного и монополистического) профсоюзного движения. Поэтому формирование такого капитала является (особенно в России) исключительно сложным или длительным процессом либо при отсутствии определенной позиции по национальному профсоюзному движению, что является признаком отсутствия или неадекватности социальной политики, либо при наличии неприятия такого движения в принципе, что имеет серьезные экономические (иные, включая политические) последствия, которые отражаются на масштабах концентрации (централизации) капитала и производства, средних и дифференциальных  значениях экономических параметров.
     Соответственно, это проявляется в двух крайних вариантах экономической политики, направленных либо (как это происходило в 90-е годы прошлого века в России) на дробление национального профсоюзного движения, в частности, посредством масштабной деконцентрации (децентрализации) капитала и производства, в том числе увеличения числа мелких (практически, кустарных) предприятий, либо (как это происходило до 90-х годов прошлого века в СССР) на частичную или полную ликвидацию такого движения посредством масштабной концентрации (централизации) капитала и производства, в том числе увеличения числа крупных (универсальных и монополистических) предприятий. Как следует из вышеизложенного, оба варианта экономической политики являются ошибочными (и недопустимыми для повторения в России), а формирование национального капитала должно осуществляться на основе создания и постоянного (как минимум - периодического) воспроизводства средних предприятий и среднего класса , для реализации которых наиболее благоприятными и являются именно переходные периоды от оживления к подъему, периоды подъема и периоды верхнего равновесия мировых экономических циклов, в частности, период с 2007 по 2020 годы текущего мирового экономического цикла.
     Именно такая экономическая политика позволит смягчить будущий (циклический) мировой экономический кризис с 2020 по 2024 годы, то есть неизбежные для периодов (циклического) кризиса повышения уровней и масштабов дифференциации значений экономических параметров, уровней и масштабов монополий и спекулятивных операций с товарными и фондовыми ценностями.