АВ 2008г. Выпуск 5 Возможные пути возрождения электроники в России
Гражданская электроника России: что делать?
Во-первых, с самого начала надо отметить, что самостоятельная гражданская электроника в России никогда не существовала ввиду особенностей исторического развития нашей страны. Все предприятия являлись закрытыми почтовыми ящиками, производившими, в первую очередь, оборонную продукцию и, во вторую очередь, что-то для гражданского сектора. Сейчас гражданской продукции на предприятиях ОПК осталось крайне мало ввиду ее низкой конкурентоспособности в условиях глобального рынка.
Попробуем разобраться, как можно создать этот самый 95% -ный гражданский сектор, чтобы сделать индустрию российской электроники полноценным и полным сил организмом, способным к саморазвитию и конкуренции в условиях нормальной рыночной экономики.
Мировой опыт показывает, что создать целую отрасль гражданской электроники практически на пустом месте, возможно, разумеется, при наличии политической воли, специалистов и некоторых финансовых средств. Наиболее наглядным примером является Тайвань, который в конце 70-х годов переживал стагнацию традиционных отраслей индустрии из-за роста стоимости рабочей силы. Кроме того, крайне высокой была утечка мозгов среди ученых и инженеров. В 1980 году правительством было принято решение о создании научно-технологического парка в городе Синьчу (Hsinchu Science Park), который бы специализировался на микроэлектронике и производстве электронных устройств. Так как построить большую многоуровневую электронную компанию с нуля за короткое время практически невозможно, то упор был сделан на инкубацию и развитие малых и средних инженерных компаний, сосредоточенных в одной географической точке. Т.е. технологическая вертикаль разработки и производства электроники выполнялась в виде кластера взаимосвязанных малых и средних инженерных компаний, расположенных в пределах технопарка. Массированная инкубация малых инженерных компаний оказалась крайне успешной и опиралась на следующие ключевые факторы:
Мощная поддержка государства через администрацию технопарка, обеспечившее строительство офисных и произодственных площадей для инкубируемых резидентов;
Активное привлечение экспатриантов из США для создания новых компаний и миграции технологий (реверс утечки мозгов );
Создание идеальной среды для индустриальных предпринимателей и инженеров;
Создание эффективной системы финансирования малых инженерных компаний, начиная с их инкубации через систему государственных грантов и венчурные фонды;
Создание системы устойчивых связей между университетами, исследовательскимим центрами и малыми/средними инженерными фирмами;
Терпимое отношение к неудачам при создании новых изделий и технологий (всегда давался следующий шанс, так как отрицательный результат и опыт, при этом полученный, ценились всегда).
В настоящее время технопарк Синьчу является местом концентрации нескольких сотен электронных компаний, среди которых такие гиганты электронной индустрии как ACER, TSMC, UMC и множество других компаний, которые лидируют на мировом рынке.
Анализ и адаптация мирового опыта наряду с использованием собственных конкурентных преимуществ явялется наиболее приемлемым вариантом развития российской гражданской электроники. Налаживание сотрудничества с инкубированными в технопарках ЮВА лидерами мировой индустрии может ускорить становление отечественных электронных компаний, как крупных холдингов, также как и инкубированных малых и средних предприятий.
Теперь попробуем перечислить и прокомментировать основные шаги, реализация которых действительно окажет влияние на процесс становления саморазвивающейся системы гражданской электронной инженерии:
1. Массированная инкубация компаний по всем уровням иерархии электронной инженерии и цепи заказчик-потребитель для продукции современных кремниевых фабрик;
2. Целевая расширенная подготовка и переподготовка специалистов по требуемым специализациям на уровне требований мировой индустрии, что предусматривает использование новейших учебных пособий, методик и инструментальных средств САПР;
3. Восстановление подготовки специалистов по всем ступеням полупроводникового производства для комплектации персонала кремниевых фабрик;
4. Миграция современных электронных технологий на территорию РФ и запуск технологического насоса , позволяющие максимально быстро адаптироваться в общемировой уровень с одновременным дополнением уже имеющихся в стране технологических заделов;
5. Создание критической массы для цепной реакции саморазвития кластеров СБИС-разрабатывающих и системно-интегрирующих инженерных компаний, обеспечивающих загрузку, по крайней мере, одной современной кремнивой фабрики.
Массированная инкубация может подразумевать как инкубацию взаимодополняющих кластеров малых инновационных компаний, занимающих один или два уровня иерархии электронной инженерии, так и создание больших вертикально-интегрированных компаний в рамках практикуемых в последнее время корпоративных слияний и создания холдингов, что и реализуется Ростехнологиями . Вопрос только в эффективности создаваемых компаний и их разворотливости в адаптации новых технологий. Безусловно, в России должны использоваться оба пути в режиме взаимодополнения.
Целевая подготовка и переподготовка специалистов может быть наименее болезненный шаг, так как в значительной степени поддержан общей реформой высшей школы и специальными грантами. Тем не менее, нужны существенные усилия по расширению подготовки высококвалифицированных инженеров в рамках магистратуры и аспирантуры по профильным специальностям. Традиционный в последние годы спрос на системных администраторов и сетевых инженеров перекосил структуру подготовки в пользу последних, а учебные курсы с разработкой СБИС по современным технологиям существуют лишь в крайне ограниченном числе вузов (в основном московских). Анализ рынка российской литературы, посвященной данной теме, показал катастрофическую нехватку современных учебников по современным технологиям разработки и производства электронной техники. Быстрый перевод и издание в России последних зарубежных учебных пособий в области электронной инженерии сильно помог бы подъему процесса подготовки и переподготовки на необходимый уровень. Так же необходимы средства на установку современных средств САПР в профильных вузах для наработки практических навыков в проектировании реальных систем. Лидер мировой индустрии САПР Cadence, к примеру, предлагает программу партнерства и сотрудничества с российскими университетами, по которой лицензии продаются со 100% скидкой. Такие возможности и партнерство нужно использовать с полной отдачей.
