Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2008г. Выпуск 2 "Стратегия Высоких Технологий" германского правительства - пример эффективного участия государства в реализации общенациональных программ развития


Подготовка кадров

     Начиная с 2001 г. в Германии обозначилась настораживающая тенденция увеличивающегося разрыва между спросом и предложением на рынке высококвалифицированных специалистов. Сбои стала давать как система среднего профессионально-технического образования, так и высшей школы. Усилился отток талантливой научной молодежи на учебу и исследовательские центры других стран, причем не только в такие традиционные, как, например,  США. Страны Юго-Восточной Азии, Китай, Индия резко активизировали работу по привлечению иностранных ученых и студентов, предлагая высокий уровень материального обеспечения и возможности научной деятельности в лабораториях с самым современным уровнем оборудования. Кадровый дефицит мог серьезно осложнить реализацию планов национального инновационного развития.
     Меры, принятые федеральным правительством в этой связи в рамках СВТ, можно разделить на три группы.
     Во-первых, меры по линии профтехобразования. В марте 2007 года федеральное правительство в лице трех министерств (образования и исследований, труда и социальным вопросам, а также по делам промышленности и технологий), заключило с руководством 5 ведущих объединений немецкой промышленности (Немецкая торгово-промышленная палата, Федеральное объединении  немецких союзов работодателей, Федеральный союз немецкой промышленности, Центральный союз немецких ремесел, Федеральный союз свободных профессий) так называемый Национальный пакт по вопросам профессионально-технической подготовки молодежи в Германии .
     Основное содержание этого документа: немецкая промышленность берет на себя обязательство а) предоставить возможность овладеть рабочей специальностью любому желающему молодому человеку  и б) в этих целях на трехлетний период увеличить ежегодную квоту приема в профессиональные училища на 60 тысяч мест. Кроме того, на тот же трехлетний период на 40 тысяч дополнительных вакансий с будут расширены краткосрочные внутризаводские курсы (6-12 месяцев)  начальной профессиональной подготовки для юношей и девушек с ограниченными возможностями. Финансирование этих мер будет обеспечено как за счет средств промышленности (прежде всего, материальная часть), так и бюджета (главным образом, выплата стипендий).
    Во-вторых, меры по линии высшей школы, направленные на увеличение количества студентов, прежде всего за счет облегчения доступа к высшему образованию выпускников средней школы, улучшения условий учебы и бытового обеспечения студенческой молодежи. Пакет соответствующих мероприятиях был согласован в мае 2007 г. между федеральным и земельными правительствами, с одной стороны, и руководством более чем 300 высших учебных заведений в пакте Высшая школа-2020 . Он предусматривает на первом этапе, то есть до 2010 года увеличение количества мест в высшей школе  на 91 тысячу к уровню 2005 года. Дополнительные бюджетные ассигнования на эти цели составят почти 600 миллионов евро. Со своей стороны, ректораты обязуются максимально сузить круг специфических ограничений при отборе абитуриентов, существующих в ряде высших учебных заведении, которые, по мнению правительства,   можно понять, но едва ли оправдать, когда дело идет о приоритетах общеэкономического развития .
     В-третьих, меры по привлечению специалистов из-за рубежа. Очевидно, что результаты мер, принятых государством по стимулированию подготовки кадров внутри страны, проявятся в лучшем случае в среднесрочной перспективе. Федеральное правительство полагает, что, по крайней мере, временно смягчить положение на рынке труда квалифицированных специалистов возможно за счет зарубежных кадров. Уже сегодня доля иностранных преподавателей на немецких университетских кафедрах составляет около 8 процентов, доля иностранных ученых и исследователей  в научных центрах и лабораториях - 15 процентов. Каждый десятый студент - иностранец. Германское правительство изучает сегодня вопрос о создании дополнительных стимулов для того, чтобы способные иностранные студенты после завершения учебы оставались для постоянной работы в Германии. Это же относится к талантливым молодым ученым-стажерам. В этих целях предполагается принять меры по дальнейшей либерализации миграционного законодательства применительно к этой группе иностранных граждан.