Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2008г. Выпуск 5 Возможные пути возрождения электроники в России


Две проблемы в российской электронике: военная и гражданская

     Электроника как и любая технология двойного назначения имеет военный и гражданский секторы с соотношением по объему продукции примерно 5% в военном секторе и 95% в гражданском для мировой индустрии в целом. Возможно, для России это соотношение является немного другим, но в любом случае объемы продукции будут отличаться на порядок величины.
    Можно много спорить по поводу, где уровень технологии выше и из какого сектора в какой идет переток технологий. В самом деле, переток идет в обоих направлениях и часто гражданский уровень технологии оказывается гораздо более продвинутым, чем соответствующий ему по времени военный. Это связано в первую очередь с консервативностью военной электроники, которая может себе позволить только хорошо проверенные и отработанные решения ввиду жестких требований надежности и специальных условий эксплуатации.
    Теперь вернемся к принятой ФЦП развития электроники для того, чтобы понять, в какой сектор адресована эта программа. ФЦП по развитию электроники в 2008 - 2015 гг. предусматривает следующий темп развития базовых полупроводниковых технологий: 180 нм -> 2008, 130 нм -> 2009, 90 нм -> 2011, 65 нм -> 2015. Сравнение с лидерами мирового рынка показывает отставание примерно в 8-9 лет. Возможно такой темп развития хорош для специальных приложений, но явно запаздывает для сильно конкурентного сектора гражданской электроники. Ожидаемые инвестиции в 2008-2015 около $8 миллиардов, 2/3 из федерального бюджета, 1/3 от частных инвесторов. В целом программа направлена на восстановление возможностей электроники для специальных применений с некоторым выходом на гражданский рынок.
    Анализ показывает реализацию традиционного подхода к воссозданию электронной отрасли времен СССР, отличающиеся только формой собственности и псевдо-рыночной средой существования. Причем электронной отрасли, решающей задачи оборонного комплекса в первую очередь, и возможно некоторых гражданских применений - во вторую. Такая программа действительно нужна для обеспечения безопасности страны и очень хотелось бы, чтобы все декларированные цели этой программы были бы достигнуты. Но как показывает практика реализации программы, основной проблемой является достижимость заявленных целей и эффективность расходования немалых выделенных бюджетных средств. Существует также множество других факторов, которые могут повлиять на успех реализации такой программы.
    Безусловно, спасение военной электроники - дело безусловно благое, но без параллельной и достаточно мощной гражданской электронной индустрии ее выживание в ближайшей перспективе будет практически невозможным. К этому следует добавить полную текущую дезинтегрированность отрасли, которая прежде существовала в рамках жесткого государственного планирования и целевого финансирования через несколько союзных министерств.
    Также существует реальная угроза кадрового коллапса из-за специфики географического расположения большинства фигурантов программы. Она в основном ориентирована на ФГУПы и ОАО с госучастием, расположенные большей частью в Москве и Санкт-Петербурге. Кадровый потенциал многих предприятий находится в критическом состоянии - почти все реальные инженеры в предпенсионном и пенсионном возрасте, а уровень зарплаты в последние годы не позволил сохранить среднее поколение и привлечь талантливую молодежь. В связи с созданием центров системного проектирования при этих предприятиях возникает дополнительная проблема с поиском квалифицированного персонала, все местные резервы в крупных городах исчерпаны, а ввоз инженеров из других регионов или их перекупка на месте будут стоить серьезных затрат. Если говорить о высоких технологиях вообще, то это, прежде всего люди, высококвалифицированные ученые, инженеры и техники. Реальное развитие этой отрасли невозможно без интенсивного ввоза необходимых специалистов - для Москвы и Санкт-Петербурга это становится практически невозможным ввиду очень высоких цен на квартиры и отсутствия нормального съемного жилья. Быстрое приближение уровня зарплат в Москве к европейскому уровню и конкуренция за специалистов с филиалами зарубежных компаний может усугубить кадровую проблему.
    Кроме того, средства распыляются по многочисленным предприятиям и их скорее всего хватит только для поддержки штанов , т.е. предотвращения дальнейшего разрушения инфраструктуры без радикального изменения уровня производства и разработки новых технологий. Для самофинансирования каждого отдельного предприятия нужны существенные объемы производства, а для военных и специальных нужд их возможно никогда не будет.
    Общий итог - ФЦП действительно может помочь военной электронике в определенных пределах, но на мировой уровень ее не выведет. Если будет достигнут статус-кво по вилке технологических возможностей, аналогичной концу 80-х, то это можно будет считать успехом программы. Но при нынешней структуре разрозненных ФГУПов и ОАО даже эта скромная цель может оказаться недостижимой и все выделяемые средства могут уйти в песок .
     Поэтому для реализации ФЦП по развитию электроники нужна серьезная структурная перестройка и реорганизация многочисленных предприятий ОПК, которые крайне нужны для обеспечения первоочередных нужд государства.
    Публикация Ростехнологический прорыв в газете Коммерсантъ 97(3914) от 06.06.2008 показывает, что данная проблема осознана и в рамках Государственной корпорации Ростехнологии предлагаются пути ее решения на основе консолидации разрозненных предприятий в рамках создания нескольких холдингов, которые смогут концентрировать финансовые, инженерные и производственные ресурсы и хотя бы частично восстановить инженерно-производственную вертикаль россиийской электроники, обеспечивающей первоочередные нужды страны.
    Такая задача является крайне сложной и в мировой практике нет аналогов строительства крупной вертикально-интегрированной корпорации из разнородных полуразрушенных предприятий ОПК. Но это не означает, что такого в принципе сделать нельзя при наличии воли, грамотного управления, финансовых средств и использовании преимуществ глобализации мирового рынка электроники. История успеха с реструктуризацией крупнейшего отечественного автомобильного производителя показывает, что выход из совершенно безнадежных, на первый взгляд, ситуаций может быть найден.
    Ситуация с электроникой является не менее сложной, причем процесс консолидации может быть похож на доставку в госпиталь по бездорожью многочисленных пациентов, находящихся под капельницей , причем часть пациентов может при этом активно сопротивляться. Пациенты должны быть доставлены живыми, вылечены и поставлены в единый строй инженерно-производственной вертикали, обеспечивающей первоочередные оборонные нужды страны.
    Кроме этого, нельзя забывать о развитии высококонкурентной гражданской электроники, которая может и должна стать технологическим и финансовым двигателем развития всей российской электроники. Объемы продаж только персональных компьютеров в РФ в 2007 году достигли 7 миллиардов долларов и общий объем российского рынка электроники достиг 15 миллиардов  долларов. Оставлять большую часть рынка такого объема на откуп иностранных компаний было бы непростительной глупостью.

