АВ 2008г. Выпуск 5 Возможные пути возрождения электроники в России
Две проблемы в российской электронике: военная и гражданская
Электроника как и любая технология двойного назначения имеет военный и гражданский секторы с соотношением по объему продукции примерно 5% в военном секторе и 95% в гражданском для мировой индустрии в целом. Возможно, для России это соотношение является немного другим, но в любом случае объемы продукции будут отличаться на порядок величины.
Можно много спорить по поводу, где уровень технологии выше и из какого сектора в какой идет переток технологий. В самом деле, переток идет в обоих направлениях и часто гражданский уровень технологии оказывается гораздо более продвинутым, чем соответствующий ему по времени военный. Это связано в первую очередь с консервативностью военной электроники, которая может себе позволить только хорошо проверенные и отработанные решения ввиду жестких требований надежности и специальных условий эксплуатации.
Теперь вернемся к принятой ФЦП развития электроники для того, чтобы понять, в какой сектор адресована эта программа. ФЦП по развитию электроники в 2008 - 2015 гг. предусматривает следующий темп развития базовых полупроводниковых технологий: 180 нм -> 2008, 130 нм -> 2009, 90 нм -> 2011, 65 нм -> 2015. Сравнение с лидерами мирового рынка показывает отставание примерно в 8-9 лет. Возможно такой темп развития хорош для специальных приложений, но явно запаздывает для сильно конкурентного сектора гражданской электроники. Ожидаемые инвестиции в 2008-2015 около $8 миллиардов, 2/3 из федерального бюджета, 1/3 от частных инвесторов. В целом программа направлена на восстановление возможностей электроники для специальных применений с некоторым выходом на гражданский рынок.
Анализ показывает реализацию традиционного подхода к воссозданию электронной отрасли времен СССР, отличающиеся только формой собственности и псевдо-рыночной средой существования. Причем электронной отрасли, решающей задачи оборонного комплекса в первую очередь, и возможно некоторых гражданских применений - во вторую. Такая программа действительно нужна для обеспечения безопасности страны и очень хотелось бы, чтобы все декларированные цели этой программы были бы достигнуты. Но как показывает практика реализации программы, основной проблемой является достижимость заявленных целей и эффективность расходования немалых выделенных бюджетных средств. Существует также множество других факторов, которые могут повлиять на успех реализации такой программы.
Безусловно, спасение военной электроники - дело безусловно благое, но без параллельной и достаточно мощной гражданской электронной индустрии ее выживание в ближайшей перспективе будет практически невозможным. К этому следует добавить полную текущую дезинтегрированность отрасли, которая прежде существовала в рамках жесткого государственного планирования и целевого финансирования через несколько союзных министерств.
Также существует реальная угроза кадрового коллапса из-за специфики географического расположения большинства фигурантов программы. Она в основном ориентирована на ФГУПы и ОАО с госучастием, расположенные большей частью в Москве и Санкт-Петербурге. Кадровый потенциал многих предприятий находится в критическом состоянии - почти все реальные инженеры в предпенсионном и пенсионном возрасте, а уровень зарплаты в последние годы не позволил сохранить среднее поколение и привлечь талантливую молодежь. В связи с созданием центров системного проектирования при этих предприятиях возникает дополнительная проблема с поиском квалифицированного персонала, все местные резервы в крупных городах исчерпаны, а ввоз инженеров из других регионов или их перекупка на месте будут стоить серьезных затрат. Если говорить о высоких технологиях вообще, то это, прежде всего люди, высококвалифицированные ученые, инженеры и техники. Реальное развитие этой отрасли невозможно без интенсивного ввоза необходимых специалистов - для Москвы и Санкт-Петербурга это становится практически невозможным ввиду очень высоких цен на квартиры и отсутствия нормального съемного жилья. Быстрое приближение уровня зарплат в Москве к европейскому уровню и конкуренция за специалистов с филиалами зарубежных компаний может усугубить кадровую проблему.
Кроме того, средства распыляются по многочисленным предприятиям и их скорее всего хватит только для поддержки штанов , т.е. предотвращения дальнейшего разрушения инфраструктуры без радикального изменения уровня производства и разработки новых технологий. Для самофинансирования каждого отдельного предприятия нужны существенные объемы производства, а для военных и специальных нужд их возможно никогда не будет.
Общий итог - ФЦП действительно может помочь военной электронике в определенных пределах, но на мировой уровень ее не выведет. Если будет достигнут статус-кво по вилке технологических возможностей, аналогичной концу 80-х, то это можно будет считать успехом программы. Но при нынешней структуре разрозненных ФГУПов и ОАО даже эта скромная цель может оказаться недостижимой и все выделяемые средства могут уйти в песок .
Поэтому для реализации ФЦП по развитию электроники нужна серьезная структурная перестройка и реорганизация многочисленных предприятий ОПК, которые крайне нужны для обеспечения первоочередных нужд государства.
Публикация Ростехнологический прорыв в газете Коммерсантъ 97(3914) от 06.06.2008 показывает, что данная проблема осознана и в рамках Государственной корпорации Ростехнологии предлагаются пути ее решения на основе консолидации разрозненных предприятий в рамках создания нескольких холдингов, которые смогут концентрировать финансовые, инженерные и производственные ресурсы и хотя бы частично восстановить инженерно-производственную вертикаль россиийской электроники, обеспечивающей первоочередные нужды страны.
