Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2008г. Выпуск 6 Материалы к разработке Государственной программы "Водная стратегия России"


ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СИСТЕМЫ ВОДОСНАБЖЕНИЯ
И ВОДООТВЕДЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Основные проблемы сектора водоснабжения в России можно сгруппировать в четыре группы:
1) технические:
основные фонды сильно изношены, следствием этого является низкая надежность работы систем и высокая угроза возникновения аварий;
в большинстве водоканалов используются энергоемкие и трудозатратные технологии, в результате тарифы на услуги в очень большой степени зависят от повышения цен на электроэнергию и уровня зарплаты персоналу;
уровень автоматизации производственных процессов очень низкий;
приборный учет объемов потребления воды из системы коммунального водоснабжения у абонентов жилого сектора практически отсутствует;
2) институциональные:
на всех уровнях (федеральном, региональном и местном) отсутствует четкое нормативно-правовое регулирование процедур разработки, согласования и утверждения тарифов, которые бы гарантировали компенсацию Водоканалу его затрат на оказание услуг;
отсутствует практика заключения собственником систем водоснабжения и канализации с Водоканалом сервисных контрактов;
отсутствуют национальные стандарты требований, которым должна соответствовать управляющая компания, претендующая на получение в управление систем коммунального водоснабжения и водоотведения;
отсутствует критерии и процедуры отбора управляющих компаний для управления системами водоснабжения и водоотведения, отсутствуют системы мониторинга, показатели и индикаторы для оценки их деятельности;
отсутствует конкуренция среди управляющих компаний за право получения в управление муниципальных систем водоснабжения и водоотведения;
3) финансово-экономические:
существующие схемы выставления счетов и получения платежей за оказанные услуги в жилищном секторе через муниципальные Службы (Дирекции) Заказчика (организации, отвечающие за выставление населению счетов и сбор платежей за коммунальные услуги) не обеспечивают оплату счетов, выставленных водоканалами за оказанные ими услуги; взыскание этих сумм в судебном порядке практически невозможно, что ведет к банкротству водоканалов;
существует значительное перекрестное субсидирование тарифов для одних групп потребителей (население) за счет повышения тарифов для других групп (прочие потребители), что не стимулирует льготных потребителей сокращать объемы водопотребления и ведет к удорожанию стоимости услуг для остальных групп потребителей;
существующий уровень тарифов на услуги водоканалов не только не обеспечивает возвратность инвестиций, но часто не покрывает текущих затрат на оказание водоканалами услуг;
водоканалы часто не получают из бюджетов в полном объеме компенсацию предоставленных населению льгот при оказании услуг;
системы бюджетирования, финансового моделирования и прогнозирования в большинстве водоканалов не используются;
инвестиционная привлекательность пока находится на очень низком уровне;
4) управленческие и кадровые:
организационная структура в большинстве водоканалов не обеспечивает четкое разделение функций и делегирование полномочий;
бизнес-процессы практически ни в одном водоканале не имеют описания, в результате должностные инструкции для персонала имеют только общий характер;
уровень компетенции управленческих кадров в водоканалах недостаточен для эффективного управления в рыночных условиях;
отсутствует стандарты и программы подготовки и переподготовки, а также оценки уровня квалификации управленческого персонала в водоканалах;
отсутствует мотивация персонала водоканалов в эффективном использовании ресурсов и сокращении затрат на оказание услуг;
отсутствует практический опыт работы большинства водоканалов с международными финансовыми организациями.
В целом, можно сказать, что особенностью использования водных запасов на территории страны является низкое качество, граничащее с безответственностью. Многие предприятия -абоненты водоканалов, как и сами водоканалы в прошедшие два десятилетия не могли проводить техническую модернизацию и природоохранные мероприятия. В результате действовавшие очистные сооружения пришли в негодность. А, как известно, высокая доля загрязненных сточных вод обусловлена, прежде всего, отсутствием либо низким качеством работы очистных сооружений. Кроме того, для России характерны сбросы загрязненных вод, связанные с авариями на очистных сооружениях, а также нелегальные сбросы в ночное время в обход очистных сооружений.
Очистные сооружения населенных пунктов прежде всего предназначены для приема и очистки хозяйственно-бытовых сточных вод  и не могут очищать производственные сточные воды. Создавать же в городе две параллельные системы  считается обременительным для местного бюджета. Поэтому сложившаяся практика такова, что водоканалы принимают крайне неудовлетворительно очищенные сточные воды, сбрасываемые промышленными предприятиями. Стимулов же, побуждающих предприятия улучшать водоочистку, пока нет. В результате происходит постоянное негативное воздействие на всю систему водоснабжения и водоотведения, нарушающее ее работу.