АВ 2008г. Выпуск 13 Россия и Всемирная торговая организация
Расширение экспорта и создание для него более благоприятных торгово-политических условий на внешних рынках с самого начала было главной уставной целью ГАТТ/ВТО, равно как и основным магнитом для присоединения к нему все новых и новых государств. Свои надежды с членством в ВТО связывают и российские экспортеры. Однако эффект от этого области экспорта будет хотя и положительным, но, скорее, отсроченным во времени.
Дело в том, что через существующие двусторонние торговые договоры Россия уже имеет на рынках подавляющего большинства стран - членов ВТО принцип наибольшего благоприятствования для своих товаров, то есть пользуется таким же режимом для экспорта, который действует внутри самой Организации. Поэтому, по имеющимся оценкам, наш ценовой экспортный выигрыш от присоединения к ВТО для начала не превысит 0.5-1.5%.
Однако в рамках ВТО этот благоприятный уровень пошлин будет базироваться уже не на десятках разрозненных торговых соглашений (которые не гарантируют нас от одностороннего повышения пошлин партнерами), а на одном и универсальном международном договоре и станет юридически связанным при крайнем затруднении его повышения другими странами без консультаций с нами (и соответствующих компенсации).
Более того, если в настоящее время все тарифные уступки, опосредованно доступные и для России, уторговываются без ее участия и вовсе не обязательно отражают специфические интересы России, то при членстве в ВТО становится возможным прямое и непосредственное участие в выработке всех правил международной торговли и, следовательно, целевым образом предоставлять и отстаивать в ВТО именно российские интересы.
Более того, членство в ВТО облегчит и борьбу с дискриминацией российских товаров на мировых рынках. Поскольку ВТО не знает понятия "нерыночная экономика" и уже само присоединение к ВТО дает России право требовать пересмотра применяемых против российских товаров антидемпинговых процедур (хотя каждую из них придется оспаривать отдельно). В сложных случаях к услугам страны будет и существующий при ВТО авторитетный механизм разрешения торговых споров.
Наконец, принципиально новая и благоприятная ситуация сложится в ВТО для российского экспорта услуг, которые не попадают под указанные двусторонние соглашения. В рамках Соглашения ВТО по торговле услугами (ГАТС) Россия, хотя и с изъятиями, получит принцип наибольшего благоприятствования и национальный (одинаковый с местными провайдерами) режим для продаж российских услуг в 150 секторах их оказания как в трансграничном варианте, так и с территории самих зарубежных государств, что открывает, кроме торговли, путь к инвестированию российских капиталов в их экономику. И это при том, что услуги в этих странах формируют более половины ВВП, а объем торговли ими существенно превосходит динамику мировой товарной торговли.
Позитивными для отечественной экономики следует признать и входящие в тексты ВТО соглашения ТРИМС (по торговым аспектам инвестиционных мер) и ТРИПС (по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности).
Так, Соглашение ТРИМС регулирует ряд аспектов международного движения капиталов, унифицированно заменяя положения двусторонних соглашений России о защите и поощрении инвестиций и распространяет эти режимы еще на более 80 стран ВТО, с которыми у России таких соглашений пока нет.
Соглашение ТРИПС трактует права интеллектуальной собственности еще и как элемент торговых отношений, дополняет существующий национальный режим ее защиты принципом наибольшего благоприятствования, позволяя, таким образом, распространять на Россию любые преимущества в данной сфере, предоставляемые друг другу другими членами ВТО, в том числе и теми, с которыми наша страна пока не связана соответствующими двусторонними договорами или специализированными международными конвенциями.
В рамках переговоров по присоединению России к ВТО удалось сохранить право России на применение экспортных пошлин (а это 20% доходов бюджета, включая природную ренту). Отклонены были и требования доведения внутренних цен на энергоносители до уровня мировых, что грозило бы обрушить не только российский экспорт, но и экономику страны в целом.
В действительности, проблема заключается в том, как скоро и в каком объеме российская промышленность сможет воспользоваться всеми этими льготами. Подавляющее большинство тарифных уступок в ВТО относится к готовой, в том числе наукоемкой, продукции, тогда как российский экспорт продолжает деиндустриализироваться, и на рынках вне СНГ (то есть в зоне ВТО) доля готовых изделий сократилась в нем за последние десять лет с 56 до 40%, в том числе машин и оборудования - с 10.2 до 5.5%, а в мировом наукоемком экспорте (кроме спецтехники, на которую правила ВТО не распространяются) доля России составляет всего около 0.3%.
Причина этого состоит в крайней запущенности научно-технического прогресса в стране, развал в 90-е годы отечественной отраслевой науки, низкие расходы на НИОКР. В результате, около 60% производственных мощностей страны перешли грань морального и 1/3 - физического износа, а вклад в рост экономики России инновационной составляющей микроскопичен по сравнению с 34.6% у США, 42.3% у Японии и 50% у Евросоюза.
В итоге, в основе российской конкурентоспособности лежит пока в основном дешевизна труда (сама по себе затрудняющая внедрение новой техники) и природных ресурсов. Устойчивый дефицит имеет страна и по международному обмену услугами, особенно в области технологий.
На таком положении дел сказывается и то, что, в отличие от других стран, в России пока нет отработанных систем государственного поощрения промышленного экспорта, за 90-е годы утеряна система советских (смешанных) маркетинговых предприятий за рубежом, через которые шло от 50 до 100% машинотехнического экспорта. Исчезла и система льготного кредитования капитального строительства в зарубежных государствах, в результате чего Россия ушла и с их рынков. Наконец, наперекор мировой практике российское внутреннее налогообложение в обрабатывающих отраслях выше, чем в сырьевом секторе.
Тем не менее, в последние годы возрождение национальной экономики сопровождается ее модернизацией и появлением новых товаров, в том числе для экспорта. Страна взяла курс на инновационное развитие, в том числе концентрации ресурсов на разработке и освоении критически важных технологий в гражданском (то есть подпадающем под регулирование ВТО) секторе экономики (в том числе общемашиностроительных, энергетических, двигательных установок, химических, медицинских, судостроительных и т.д.).
Кроме того, в форме государственно-частного партнерства идет объединение ведущих российских предприятий в холдинги, в частности, в сфере авиа- и судостроения, электроники, химии, космоса, а также в лесной, текстильной и легкой промышленности. Кроме удержания и развития отечественного рынка, каждый из них является и экспорториентированным.
Существует свой экспортный потенциал и в сфере услуг (транспорт, технологический обмен, туризм, деловые услуги). Например, продажа за рубеж программного продукта из России уже превышает 1.56 млрд. долл. в год, и по этому показателю она занимает четвертое место в мире после Индии, Ирландии и КНР. Экспорт энергоносителей дополняется развитием рудной базы и производства нефтехимикатов. Даже агробизнес страны изыскивает возможности регулярного экспорта зерновых, масличных и сельхозсырья.
Поэтому в части экспорта присоединение России к ВТО можно рассматривать еще и как инвестицию в будущее.