Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2008г. Выпуск 13 Россия и Всемирная торговая организация

Последствия присоединения России к ВТО

     
     В результате длительных и сложных переговоров, присоединение России к Всемирной торговой организации (ВТО) стало лишь вопросом времени, на что неоднократно указывало руководство страны. На место дискуссий "за" и "против" такого присоединения постепенно приходит конкретная подготовка российского бизнеса и власти к работе в условиях членства России в этой организации и адаптации к ним.
     Вместе с тем, оценки возможных последствий присоединения к ВТО для отечественной экономики остаются пока во многом противоречивыми, отсутствует и какая-либо их систематизация. Из всего существующего многообразия таких оценок, следует, прежде всего, отметить, что присоединение России к ВТО не приведет в целом к масштабным негативным изменениям в большинстве отраслей российской промышленности и, более того, является необходимым именно в современных условиях глобализации мировой экономике.
     Иначе говоря, по своему эффекту для российской экономики членство в ВТО в части возможного негатива будет несопоставимо ни с "реформами" 90-х годов, ни с дефолтом 1998 г., а сам этот эффект укладывается в пределы адаптации к нему российской экономики в целом. При этом реальны и выигрыши от участия в ВТО, в том числе в экономической и правовой сферах.
     Очевидно, что на этом общем позитивном фоне являются возможными и исключения. Так, открытие внутреннего рынка для внешней конкуренции, даже и выборочной, создаст проблемы в нашем авиа-, авто- и станкостроении, сельхозмашиностроении, электронике, пищевкусовой, мебельной, текстильной промышленности, а также в агробизнесе, сферах деловых и финансовых услуг, ряде других отраслей.
    В социальном плане также не следует ожидать от членства России в ВТО каких-либо фундаментальных изменений, в том числе масштабной безработицы. Более того, членство России в ВТО не исключают и роста занятости в отдельных отраслях, в том числе в связи с развитием в этих условиях российского экспорта или же в связи с импортзамещением (например, в рыболовстве, производстве металлоконструкций, шарикоподшипников, приборов, вин и продуктов нефтехимии).
    Конечно, это не означает, что членство России в ВТО не приведет к колебаниям спроса на труд в отдельных отраслях российской экономики. Так, проблемными с точки зрения занятости могут стать ряд таких отраслей, как мясомолочная, химическая, фармацевтическая, автомобильная, микробиологическая, электротехническая, текстильная промышленность, машиностроение для потребительских отраслей, сельхозмашиностроение, комбикормовая, фаянсовая, стекольная и парфюмерная промышленность.
     Тем не менее, сводить все социальные последствия членства в ВТО к одной лишь занятости было бы, конечно, неверно, так как речь должна идти об объемах и качестве потребления благ и услуг, то есть качестве жизни в целом.
     Так, работа в условиях членства ВТО создаст значительный резерв для повышения заработной платы на предприятиях нефтедобычи, нефтепереработки, газодобычи, медицинской, кондитерской, полиграфической, винодельческой промышленности, в тяжелом энергетическом и транспортном машиностроении и ряде других отраслей.
     Повышающаяся, но нестабильная, заработная плата может преобладать в цветной металлургии и парфюмерной промышленности, относительно низкая, но растущая - в электротехнике, химии, производстве дорожно-строительных машин, холодильного и компрессорного оборудования; низкая (и снижающаяся) - в лесохимии, текстильной, сахарной и микробиологической промышленности.
    Если для российского производителя присоединение к ВТО означает дополнительные риски, то теоретически от ожидаемых низких цен, а также разнообразия импорта должен выиграть российский потребитель, особенно в сфере услуг, при том, что часть услуг у нас не практикуется вовсе.
     Однако следует также отметить, что, как показывает мировой опыт, либерализация рынка в условиях членства в ВТО редко приводит к тому, что необходимые услуги становятся доступными для бедных слоев населения, в частности потому, что если ранее часть из них субсидировалась государством, то при членстве в ВТО это можно делать лишь ограниченно.
     Что же касается удешевления импорта, то на российском рынке, где отсутствует эффективная конкуренция, соответствующую маржу, скорее всего, получат оптовики и посредники, и она может и не дойти до розницы. По крайней мере пока внутренние розничные цены в России растут даже по тем товарам, по которым на мировом рынке они снижаются.
