Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2008г. Выпуск 2 "Стратегия Высоких Технологий" германского правительства - пример эффективного участия государства в реализации общенациональных программ развития


Международное сотрудничество

     Международное сотрудничество в сфере науки и разработок федеральное правительство рассматривает исключительно с точки зрения его полезности для конкурентных позиций Германии на мировых рынках высоких технологий. В документе Стратегия федерального правительства  в вопросах интернационализации знаний и научных разработок , утвержденном в развитие СТВ в феврале 2008 года, эта мысль обличена практически в форму обязательной политической директивы. Выявление новых перспективных знаний и разработок и их использование для укрепления национального инновационного потенциала названа в этом документе постоянной приоритетной задачей в рамках любых интернациональных проектов немецких научных, исследовательских и посреднических организаций. Федеральное правительство примет участие в ее решении своими специфическими средствами и методами. Прежде всего за счет обеспечения более высокого уровня координации действий и обмена информацией  между всеми участниками немецкой инновационной системы, создания для них дополнительных материальных стимулов.
    Международные партнеры - будь-то отдельные научно-исследовательские коллективы или целые страны - должны отбираться только по одному единственному критерию: самый передовой уровень инновационных разработок по интересующему Германию направлению. В этом отношении две группы стран будут местом приложения наибольших усилий Германии на ближайшие годы.
     Во-первых, страны-партнеры по ЕС. За последние 15-20 лет в русле общей научно-технической политики ЕС удалось создать разветвленную сеть трансграничного сотрудничества, которая если пока и не связала воедино отдельные национальные инновационные системы, то, во всяком случае, устранила многие из административно-бюрократических барьеров на пути взаимного перетекания знаний и технологий. Ежегодно в рамках многочисленных постоянно действующих программ  и инициатив реализуются сотни научно-исследовательских программ. Бюджет 7 Рамочной программы исследований ЕС на 2007-2013 гг. составляет 54 миллиарда евро. Германия не без основания рассматривает себя в качестве мотора инновационного развития объединенной Европы. Будучи основным донором общеевропейских программ инновационного развития, Германия одновременно является и их основным выгодоприобретателем: ее исследователи не только получают самый широких доступ в творческие лаборатории других стран ЕС (80% всех проектов осуществляется с немецким участием), но и в виде грантов возвращают назад большую часть взноса Германии  в бюджет союза по статье наука и разработки .
    Во-вторых, страны, приблизившиеся к группе мировых инновационных лидеров. Наиболее опекаемыми по линии соответствующих немецких министерств и ведомств являются на сегодняшний день Китай, Индия и Южная Корея. В частности, в сотрудничестве с Китаем ведется работа по ряду перспективных направлений лазерных, оптических, коммуникационных, био-и нанотехнологий. С Индией прорабатывается вопрос о создании совместного научно-исследовательского и технологического центра.
    Федеральному министерству образования и исследований поручено координировать все международные проекты и мероприятия с участием немецких организаций, в программе которых так или иначе отображена проблематика высоких технологий: конференции, семинары, ярмарки, выставки и т.д. При этом преследуется двоякая цель: с одной стороны, облегчить доступ немецким предприятиям  на рынки высоко технологичной продукции других стран, а, с другой стороны, в выгодном свете представить Германию как страну широких возможностей для занятий научными исследованиями и высокотехнологичным бизнесом  и, тем самым, содействовать привлечению зарубежных инвестиций и притоку высококлассных специалистов.
    В целях контроля за эффективным использованием немалых бюджетных средств, отпускаемых на цели международного сотрудничества по линии СВТ федеральное министерство науки и исследований раз в 3-5 лет будет представлять в правительство официальный отчет, подготовленный при участии независимых, в том числе, иностранных экспертов.