АВ 2008г. Выпуск 1 Об экологической безопасности России
Приложение 4
Основные направления создания действенной системы экологической безопасности в стране
На заседании Совета Безопасности Российской Федерации 30.01.2008 года было подчеркнуто, что экологические проблемы обостряются по мере роста экономики, затрагивают практически все стороны народного хозяйства и имеют таким образом системный характер.
Решение экологических проблем Российской Федерации необходимо рассматривать с позиции единой стратегии государства, направленной на обеспечение устойчивого развития России. Определяющим критерием устойчивого развития государства является качество жизни его населения, которое существенно обусловлено состоянием экологической безопасности общества.
Экологическая политика должна быть основана на убеждении, что высокие экологические стандарты стимулируют инновационные и предпринимательские возможности. Экономическая, социальная и экологическая политика тесно взаимосвязаны. Особое внимание следует обратить на сохранение экологической безопасности человека. Во главе экологической политики должно стоять право каждого человека на благоприятную окружающую среду. Необходимо целенаправленно проводить работу в сфере экологической безопасности, которую условно можно разбить на ряд составляющих: научно-исследовательскую, образовательную, законотворческую, финансово-экономическую, организационную, программно-целевую.
Научно-исследовательская работа:
разработка стратегии обеспечения экологической безопасности в рамках единой стратегии устойчивого развития России на долгосрочную перспективу;
разработка прогнозов, связанных с глобальными климатическими изменениями, перспективами экологического развития России;
формирование новых природосообразных подходов и технологий в использовании природного потенциала России;
разработка средств и методов утилизации отходов производства и потребления и опасных отходов;
разработка и развитие современных методов экологического мониторинга, а также информационных технологий в целях государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды.
Образовательная и воспитательная работа:
основой экологической безопасности государства является экологическая культура населения страны, уровень его экологического мышления. С целью формирования экологической культуры и развития экологического мышления населения России необходимы следующие мероприятия:
создание государственных и негосударственных систем непрерывного экологического образования и просвещения;
включение вопросов экологии, рационального природопользования, охраны окружающей среды и устойчивого развития Российской Федерации в учебные планы на всех уровнях образовательного процесса;
разработка государственных стандартов образования, ориентированных на разъяснение вопросов устойчивого развития Российской Федерации;
формирование экологического мышления у ребенка через обеспечение его непосредственного контакта с живой природой (развитие системы экологических лагерей, модельных экологических участков при школах и т.д.)
Законотворческая работа:
Совершенствование экологического законодательства требует комплексного, междисциплинарного подхода.
Основой правового регулирования отношений в экологической сфере должен стать Экологический кодекс Российской Федерации (по аналогии с Лесным и Водным кодексами).
Ведущими направлениями законотворческой работы по обеспечению экологической безопасности должны стать следующие:
переход на технологическое нормирование во всех сферах хозяйственной деятельности;
экономическое стимулирование технологического перевооружения модернизации водопотребления в производстве и жилищно-коммунальном хозяйстве;
поддержка экологически эффективного производства энергии, включая использование возобновляемых источников и вторичного сырья;
развитие систем использования вторичных ресурсов и переработке отходов;
модернизация и развитие экологически безопасных видов транспорта, транспортных коммуникаций и топлива;
развитие экологически безопасных технологий реконструкции жилищно-коммунального комплекса и строительства нового жилья;
создание и развитие природного заповедного фонда России в качестве неотъемлемого компонента экономического развития регионов, сохранение уникальных природных комплексов;
сохранение и восстановление природных экосистем, предотвращение их фрагментации в процессе хозяйственной деятельности;
В настоящее время требуется совершенствование правовых механизмов по обеспечению оценки и снижению экологических рисков здоровья населения; обеспечению качества воздуха и воды в соответствии с установленным нормами; обеспечению населения экологически безопасными продуктами питания, в том числе контроль за ввозом, производством и оборотом продуктов питания и их компонентов, полученных из их генетически измененных форм; обеспечение экологической безопасности жилья, одежды, бытовой техники и других предметов домашнего обихода.