     Ожидаемое же после присоединения России к ВТО разнообразие товаров и услуг может опять-таки ограничиться прежде всего верхними слоями получателей доходов, тогда как нижние слои населения пока не обладают свободными средствами, достаточными для выбора в потреблении.
    Следует учитывать, что в региональном и структурном плане присоединение России к ВТО, скорее всего, усилит миграцию населения и промышленности с Востока и Севера на Запад и Юг России, концентрацию капитала, знаний и рабочих мест в крупных городах, а также у приграничных портов.
     В этом смысле общероссийский рынок в условиях членства в ВТО получит дополнительный импульс к потере однородности и к дальнейшему дроблению. Так, наиболее серьезные негативные социальные и экономические последствия от присоединения к ВТО Россия может получить прежде всего в регионах в силу неравномерного, а часто и неэффективного размещения по территории страны относительно конкурентоспособных производств. В отсутствие специальных государственных мер не сократится и отставание Сибири и Дальнего Востока от остальной территории.
     В особо сложное положение при членстве России в ВТО попадают моноспециализированные градообразующие предприятия, ранее работавшие исключительно на госзаказ или же вынесенные в малые города и села. Из 1100 учтенных примерно в 900 налицо кризисная ситуация, когда население не имеет альтернатив трудоустройства, а предприятия - диверсификации продукции, что делает их крайне уязвимыми для рыночной конкуренции. Основная их часть расположена в Центральной России.
    Вместе с тем, такую картину неверно было бы проецировать без изменений и на будущее. Так, уже в процессе подготовки к присоединению к ВТО во многих регионах страны уже разработаны (и продолжают разрабатываться) среднесрочные и долгосрочные программы повышения их внутренней и внешней конкурентоспособности, включаящие серьезные инвестиционные предложения.
    Таким образом, присоединение России к ВТО, скорее, накладывается на и без того существующие в России проблемы, выступая в лучшем случае как катализатор происходящих экономических и социальных процессов. Иначе говоря, основные тенденции развития российской экономики будут определяться не факторами, которые связаны с присоединением или неприсоединением России к ВТО, а общим ходом ее экономического развития.
    Более того, в России имеет место также специфическая инертность и "иммунность" ее экономики к изменениям в торгово-таможенной политике, которая является результатом действия на стыке внутреннего и внешнего рынков более мощных и детерминирующих сил, чем режим ВТО.
    В сфере внешнеэкономических связей к числу таких факторов относятся, например, "серый импорт" и операции челноков, выпадающие из норм и правил ВТО, так как они идут и мимо бюджета, и мимо статистики. Так, по различным оценкам, в страну в отдельные годы завозится таким образом от 70 до 90% всего объема зарубежного ширпотреба (в частности, автомашин, текстиля и обуви, пушнины и кожизделий). Только челноки ввозят в страну товаров на более 10 млрд. долл. в год и таких открытых дверей для импорта не может обеспечить никакой, даже самый либеральный режим ВТО.
    Далее, тот же режим успешно функционирует только в условиях эффективной конкуренции, которой отечественный рынок как раз не отличается. Во главу угла в ходе "либеральных" реформ у нас была поставлена приватизация, а не конкуренция, что и обусловливает ее несовершенства, в том числе гипертрофию внеэкономических методов регулирования и соперничества.
     Поэтому худшее, чего опасаются от членства в ВТО российские предприятия, - это банкротство. Однако в российской практике институт банкротства действует подчас совершенно безотносительно к конкурентоспособности предприятий, выступая лишь как продолжение передела собственности, в том числе криминального. Таким образом, данная проблема не является исключительно проблемой присоединения России к ВТО.
    Главное же, с выходом из экономического кризиса, формировавшего в 90-х годах серьезную зависимость российских производителей (втрое большую, чем в США и Индии, и вчетверо - чем в Японии) от внешних рынков ввиду резкого сокращения внутреннего спроса, отечественный бизнес все более (особенно в последние годы) начинает переориентироваться в своих торговых, инвестиционных и производственных планах на внутренний рынок страны, который уже вступает с экспортным сектором в конкуренцию за ресурсы.
