АВ 2008г. Выпуск 2 "Стратегия Высоких Технологий" германского правительства - пример эффективного участия государства в реализации общенациональных программ развития
Помимо мер общего сквозного характера СВТ включает в себя ряд боле конкретных отраслевых инновационных стратегий развития. Федеральное правительство определило 17 приоритетных направлений инновационной политики (национальная безопасность, нанотехнология, биотехнология, микроэлектроника, информатика и коммуникации, оптика, энергетика, охрана окружающей среды, материаловедение, здравоохранение, космонавтика, авиастроение, наземный транспорт и логистика, судостроение, растениеводство, производственные технологии, услуги), по каждому из которых была разработана своя стратегия более прикладного характера Критерии отбора:
- объективно центральная роль в народном хозяйстве любого государства, которое поставило перед собой цель занять лидирующие международные позиции в сфере высоких технологий;
- важность приоритетного развития этих направлений (в первую очередь это касается нано-и биотехнологии, оптики, микроэлектроники, информатики и коммуникации) в интересах укрепления таких национальных базовых отраслей, как автомобиле-и машиностроение, которые составляют основу экспортного потенциала Германии, а также устойчивого развития энергетического хозяйства и сферы охраны окружающей среды, от которых в значительной мере зависит долгосрочное устойчивое развитие страны.
На основе анализа сильных и слабых сторон по каждому из направлений (strengths, weaknesses, opportunities and threates) федеральное правительство представило перечень мероприятий, сведенных воедино в рамках ряда федеральных программ поддержки и развития, которые отражают специфику каждого инновационного сектора развития и должны быть реализованы, как правило, в течение 3-4 лет. Федеральное правительство в принципе рассматривает федеральные программы как на сегодняшний день наиболее эффективный инструмент реализации: они гибко, практически в режиме оn-line могут реагировать на новейшие технологические тренды, позволяют в достаточно сжатые сроки налаживать взаимодействие между наукой и промышленностью и, в конечном счете, обеспечивают быструю отдачу вложенных средств.
В наибольшей степени оправдывает себя, с немецкой точки зрения, федеральная поддержка так называемых объединенных проектов, партнерами в которых выступают представители науки и промышленности. Как правило, в таких проектах очень сильна установка на достижения конкретного конечного результата, в них вовлекаются необходимые участники всех звеньев инновационной цепочки - от идейного проекта до его коммерческой реализации. Важно также то, что такие объединенные проекты могут быть особенно привлекательны для малого и среднего бизнеса: они, с одной стороны, приоткрывают им дверь к прямым контактам с высоко профессиональными исследовательскими коллективами и, с другой стороны, через механизмы сотрудничества с крупными предприятиями-участниками получают реальный шанс на участие в инновационном бизнесе (например, как предприятия субпоставщики элементной базы инновационного продукта) и, тем самым, доступ на высоко рентабельные глобальные рынки.
Предполагается далее, что по отдельным направлениям федеральные программы содействия могут быть преобразованы в рамочные программы государственной поддержки сроком действия до 10 лет, что позволит обеспечить устойчивое финансирование наиболее хотя и перспективных, но весьма времязатратных инновационных проектов. Имеется в виду, что инструментом координации таких долгосрочных программ станут дорожные карты , составление которых должно входить в круг совместных обязанностей промышленности и науки.