Такая задача является крайне сложной и в мировой практике нет аналогов строительства крупной вертикально-интегрированной корпорации из разнородных полуразрушенных предприятий ОПК. Но это не означает, что такого в принципе сделать нельзя при наличии воли, грамотного управления, финансовых средств и использовании преимуществ глобализации мирового рынка электроники. История успеха с реструктуризацией крупнейшего отечественного автомобильного производителя показывает, что выход из совершенно безнадежных, на первый взгляд, ситуаций может быть найден.
Ситуация с электроникой является не менее сложной, причем процесс консолидации может быть похож на доставку в госпиталь по бездорожью многочисленных пациентов, находящихся под капельницей , причем часть пациентов может при этом активно сопротивляться. Пациенты должны быть доставлены живыми, вылечены и поставлены в единый строй инженерно-производственной вертикали, обеспечивающей первоочередные оборонные нужды страны.
Кроме этого, нельзя забывать о развитии высококонкурентной гражданской электроники, которая может и должна стать технологическим и финансовым двигателем развития всей российской электроники. Объемы продаж только персональных компьютеров в РФ в 2007 году достигли 7 миллиардов долларов и общий объем российского рынка электроники достиг 15 миллиардов долларов. Оставлять большую часть рынка такого объема на откуп иностранных компаний было бы непростительной глупостью.
1. Электроника и информационные системы специальных приложений на основе реструктуризации и консолидации существующих предприятий с интеграцией в вертикаль некоторых зарубежных активов, закрывающих отсутствующие или неработоспособные элементы.
2. Гражданская электроника на основе инкубационных центров-технопарков для малых и средних компаний с полностью открытой архитектурой, предусматривающая массированное привлечение отечественных специалистов и предпринимателей, а также массированный ввоз в страну специалистов-носителей технологии с реверсом утечки мозгов .
Оба эти направления развития должны сосуществовать параллельно, обеспечивая взаимный естественный переток технологий, финансов и кадровых ресурсов для повышения общей конкурентоспособности. Причем эти направления существенно отличаются по принципам управления, поэтому жесткая связка специальной и гражданской электроники с точки зрения финансов и текущего управления не является оправданной. Если для первого направления характерным и привычным является управление сверху с административной иерархией, то для второго направления более приемлемым является инициатива снизу и сетевая структура, порождающая интенсивную конкуренцию.
Учитывая имеющиеся ресурсы и управленческий опыт Ростехнологий , нет необходимости комментировать в деталях возможные варианты реализации первого направления, только указав на некоторые возможности, существующие в этой уникальной ситуации.
В связи с заявленными планами руководства страны о превращении г.Москвы в мировой финансовый центр следует задуматься о дальнейшем нахождении предприятий ОПК в черте города. В мировой практике очень мало примеров такого совмещения, инженерия и производство всегда уходят в более дешевые и удобные места за пределами мегаполисов, так как резервы индустриального развития в пределах мегаполисов крайне ограничены.
Поэтому одним из вариантов решения проблемы было бы перемещение высокотехнологичных предприятий ОПК в новые технопарки ближнего и дальнего Подмосковья, с их концентрацией в рамках холдингов в нескольких географических точках. Должны быть предусмотрены серьезные резервы развития технопарков как с точки зрения самой индустрии, так и жилой инфраструктуры вместе с социальной сферой. Строящая под эгидой Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации сеть технопарков вполне могла бы быть использована для этих целей. При этом важно заинтересовать ведущих специалистов-москвичей, так как подобный переезд может привести к существенной потере кадров. Правильное распоряжение имуществом предприятий может дать внебюджетный источник средств для тотального технологического перевооружения на новом месте и обеспечения комфортных условий жизни для перемещаемого персонала и специалистов, завозимых из других регионов РФ. Локализация производственных цепей в электронике дает свои неоспоримые преимущества, доказанные примерами развития Кремниевой долины и технопарков ЮВА.
Аналогичный подход может быть использован по отношению к предприятиям, находящимся в других крупных городах РФ, вся электронная индустрия должна перемещаться в пригородные технологические парки, чтобы выйти из состояния нынешнего коллапса. К примеру, Казань долгие годы являлась производственной базой отечественной вычислительной техники с 8-10 крупными предприятиями радиоэлектронного профиля и 13-ю инженерно-исследовательскими центрами. Поэтому руководству республики Татарстан совместно с федеральными структурами следовало бы рассмотреть возможность создания специального холдинга промышленной электроники, который был бы ориентирован на нужды быстрорастущих нефтехимического, автомобильного, авиационного и машиностроительного кластеров индустрии в республике.
Так как некоторые предприятия старой технологической вертикали оказались полность разрушенными, либо вообще за пределами РФ, то для быстрого заполнения провалов в технологической матрице имело бы смысл приобретение активов зарубежных предприятий, особенно в области полупроводникового производства и инженерии интегральных схем, которые могут быть использованы как для решения текущих производственных нужд, так и для обучения российского персонала в рамках перекачки технологий. Безусловно, приобретение крупных предприятий будет блокироваться правительствами некоторых стран, но активы малых и средних инженерных электронных фирм с оборотами до миллиарда долларов в год могут быть вполне доступны для приобретения при правильном юридическом подходе и политической подготовке.
Безусловно, с точки зрения масштабов необходимых работ, задача по реорганизации и перемещению десятков предприятий является крайне сложной и требующих усилий высококвалифицированных команд управленцев и экспертов. Но дорогу осилит идущий и надо начинать нарабатывать опыт, создавая и перемещая последовательно холдинг за холдингом с их последующей постепенной интеграцией в конкурентную среду и мировой рыночный механизм.
Остается пожелать успеха в этом нелегком деле коллективам вовлеченных предприятий ОПК и управленцам из Ростехнологий . Далее обсудим, что можно сделать с гражданской электроникой, которая должна стать двигателем развития всей индустрии.