Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2008г. Выпуск 13 Россия и Всемирная торговая организация


Совершенствование российской законодательной базы

     
     Если в производстве и торговле эффект от присоединения России к ВТО может проявиться лишь со временем, то в так называемом его системном блоке он начинает работать в России еще до такого присоединения. Речь идет о приведении национального делового законодательства в соответствие с нормами и правилами ВТО, что сделает его более качественными и сопоставимым с международным правом.
    Законодательство Российской Федерации не является идеальным. Хозяйственное право охватывает пока не все секторы экономики. Законы, особенно налоговые, часто меняются, нередко принимаются в спешке, а состязательность при законотворчестве в парламенте часто натыкается на доминирование в нем одной партии. Многие законы неприменимы для прямого действия, обрастают массой ведомственных инструкций и различно трактуются органами власти, например различными отделениями таможенной службы.
     Поэтому распоряжением Правительства Российской Федерации еще в 2001 г. был утвержден План мероприятий по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с нормами и правилами ВТО.
    На базе этого Плана уже пересмотрены Таможенный кодекс России, законы о Таможенном тарифе, валютном регулировании и валютном контроле, конкуренции, государственном регулировании внешнеторговой деятельности, обороте алкоголя; приняты законы о специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров, лицензировании экспорта и импорта, техническом регулировании (стандартизации и сертификации), государственной помощи и т.д.
    Ряд норм и правил ВТО, ГАТС и ТРИПС закрывают прежние пробелы в деловом регулировании, особенно ГАТС, что создает современную правовую основу для развития в России сферы услуг. В новом законе о конкуренции использованы общепринятые в мире подходы к нарушению конкуренции по букве закона и по "правилам разумности", что облегчает дальнейшую структурную реорганизацию российского корпоративного сектора). ТРИПС вооружило правоохранительные органы в борьбе с контрафактом, а новый закон о туризме обеспечивает ответственность турагентств перед клиентами. Кардинальные изменения претерпит российский Таможенный тариф.
    Однако и данная адаптация, к сожалению, несет на себе известные родимые пятна нашего законотворчества и правоприменения. В последнее время эта работа застопорилась, что вызывает нарекания партнеров и во многом служит причиной переноса возможной даты присоединения России к ВТО. В стране сохраняются подпадающие под "желтую корзину" формы помощи селу, что не дает завершить переговоры с ВТО по аграрному блоку.
     Явно некачественным оказался закон о техническом регулировании, принятый, опять-таки, в спешке, без должного учета мнений специалистов и бизнеса. Так, ряд его пунктов невозможно реализовать, а всего с ним предстоит увязать около 120 других российских законов и 700 постановлений правительства. Основным инструментом техрегулирования закон называет технические регламенты, которых предстоит принять около 200 и там, где до 2010 г. соответствующие регламенты не будут одобрены, в России останется пустое правовое поле. Пока же в стране действуют множество различных систем сертификации продукции, подчас дублирующих друг друга, а сама эта сфера находится во власти не государственного, а ведомственного регулирования, превратившись, по сути, в барьер на путях и технического прогресса, и торговли.
    К сожалению, этот пример не является единичным и многие законопроекты вызывают серьезные замечания при их юридической экспертизе. Поэтому вступление России в ВТО имеет важное значение для оперативного переноса в российское деловое законодательство стабильных, транспарентных и международно-признанных норм и правил ВТО, поднимающих российское правовое пространство на новый качественный уровень и страхующий от ошибок на будущее. Именно такая задача стоит перед российским бизнесом и властями.