Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2008г. Выпуск 2 "Стратегия Высоких Технологий" германского правительства - пример эффективного участия государства в реализации общенациональных программ развития


Более быстрое распространение новых технологий

     Создание условий для более быстрого распространения новых технологий федеральное правительство рассматривает в двух аспектах - международном и внутреннем. В международном аспекте речь идет, главным образом, о дополнительных мерах по защите интеллектуальной собственности в сфере высоких технологий, в которой за последние годы также наблюдается увеличение объема предложений  контрафактных продуктов. Федеральное правительство видит главное направлении этой работы в совместном с другими странами постепенном создании универсальной международной юрисдикции в борьбе против нарушения прав на товарные знаки и патенты. Соответствующие конкретные инициативы Германия будет инициировать по линии Всемирной организации интеллектуальной собственности, Европейского сообщества и в рамках участия в деятельности большой восьмерки .
    Сильные позиции немецких высокотехнологичных продуктов  имеется в виду дополнительно закрепить за счет проведения более наступательной стратегии в вопросах нормирования и стандартизации. Учет требований стандартизации уже на ранних этапах инновационных разработок и при их коммерциализации создает, по мнению авторов стратегии, дополнительные конкурентные преимущества. Об этом, в частности, свидетельствует успех немецких компаний-производителей лазерной техники в конце 90-х годов прошлого века, который был достигнут именно благодаря интеграции процессов исследований и разработок и их стандартизации. Федеральное правительство выделит дополнительные средства Немецкому институту нормирования (DIN), официальной национальной организации по вопросам нормирования,  чтобы придать экспертной работе по техническому нормированию и стандартизации в новых высокотехнологических областях промышленности более систематический и последовательный характер.
    На национальном уровне более быстрое распространение новых технологий увязывается, в основном, с повышением эффективности работы так называемых патентных внедренческих агентств. В 2001-2002 гг. в Германии в законодательство о защите авторских прав были внесены существенные изменения. Одно из основных состояло в том, что была законодательно упразднена так называемая привилегия преподавателя высшей школы , то есть авторское право преподавателя на собственное изобретение, которая существовала с середины 50-х годов прошлого столетия. Собственником всех открытий и изобретений своих сотрудников стало соответствующее высшее учебное заведение. Чтобы не перегружать университетский и институтский  управленческий аппарат обременительными задачами по учету патентов и, что более важно, по их внедрению, в Германии была создана сеть организаций-посредников в виде патентных внедренческих агентств. На сегодняшний день это 21 агентство, которые финансируются за счет федерального бюджета, а также бюджетов отдельных земель и высших учебных  заведений. Они заняты обслуживанием около 200 немецких университетов и институтов с наиболее высоким уровнем  постановки научно-исследовательской работы. Авторы стратегии полагают, что за прошедшие несколько лет эти агентства, при всех недостатках, в целом доказали свое право на существование.
     В числе других мер, которые должны создать более благоприятные рамочные условия для ускорения процесса распространение новых технологий и которые находятся в сфере компетенции федерального правительства, следует выделить еще две. Во-первых, федеральное правительство в лице соответствующих министерств и ведомств сориентирует всю систему государственных закупок, ежегодный объем которых составляет около 260 млрд. евро, или почти 12% ВВП,  на приобретение в первоочередном порядке наукоемкой продукции.  Ожидается, что этот пример будет стимулировать аналогичные шаги  в других секторах народного хозяйства.
    Во-вторых, наиболее важные услуги, предоставляемые  органами государственного управления всех уровней предприятиям промышленности, учреждениям науки и образования, отдельным гражданам и т.д., должны оказываться на базе самых передовых и экономичных информационных технологий. Это позволит расширить возможности интерактивного диалога между властью и обществом, радикально сократить время реализации управленческих решений в интересах граждан, сделать процесс принятия решений более прозрачным. Внедрение в этой сфере инновационных технологий рассматривается федеральным правительством как средство радикальной модернизации всего процесса государственного управления. Подготовка соответствующих конкретных предложений возложена в рамках СВТ на федеральное министерство внутренних дел.