Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2008г. Выпуск 6 Материалы к разработке Государственной программы "Водная стратегия России"


ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ БЕСПЕРЕБОЙНОГО
ВОДОСНАБЖЕНИЯ

     Исторически сложившийся подход к обеспечению безопасности предприятий водоснабжения на основе требований отраслевых нормативных документов различных министерств и ведомств не обеспечивает адекватного реагирования на угрозы, которые носят многоплановый характер. Отсутствие достаточной аналитической проработки и научного обоснования принимаемых решений по обеспечению безопасности во многих случаях приводит к неоправданным финансовым затратам вследствие разрозненности, а во многих случаях и избыточности применения технических средств защиты.
          В сложившихся условиях представляется чрезвычайно важным и своевременным перевод деятельности по обеспечению безопасности предприятий водоснабжения на качественно новый, системный уровень, обеспечивающий обоснованное и целенаправленное применение сил и средств защиты.
          Реализация предложенного подхода обеспечивает выявление всего спектра угроз безопасности, возможные последствия проявления этих угроз, методы и средства их предотвращения и нейтрализации, обоснование состава и организационной структуры системы комплексной безопасности, охватывающей все направления производственно-хозяйственной деятельности предприятий водоснабжения, а также выбор мер по обеспечению их безопасности.
         Выявление всего спектра угроз позволяет определить основные составляющие комплексной безопасности предприятий водоснабжения.
          Обеспечение комплексной безопасности предприятий водоснабжения  предполагает внедрение на всех предприятиях отрасли единых организационно-технических решений, направленных на защиту жизни и здоровья населения.
     При разработке политики безопасности проводится анализ всех угроз инфраструктуре водоснабжения, создается единая система категорирования и паспортизации объектов, вырабатываются унифицированные требования для создания комплексной системы безопасности предприятий.
    При реализации единых требований по комплексной безопасности, как составной части планов корпоративного развития предприятий отрасли, создаются условия для решения наиболее критичных общегосударственных проблем, связанных, с одной стороны, с управлением ресурсами, выделяемыми на развитие отрасли, и, с другой стороны, с эффективной реализацией этих ресурсов путем оперативного контроля состояния водного хозяйства страны.
    Так, на основе систем поддержки принятия решений руководителей предприятий по ресурсному управлению, могут быть выстроены иерархические структуры управления формированием резервов финансовых средств и материальных ресурсов, создаваемых органами местного самоуправления, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти в целях обеспечения оптимизации и контроля расходования ресурсов. В частности, это обеспечит эффективное распределение бюджетных средств по федеральным и региональным целевым программам и предприятиям отрасли.
    На основе систем поддержки принятия решений оперативных дежурных отдельных предприятий могут быть созданы системы мониторинга состояния объектов водного хозяйства для оценки, оперативного прогнозирования последствий их разрушения (повреждения) и оперативного реагирования в масштабах муниципальных образований, городов, субъектов Российской Федерации, Федерального Правительства.
Поэтому в рамках Государственной программы необходимо:
    - разработать и ввести в действие технический регламент о безопасности инфраструктуры водоснабжения (и водоотведения);
    - организовать сбор и анализ сведений о реальном состоянии систем водоснабжения в масштабах страны;
    - создать единый каталог инфраструктуры питьевого водоснабжения;
    - развернуть производство систем мониторинга и контроля качества;
- объединить системы мониторинга в единую Федеральную сеть контроля качества и безопасности водоснабжения;
    - провести обучение необходимых категорий специалистов.
Реализация этих мер сможет реально обеспечить каждому гражданину России равные права в части безопасного питьевого водоснабжения независимо от места проживания. Это приведет к укреплению здоровья и увеличению продолжительности жизни населения,  общему улучшению социально-политического климата в стране.