     Поэтому было бы естественным развивать одновременно оба направления:

     1. Электроника и информационные системы специальных приложений на основе реструктуризации и консолидации существующих предприятий с интеграцией в вертикаль некоторых зарубежных активов, закрывающих отсутствующие или неработоспособные элементы.
    2. Гражданская электроника на основе инкубационных центров-технопарков для малых и средних компаний с полностью открытой архитектурой, предусматривающая массированное привлечение отечественных специалистов и предпринимателей, а также массированный ввоз в страну специалистов-носителей технологии с реверсом утечки мозгов .
    Оба эти направления развития должны сосуществовать параллельно, обеспечивая взаимный естественный переток технологий, финансов и кадровых ресурсов для повышения общей конкурентоспособности. Причем эти направления существенно отличаются по принципам управления, поэтому жесткая связка специальной и гражданской электроники с точки зрения финансов и текущего управления не является оправданной. Если для первого направления характерным и привычным является управление сверху с административной иерархией, то для второго направления более приемлемым является инициатива снизу и сетевая структура, порождающая интенсивную конкуренцию.
    Учитывая имеющиеся ресурсы и управленческий опыт Ростехнологий , нет необходимости комментировать в деталях возможные варианты реализации первого направления, только указав на некоторые возможности, существующие в этой уникальной ситуации.
    В связи с заявленными планами руководства страны о превращении г.Москвы в мировой финансовый центр следует задуматься о дальнейшем нахождении предприятий ОПК в черте города. В мировой практике очень мало примеров такого совмещения, инженерия и производство всегда уходят в более дешевые и удобные места за пределами мегаполисов, так как резервы индустриального развития в пределах мегаполисов крайне ограничены.
    Поэтому одним из вариантов решения проблемы было бы перемещение высокотехнологичных предприятий ОПК в новые технопарки ближнего и дальнего Подмосковья, с их концентрацией в рамках холдингов в нескольких географических точках. Должны быть предусмотрены серьезные резервы развития технопарков как с точки зрения самой индустрии, так и жилой инфраструктуры вместе с социальной сферой. Строящая под эгидой Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации сеть технопарков вполне могла бы быть использована для этих целей. При этом важно заинтересовать ведущих специалистов-москвичей, так как подобный переезд может привести к существенной потере кадров. Правильное распоряжение имуществом предприятий может дать внебюджетный источник средств для тотального технологического перевооружения на новом месте и обеспечения комфортных условий жизни для перемещаемого персонала и специалистов, завозимых из других регионов РФ. Локализация производственных цепей в электронике дает свои неоспоримые преимущества, доказанные примерами развития Кремниевой долины и технопарков ЮВА.
    Аналогичный подход может быть использован по отношению к предприятиям, находящимся в других крупных городах РФ, вся электронная индустрия должна перемещаться в пригородные технологические парки, чтобы выйти из состояния нынешнего коллапса. К примеру, Казань долгие годы являлась производственной базой отечественной вычислительной техники с 8-10 крупными предприятиями радиоэлектронного профиля и 13-ю инженерно-исследовательскими центрами. Поэтому руководству республики Татарстан совместно с федеральными структурами следовало бы рассмотреть возможность создания специального холдинга промышленной электроники, который был бы ориентирован на нужды быстрорастущих нефтехимического, автомобильного, авиационного и машиностроительного кластеров индустрии в республике.
    Так как некоторые предприятия старой технологической вертикали оказались  полность разрушенными, либо вообще за пределами РФ, то для быстрого заполнения провалов в технологической матрице имело бы смысл приобретение активов зарубежных предприятий, особенно в области полупроводникового производства и инженерии интегральных схем, которые могут быть использованы как для решения текущих производственных нужд, так и для обучения российского персонала в рамках перекачки технологий. Безусловно, приобретение крупных предприятий будет блокироваться правительствами некоторых стран, но активы малых и средних инженерных электронных фирм с оборотами до миллиарда долларов в год могут быть вполне доступны для приобретения при правильном юридическом подходе и политической подготовке.
    Безусловно, с точки зрения масштабов необходимых работ, задача по реорганизации и перемещению десятков предприятий является крайне сложной и требующих усилий высококвалифицированных команд управленцев и экспертов. Но дорогу осилит идущий и надо начинать нарабатывать опыт, создавая и перемещая последовательно холдинг за холдингом с их последующей постепенной интеграцией в конкурентную среду и мировой рыночный механизм.
    Остается пожелать успеха в этом нелегком деле коллективам вовлеченных предприятий ОПК и управленцам из Ростехнологий . Далее обсудим, что можно сделать с гражданской электроникой, которая должна стать двигателем развития всей индустрии.