Необходимым является также расширение магистратуры по отдельным специальностям до масштабов отдельных специализированных факультетов или школ, где готовятся только магистры и аспиранты. Опыт работы таких факультетов на Тайване, Сингапуре и Южной Корее показал их исключительно высокую эффективность в подготовке специалистов электронной индустрии. Аналог такого факультета - Научно-Образовательный Центр РАН был создан в Санкт-Петербурге. Программа создания в РФ сети инновационных университетов может помочь созданию таких факультетов для подготовки специалистов высшей квалификации.
Отдельной проблемой является подготовка специалистов-технологов для электронной промышленности, она сохранилась в крайне незначительных масштабах, совершенно недостаточных для будущих нужд кремниевых фабрик. Такая же история с современными учебными пособиями по технологии производства наноэлектроники, за редким исключением они отсутствуют. Безусловно здесь также необходимо развертывание подготовки, только в отличие от других иерархий электронной инженерии, это можно сделать в ограниченном числе вузов, обладающих необходимым оборудованием и гермозонами.
Миграция современных технологий в Россию является вопросом достаточно сложным и не решаемым одним единственным способом. Как говорилось ранее, технология - это прежде всего ее носители - высококвалифицированные инженеры с необходимыми знаниями и навыками работы. И реальная миграция технологии без их непосредственного участия невозможна.
Одним из таких вариантов может быть приобретение малых и средних существующих электронных компаний, интеграция их в вертикаль в случае холдинга и создание на их базе филиалов российских компаний в Кремниевой долине или других центрах электронной промышленности США или ЮВА. Это опробованный путь, по которому прошли практически все известные электронные компании Сингапура, Южной Кореи и Тайваня. Теперь по этому же пути идут индийские и китайские электронные компании. Это позволяет в значительной степени упростить проблемы с интеллектуальной собственностью за счет приобретенного вместе с местной компанией патентного портфолио и наладить постоянный переток технологий за счет использования местных квалифицированных инженеров для работы в командах со стажерами из главного офиса компании, которые сменяются каждые три-четыре месяца. Такой технологический насос , работающий в течении нескольких лет позволяет перекачать технологии даже в страны без каких-либо серьезных традиций в развитии электроники.
Другим вариантом технологического насоса является ввоз определенного числа высоквалифицированных инженеров из стран-лидеров электронной индустрии в Россию для работы с командами российских инженеров. Такой вариант, особенно в рамках создания венчурных инженерных компаний, мог бы быть интересен тысячам российских инженеров, работающих в настоящее время в США, Западной Европе и странах ЮВА. В последние годы Тайвань, Китай, Индия и Южная Корея получили огромные преимущества за счет массированного реэкспорта собственных квалифицированных инженеров из США и теперь центр инновационной и венчурной активности в мировой электронной индустрии переместился из Кремниевой Долины в эти страны.
Многие представители электронной индустрии из разных стран высказывают интерес принять участие в инновационном электронном бизнесе в России. Но безусловно, главным резервом являются российские инженеры с многолетним опытом работы в мировой электронной индустрии. Создание условий для их массового возвращения или работы в филиалах российских компаний за рубежом способствовало бы резком рывку в развитии электроники, произошедшему при аналогичных условиях в странах ЮВА.
Теперь несколько слов о критической массе, которая подразумевает концентрацию предприятий в определенном регионе, обеспечение постоянного притока квалифицированной рабочей силы и организацию замкнутого цикла разработка-производство-продажа-новая разработка . Примерами такой компактной концентрации служит Зеленоград и региональной концентрации - Москва. Причем в 60-70-е годы Зеленоград сыграл ключевую роль в развитии советской электроники. Почему бы не продолжить хорошие традиции и сделать упор на развитие гражданской электроники в этих же центрах?
Москва, как мегаполис, снимается с обсуждения по причинам, рассмотренным в предыдущей секции. Зеленоград, к сожалению, так и остался в статусе недостроенной Кремниевой Долины , так как реально высокой концентрации предприятий там достичь не удалось. Безусловно, имеет смысл перенести некоторые предприятия из центральной части Москвы в Зеленоград, но из-за высоких цен на недвижимость и землю, дальнейшее развитие такого технопарка тоже будет ограниченным.
Поэтому встает вопрос о создании по крайней мере еще одного-двух центров для развития гражданской электроники с концентрацией инкубированных компаний всех уровней электронной инженерии и возможным строительством кремниевых фабрик в партнерстве мировыми лидерами. Причем географическое расположение и открытая архитектура этих центров должны быть определены с учетом множества факторов, влияющих на успех строительства аналогичных глобальных технопарков в мировой практике.
Кроме того, в России должно быть несколько независимых центров развития электронной инженерии, что необходимо для устойчивости развития индустрии и создания условий для внутренней конкуренции. Для примера, в США таких крупных центров шесть: в окрестностях Бостона, в Остине-Техас, в Сан-Хосе - Кремниевая Долина, в Сан-Диего - Калифорния, в Финиксе - Аризона и растущий новый центр в Хиллсборо-Орегон. В Китае уже два крупных центра в Пекине и Шанхае, аналогичные центры также создаются в других регионах.