Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2008г. Выпуск 2 "Стратегия Высоких Технологий" германского правительства - пример эффективного участия государства в реализации общенациональных программ развития


Экономически более привлекательные рамочные условия для инновационной деятельности промышленности, прежде всего предприятий малого и среднего бизнеса

     В политическом руководстве Германии существует понимание того, что новые требования к инновационной деятельности обуславливают необходимость в новых более гибких механизмов ее финансового обеспечения. Таких традиционных, как проектное финансирование и государственное финансирование  учреждений академической и университетской науки, уже не достаточно. По этой причине в СВТ серьезно рассматриваются вопросы стимулирования инновационной активности промышленности с помощью рычагов налогового регулирования, а также за счет создания дополнительных государственных гарантий частным инвесторам инновационных проектов. Признается, что этой стороне фискальной политики немецкого государства до последнего времени уделялось недостаточное внимание. Особенно это касается условий привлечения средств венчурного капитала, доля которого составляет лишь 0,014% внутреннего валового продукта (для сравнения - в 2007 году в США доля рискового капитала была на уровне 0,16% национального ВВП).
    Более льготные условия финансовой деятельности и доступа к внешним источникам инвестиционных заимствований должны в рамках СВТ получить в первую очередь две группы предприятий: предприятия мелкого и среднего бизнеса и новые предприятия, создаваемые в наукоемких отраслях промышленности и сферы услуг. На сегодняшний день в Германии насчитывается около 2,7 миллиона предприятий мелкого и среднего бизнеса (то есть с числом занятых до 500 человек), но только треть из них занимается инновационной деятельностью на постоянной основе. Кроме того, значительный потенциал разработчики СВТ видят в создании фирм с инновационной направленностью на базе учреждений высшей школы и исследовательских центров академической науки.
    Конкретные механизмы предоставления налоговых льгот должны быть определены в налоговой реформе предпринимательской системы, которую предполагается ввести в действие с 1 июля 2008 года. Одним из ее принципов будет: налоговая политика является одновременно инновационной политикой . На базе четырех профильных федеральных министерств создана межведомственная рабочая группа с поручением изучить соответствующий опыт льготного налогообложения инновационной деятельности в 21 экономически наиболее развитой стране-члене ОЭСР. Рекомендации рабочей группы будут учтены при доработке текста налогового закона.
    Помимо этого государство увеличит софинансирование  грюндерских фондов, главное назначение которых - предоставление капитала для вновь создаваемых высоко технологичных предприятий. При этом сам необходимый минимальный уставной капитал будет уменьшен с нынешних 25 тысяч до 10 тысяч евро. Государство берет на себя обязательство активизировать диалог с банковским сообществом, прежде всего по вопросу приемлемых  для финансовых учреждений гарантий при кредитовании рисковых инновационных проектов. Одно из предлагаемых решений проблемы состоит в том, чтобы повысить значение нематериальной стоимости имущества предприятия-заемщика при определении его кредитоспособности.
     К недостаткам немецкой инновационной системы международные эксперты относят ее чрезмерно забюрократизованный характер, от чего в первую очередь страдают небольшие предприятия. По некоторым оценкам, исполнение различного рода государственных предписаний обходится им в 4-5 % своего оборота. Предполагается, что создаваемый в Германии Национальный совет по контролю за нормотворчеством, который в качестве независимой инстанции будет давать оценку новым законам и подзаконным актам, поможет решить эту проблему.