АВ 2008г. Выпуск 13 Россия и Всемирная торговая организация
В отраслевом разрезе, присоединение Росси к ВТО практически не повлияет на российский топливно-энергетический комплекс, чья продукция и без того допускается повсеместно беспошлинно, а имеющийся импорт из Средней Азии выступает как экспортзамещение внешних контрактных обязательств "Газпрома". При нынешних ценах на исходное сырье конкурентоспособны и экспортабельны основные российские нефтепродукты и нефтехимикаты, а угроза отрасли идет, скорее, по линии их качества и роста внутренних цен на энергоносители. Тоже относится к большинству руд и концентратов, хотя их круг сужается из-за недостаточной геологоразведки последних лет.
В целом является конкурентоспособной также и российская черная и цветная металлургии, выигрывающие на издержках производства, а членство России в ВТО может даже снизить антидемпинговое давление на них за рубежом. Россия выступает лидером на мировом рынке никеля, титана и палладия. Однако из-за износа основных фондов отрасль сдает свои позиции по продукции высоких переделов, заменяя ее заготовкой и полуфабрикатами.
Промышленность стройматериалов конкурентоспособна на местах, но теряет рынок отделочной продукции. Международную конкурентоспособность сохраняют цемент, стекло, линолеум, асбест. Членство России в ВТО практические не угрожает российской лесобумажной промышленности, хотя из-за бесхозяйственности ее продукция идет на экспорт зачастую по ценам, ниже мировых, а в классе конечной лесной продукции (бумага, канцтовары) российский экспорт в последние годы сравнялся с импортом.
Химию выручает конкурентоспособное производство и экспорт минеральных удобрений и изделий основной химии. Однако отрасль проигрывает в сфере малотоннажных и специализированных химикатов, а также в производстве шин, где она теряет отечественного потребителя из-за их качества и предпочтения к импорту у зарубежной автосборки. Фармацевтика уже потеряла 80% отечественного спроса, а часть ее заводов лишь подрабатывают импортные лекарства на пути к потребителю. Тем не менее, население получило доступ к современным высококачественным мировым лекарствам, а главным негативом в отрасли остается их массовая подделка.
Российское тяжелое и энергетическое машиностроение остается конкурентоспособным на внутреннем рынке по котлам, турбинам, буровому и атомному оборудованию, но проигрывает за рубежом, не имея при сбыте такого кредитного финансирования, как зарубежные фирмы. Отечественное станкостроение за годы реформ практически распалось: так, при годовом производстве в 2006 г. в 20 раз меньше внутренних потребностей импорт превысил его в 36 раз.
Гражданское судостроение, за отсутствием внутренних заказов, работает в основном на экспорт и ремонт малых и средних судов (в том числе типа "река-море"), но освоило при этом производство морских буровых платформ. В выпуске железнодорожного оборудования конкурентоспособными остаются лишь два-три предприятия. Оживить эти отрасли может только обильная кредитная поддержка при сбыте, в том числе экспорте, и госзаказ.
Длинный модельный ряд, множество соперничающих КБ и заводов, исчезновение госзаказа и "атомизация" потребителей (вместо одного "Аэрофлота" работает до 400 перевозчиков, которые не в состоянии приобретать новую авиатехнику) привели к кризису гражданского авиастроения и оснащению международных перевозок в стране по преимуществу зарубежной авиатехникой. Из двух вариантов - переход на статус субпоставщиков иностранных производителей или концентрация всех усилий на отечественном производстве ограниченного ряда машин - правительство избрало второй, с акцентом на региональные авиалайнеры. Соответственно наши "связанные" пошлины в ВТО защищают именно их при ориентации на импорт дальнедистанционной широкофюзеляжной авиатехники (и авиакомплектации). По-прежнему сохраняет свои позиции в России и за рубежом гражданское вертолетостроение.
В автостроении на базе проведенной реконструкции вернул свои позиции на местном рынке и в экспорте "КАМАЗ". Удачно специализируется на производстве микроавтобусов "ГАЗ", внедорожников - "УАЗ", но в легковом автостроении все более доминирует промышленная автосборка иномарок из импортных деталей, и сохранить здесь свое собственное производство в будущем сможет, скорее, только "ВАЗ". Три поколения мер государственного содействия отрасли не привели к ее реконструкции, и ставки конечного "связывания" в рамках ВТО делают это по возможному максимуму еще раз, хотя и по суженной номенклатуре.
Российская электротехника и электроника сохраняет конкурентоспособность в производстве кабеля, провода, электродов, генераторов, отдельных видов электродвигателей, трансформаторов, электроламп, СВЧ-аппаратуры, простых измерительных приборов и электровакуумной техники. Стратегия развития электронной промышленности России до 2025 г. определяет для них в качестве других ниш аппаратуру телекоммуникаций, космической связи и цифрового телевидения, но здесь успех будет в решающей степени зависеть от того, сможет ли страна обеспечить себя собственной элементной базой. В сложной бытовой электронике взят курс на ее импорт, что и закреплено в ставках "связывания" по ВТО.
Космическая индустрия сумела сохранить свою международную конкурентоспособность по носителям. Так, именно "Союзы" выведут на орбиту большинство спутников совместной системы космической связи и навигации. Однако, при этом Россия явно упускает более прибыльные рынки бортового оборудования, а главное, оказания космических услуг, ввиду чего очень скоро может оказаться их чистым импортером.
В текстильной промышленности отечественные производители сохраняют позиции по трикотажу, льняным, тонкосуконным, камвольным, части шелковых и пенько-джутовым тканям, а также по хлопчатобумажному суровью и толлинговому пошиву, но уже потеряли рынок технической синтетики и качественных изделий. Мебельщики удерживают долю рынков дешевой мебели и периферийный спрос, а пищевики - рынки растительного и частично животного масла и маргарина, муки, зерна, крупы, сыра, сгущенного молока, яиц, водки, кондитерских изделий и отвоевывают рынки сахара, солода и птицы. При этом необходимо учитывать, что наряду с защитными мерами ставки "связывания" открывают зеленый свет ввозу комплектующих (фурнитура, нити, клей, качественные древесные плиты, кормовые и пищевые добавки, красители и пр.).
Основными направлениями реакции отечественного бизнеса на вступление России в ВТО являются пересмотр предприятиями хозяйственной и экспортной специализации, курс на укрупнение, концентрацию и централизацию, создание холдингов производителей, в том числе с участием государства, альянсы с иностранным капиталом, укрепление сбытовой сети, включая зарубежную, упрочение финансовой базы и, наконец, экспорт капитала.
Пересмотр специализации сводится, как правило, к сокращению номенклатуры производства до наиболее конкурентоспособных товаров и освоению новой продукции. Гораздо активнее пошли процессы концентрации и централизации производства, в том числе экспортного, создания различных холдингов и государственных корпораций. Также создаются альянсы с иностранными компаниями либо в акционерной, либо в технологической форме.
В части укрепления финансовой базы при дороговизне кредита и отсутствии государственных механизмов поддержки экспорта отечественные компании активно привлекают иностранные займы или идут на размещение своих акций (облигаций) за рубежом. Кроме денежных средств, размещения дают возможность поднять международные кредитные рейтинги эмитентов, хотя все это не может заменить отсутствие механизмов долгосрочного инвестиционного кредитования в России. Наконец, многие компании превратились в экспортеров капитала, а Россия вышла по объему своих прямых инвестиций за рубежом.