Экономическое и финансовое обеспечение:
включение в экономические показатели развития национальной экономики полной стоимости природных объектов с учетом их средообразующей функции и стоимости природоохранных работ (услуг), обеспечение перехода в сфере природопользования к системе рентных платежей, учет стоимости экологических легких страны - лесов и Мирового океана;
обеспечение зависимости размеров платы за выбросы и сбросы от их объема и опасности для окружающей среды и здоровья населения, создание полноценного механизма взимания с хозяйствующих субъектов, эксплуатирующих природные ресурсы, платежей и их целевое использование на сохранение и восстановление природной среды;
создание системы оценки социально-экономической эффективности природоохранных мероприятий с последующим обеспечением финансирования из бюджетов различных уровней и внедрением механизмов частно-государственного партнерства, формирование и применение налоговой и тарифной политики, стимулирующей переориентацию экспорта с сырья на продукты глубокой переработки;
создание и применение системы налогов и пошлин, стимулирующих использование экологически чистых технологий (наилучших существующих технологий), товаров и услуг, формирование системы экологических рейтингов производств;
совершенствование механизмов изменения форм собственности и купли-продажи земли, природных ресурсов и хозяйственных объектов с учетом задач сохранения и восстановления природной среды,
установление механизма финансовых гарантий, включая экологическое страхование и страхование гражданской ответственности при техногенных авариях и катастрофах, связанных с возможным негативным воздействием на окружающую среду;
использование схем международных финансово-экономических расчетов с учетом вклада стран в обеспечение глобальной устойчивости биосферы.
Основными задачами в области региональной политики обеспечения экологической безопасности являются экологически обоснованное размещение хозяйственных и жилищно-коммунальных объектов и максимальное использование возможностей и специфики субъектов Российской Федерации для устойчивого развития страны.
Для этого необходимы:
внедрение природно-ландшафтного, в том числе бассейнового, принципа управления природными комплексами;
концентрация имеющихся и создаваемых производств на уже трансформированных землях и в районах с развитой инфраструктурой;
резервирование на основе эколого-экономического обоснования, в том числе исключение из хозяйственного использования, территорий, еще не освоенных или мало затронутых хозяйственной деятельностью, либо непревышение экологической емкости природных систем при освоении этих территорий;
учет задач по сохранению целостности природных комплексов в процессе территориального планирования;
расширение практики использования местных природных, сырьевых и энергетических ресурсов на основе экологически чистых технологий;
обеспечение приоритетного участия местного населения, в том числе, коренных малочисленных народов, в выборе стратегии развития территорий, на которых они традиционно проживают.
В сфере международного сотрудничества по вопросам обеспечения экологической безопасности необходимо:
участие Российской Федерации в консолидации усилий мирового сообщества по сохранению окружающей среды, в том числе в разработке и выполнении международных договоров по ее охране;
упреждающее воздействие на процесс глобализации путем активного участия Российской Федерации в международных переговорах, касающихся использования природных ресурсов, трансграничного перемещения технологий, товаров и услуг, способных нанести экологический ущерб населению и природной среде.
Организационная работа:
Одной из важнейших причин возникновения проблем экологической безопасности в России является отсутствие единого федерального органа, координирующего экологическую безопасность в стране и наделенного всеми необходимыми полномочиями по организации природоохранной деятельности и контроля за состоянием природных ресурсов.
Создание единого органа в области обеспечения экологической безопасности, в первую очередь, позволит не только всесторонне и комплексно оценить эффективность уже действующего законодательства в этой области и определить потребности в его корректировке, но и компетентно определить пробелы в существующем законодательстве и потребность в подготовке и принятии новых законопроектов.
Организовать службу мониторинга качества жизни населения в региональном разрезе.
Отработать механизмы исполнения существующих законов и нормативных актов в законодательной сфере.
Привести в соответствие с поставленными задачами региональное законодательство. (Например: в 22 субъекта Российской Федерации приняли законы об энергосбережении, в 30 работа продолжается. В 42-х субъектах Российской Федерации действуют соответствующие постановления. Реализуются 20 региональных программ энергосбережения. Одиннадцать субъектов Российской Федерации поддерживают энергосберегающие программы средствами областных бюджетов. В четырех регионах администрации ввели налоговые льготы, стимулирующие инвестирование в энергосбережение).