Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2008г. Выпуск 1 Об экологической безопасности России


1.1. Основные угрозы национальной безопасности в экологической сфере

     
     Устойчивое развитие страны и ее экономический рост неразрывно связаны с необходимостью сохранения природной среды и обеспечения экологической безопасности среды жизнедеятельности человека.
    Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и являются важными составляющими национальной безопасности, имеющей соответствующую нормативную и правовую базу.
    Современное состояние российского экологического законодательства можно оценивать, как минимум, с трех точек зрения: законодательного регулирования общественных отношений, относящихся к предмету экологического права; реализации объективно существующих интегрированного и дифференцированного подходов к регулированию экологических отношений и создания (наличия) эффективного механизма регулирования этих отношений или действия предусмотренных законодательством норм. В период с 1991 г. экологическое законодательство Российской Федерации создано практически заново.
_________________________
См.: Бринчук М.М. Концепция развития экологического законодательства Российской Федерации. - М. - СПб., 2008.

    Только за период с 1994 по 2007 гг. Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации было принято, а Президентом Российской Федерации подписано 30 федеральных законов в сфере охраны окружающей среды и природопользования.
_________________________
См.: www.duma.gov.ru

    В Государственной Думе первых трех созывов был принят ряд федеральных законов в сфере экологии, среди которых нужно упомянуть следующие основные: Федеральный закон от 23.11.95 Об экологической экспертизе ; Федеральный закон от 09.01.96 О радиационной безопасности населения ; Федеральный закон от 24.06.98 Об отходах производства и потребления ; Федеральный закон от 30.03.99 О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения ; Федеральный закон от 04.05.99 Об охране атмосферного воздуха ; Федеральный закон от 10.01.02 Об охране окружающей среды ; Федеральный закон от 22.03.03 О запрете производства и оборота этилизированного автомобильного бензина в Российской Федерации .
_________________________
См.: Государственная Дума второго созыва (1996-1999) //Информационно-аналитический бюллетень. Вып. 2. - М., 1999; Государственная Дума третьего созыва (2000-2003 гг.) //Информационно-аналитический бюллетень. - М., 2004.

    В Государственной Думе четвертого созыва приняты:
    Федеральный закон от 04.11.04 128-ФЗ О ратификации Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата ; Федеральный закон от 04.11.05 139-ФЗ О ратификации Объединенной конвенции о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами .
_________________________
См.:  См.: Государственная Дума четвёртого созыва в осеннюю сессию 2004 года //Информационно-аналитический бюллетень, 2004, 9; Государственная Дума четвёртого созыва в осеннюю сессию 2005 года //Информационно-аналитический бюллетень. - М., 2005.

    Еще пять федеральных законов, принятых в 2004-2007 гг. касались отдельных изменений в ранее принятые федеральные законы в сфере экологии.
    В настоящее время в стадии подготовки ко второму чтению в профильном Комитете Государственной Думы также находится ряд законопроектов.
_________________________
В частности проект федерального закона "О гражданской ответственности за причинение ядерного вреда и её финансовом обеспечении" (принят в первом чтении 09.09.1998 г., поддерживается Правительством Российской Федерации), а также проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об экологической экспертизе" и Градостроительный кодекс Российской Федерации" (в части введения  экологической  экспертизы  проектной документации  объектов...)  Принят  в первом чтении 25.05.2007 г.


    Однако, анализ ситуации по вопросам обеспечения экологической безопасности страны показал несовершенство нормативно-правового обеспечения деятельности в области охраны окружающей среды, недостаточную эффективность государственного управления, контроля и надзора в этой сфере, неудовлетворительное состояние среды жизнедеятельности человека в результате ее техногенного загрязнения, а также недостатки международного сотрудничества по природоохранным проблемам и низкую эффективность взаимодействия государства с общественными экологическими организациями.
    Качество атмосферного воздуха. Загрязнение атмосферного воздуха в городах и промышленных центрах, которое оставалось в последние годы недопустимо высоким даже в период его максимального снижения во время спада экономического производства - вновь стало увеличиваться.
    К основным загрязняющим веществам, содержащимся в воздушной среде практически всех городов, относятся взвешенные вещества, диоксиды азота и серы, оксид углерода, фенол. Наиболее опасны для здоровья людей, проживающих в городах России, повышенные концентрации взвешенных веществ, диоксида азота, бензола. бенз(а)пирена, мышьяка, кадмия, никеля, винилхлорида.
    Для снижения загрязнения атмосферного воздуха необходимо внедрить экологически безопасные ( безотходные ) технологии, строить и реконструировать очистные сооружения, обеспечить экологическую безопасность автомобильного транспорта.
    Воздействие хозяйственной деятельности на состояние окружающей среды. Экологически неблагополучными признаются примерно 15% территории России (около 2,5 млн. кв. км - это больше, чем Англия, Франция, Германия, Норвегия, Швеция и Финляндия вместе взятые). Здесь проживает почти две трети населения страны. В 180 городах (среди них все крупнейшие города России) с населением свыше 60 млн. человек отмечены превышения предельно допустимых концентраций токсичных веществ в воздухе и/или источниках питьевого водоснабжения.
    Более 2 млн. человек продолжают проживать в санитарно-защитных зонах промышленных предприятий.
    Накоплено свыше 82 млрд. тонн твердых промышленных и бытовых отходов, они занимают огромные территории, в том числе дорогую пригородную землю, многие из них отравляют подземные запасы питьевой воды и негативно влияют на ее поверхностные источники. Малоэффективно решаются проблемы утилизации бытового мусора.
    Качество вод. Анализ качества поверхностных вод на территории Российской Федерации показал, что в основном они загрязняются нефтепродуктами, фенолами, легкоокисляемыми органическими соединениями, соединениями тяжелых металлов, азота, а также специфическими загрязняющими веществами - лигнином., ксантогенатами, формальдегидом и др., которые поступают со сточными водами предприятий промышленности, сельского и коммунального хозяйства, а также с поверхностным стоком с водосборов и с городской дорожной сети.
    Радиационное воздействие. В настоящее время на территории России концентрация радиоактивных веществ в приземном слое атмосферы, по сравнению с предыдущими годами, практически не изменились, однако потенциальная опасность радиационного загрязнения и радиационных аварий сохраняется.
    За пределами территорий, загрязненных в результате чернобыльской и кыштымской катастроф, средние концентратдии в воздухе таких радионуклидов, как цезий-137 и стронций-90, практически вышли на доаварийные уровни.
    Количество чрезвычайных ситуаций (ЧС), обусловленных аварийными разливами нефти и нефтепродуктов, остается высоким и имеет устойчивую тенденцию роста. Ежегодно регистрируется около 60 тысяч случаев, в результате которых теряется около 1,5 - 2,0 млн. тонн нефти и нефтепродуктов. Одной из важных проблем в обеспечении экологической безопасности является борьба с противоправными врезками с целью хищения нефти и нефтепродуктов. Разливы сырья исчисляются десятками тысяч тонн, наносится ущерб окружающей среде, отвлекаются значительные материальные ресурсы на ликвидацию умышленных разгерметизаций трубопроводов.
    Опыт работы в этом направлении других стран показывает, что успешное решение проблемы возможно путем консолидированных действий государства и бизнеса. В этой связи интерес представляет отечественный и мировой опыт развития частно-государственного партнерства в решении проблем     обеспечения экологической безопасности.