    Так, Россия уже испытывает внутренний дефицит газа, цемента, металлолома, урана, ряда сталеконструкций, а по отдельным регионам - также и нефти, автобензина, бумаги, химических мономеров и т.д. По ряду энерготоваров экспорт разрешается лишь после выполнения внутренних обязательств, ВВП страны растет быстрее, чем емкость внешних рынков, а экспортные пошлины начинают начисляться уже не только на рентные, но и на дефицитные товары с тем, чтобы удержать их внутри страны. Поэтому следует ожидать, что по мере восстановления отечественной экономики рост внешней торговли, хотя бы по динамике физических объемов, будет снижаться до оправданных значений.
    В части же инерционности территория России, даже несмотря на чрезвычайно высокую внешнеторговую квоту в ее ВВП в целом, все еще вовлечена во внешнеэкономические связи крайне неравномерно. Значительную долю экспорта в своем внутреннем региональном продукте имеют фактически лишь 10 регионов России, тогда как у 2/3 нет существенного экспорта, а в 45 доля импорта в объеме реализуемых на местном рынке товаров составляет менее 10% (да и те попадают на него не прямо из-за рубежа, а через межрегиональный обмен). В число маргинальных участников внешнеэкономической деятельности попадают не только удаленные национальные округа, но и центральные: Ивановская, Калужская, Тверская, Ульяновская, Курская, Тамбовская, Астраханская, Пензенская, Кировская, Омская, Читинская, пограничные Магаданская и Камчатская области, Республика Саха, Удмуртия, Мордовия и т.д.
    Многие регионы страны отрезаны от внешних рынков расстояниями в 4-5 тыс. км, тарифами РЖД, общей неразвитостью деловой инфраструктуры. Так, в 49 регионах функционируют не более пяти кредитных организаций (в 9 их нет вовсе), в 56 - не более пяти страховых компаний (в 17 нет вовсе). В итоге транспортные издержки до границы в России доходят до 25-30% стоимости товаров против 8% в Великобритании и 9-10% в ФРГ, а трансакционные - до 8 против 3-4% в США.
    Нельзя также упускать из виду и то, что потребительские предпочтения к импорту предполагают достаточный для этого уровень доходов, тогда как при среднем душевом располагаемом доходе в России в 6.4 тыс. руб. в 30 регионах он составлял менее 4 тыс. руб.
    В результате, конкурентные "сигналы" с внешнего рынка до значительной части регионов России доходят слабо, либо не доходят вовсе, а многие региональные экономики приобретают черты натуральных хозяйств, когда все, по итогам выживания в 90-х годах, стремятся выпускать все. Так, еще в 2004 г. на местах производили шины 10 регионов, трубы - 20, сахар - 21, прокат -22, мазут и растительное масло - 28, цемент - 30, автобензин - 35, дизтопливо - 40, пиломатериалы - 59, что свидетельствует об их не готовности к разделению труда, особенно международному.
    В целом, по ряду оценок, среди регионов России выделяются 10 регионов, практически изолированных от внешних рынков, 31 - "мало зависимых" от них, 11 - "умеренно вовлеченных" во внешнеэкономическую деятельность, 14 - с "повышенной" и всего 9 - с "высокой" зависимостью от экспорта и импорта.
    Наконец, нужно отдавать себе отчет в том, что наша российская статистика еще недостаточно подробна и качественна, чтобы обеспечить "тонкую настройку" при анализе таких многофакторных явлений как влияние ВТО и, главное, почти не учитывает теневую экономику, хотя, по экспертным оценкам, на ее долю приходится 2/5 ВВП страны, или примерно вдвое больше, чем у наших основных партнеров по ВТО. Это может искажать любой счет, а также усиливает инерционность экономики России к любым внешним выгодам или шокам.
    С учетом вышеизложенного, присоединение России к ВТО способно оказать на отечественную экономику и внешнеэкономические связи заметное воздействие по следующим направлениям:
    1) содействие расширению экспорта российских товаров (услуг), прежде всего, промышленному на ближних и дальних зарубежных рынках;
2) дозированное открытие российского рынка для иностранной конкуренции;
3) установление определенных международных стандартов в инвестиционной деятельности;
    4) приведение российского делового законодательства в соответствие с нормами и правилами ВТО, то есть с международным торговым правом.